9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Независимо от настраиваемого тормозного модуля начинать всегда следует с ручки управления. В её корпусе находятся регулировочные винты. Целью данного этапа настройки является выбор наиболее подходящего при нажатии усилия сопротивления, а также удобного расположения ручки по отношению к рулю.

На спортивных и горных велосипедах устанавливается три типа тормозных систем:

  • ободной тормоз V-brake;
  • дисковые механические;
  • дисковые гидравлические

Общей особенность при настройке данных типов тормозных модулей является тщательная проверка ведущей магистрали (троса или гидролинии). Например, в случае с гидравлическим тормозом — это осмотр гидролинии на возможные дефекты, при наличии которых происходит соответствующая замена линии и последующая прокачка всей системы. В случае же с тормозами, где управляющей магистралью является трос. Необходимо осмотреть его на возможные места разрыва и перетирания, а также осмотреть тормозную «рубашку». В случае видимых дефектов, произвести замену того или иного элемента.

Регулировка тормозов системы V-brake

Перед регулировкой тормоза отсоедините подведённую рубашку на переднем и заднем тормозе. Делать это можно одновременно оттягивая металлическую направляющую на тросе, параллельно притягивая тормозной рычаг к ободу колеса. Далее, необходимо выполнить следующие действия в точной последовательности:

  1. для определения сбалансированности и симметричности колодок на ободе необходимо ослабить винт, с помощью которого они крепятся к рычагу и выставить их, притягивая постепенно к ободу;
  2. необходимо выставить рабочую плоскость колодки таким образом, чтобы передняя её часть соприкасалась с ободом раньше задней. Для этого под заднюю часть нужно подложить тоненький предмет, прижать колодку к ободу и зафиксировать гайку окончательно;
  3. произвести центрирование рычагов. Это важно поскольку для одновременного соприкосновения колодок с ободом рычаги на колодках должны быть отцентрированы;
  4. выставить колодки в разжатом положении относительно обода колеса. Этот этап производится с целью налаживания остроты и плавности работы тормозных колодок, путём оптимальной регулировки натяжения троса.

Такие тормоза наиболее популярны

Регулировка дисковых механических тормозов

Механические дисковые тормоза, так же как и колодковые состоят из ручки, «рубашки», приводного тросика, но вместо колодок на них установлен тормозной диск (ротор) и машинка, которая имеет название калипер. Для того чтобы настроить дисковые тормоза необходимо:

  1. выставить все регулировки на ноль;
  2. открутить крепёж тросика, после чего выбрать оптимальную его слабину;
  3. разжать болты, удерживающие калипер, поскольку настройка возможна только в разжатом положении калипера;
  4. выставить машинку таким образом, чтобы зазор между тормозными колодками и ротором был одинаковый;
  5. закрутить болты и жёстко зафиксировать машинку.

Дисковый тормоза считается более надежным

Регулировка дисковых гидравлических тормозов

В большинстве случаев гидравлический тормоз обладает функцией автоматической подстройки колодок. Но бывают ситуации когда необходимо произвести настройку тормозов вручную.

Что же необходимо сделать:

  1. разжать два фиксирующих болта, которые удерживают калипер;
  2. прижать плотно калипер к вилке и выжать тормозную ручку на руле до упора;
  3. удерживая её закрепить болты на калипере в положении закрытого тормоза.

Это позволит обхватить тормозной диск колодками равномерно с двух сторон и отрегулировать тормозной модуль.

Если же было произведено техническое обслуживание некоторых элементов системы или замена их на новые, то для регулировки необходимо нажать ручку управления около 20 раз. Это даст возможность выставить колодки относительно ротора в рабочее положение.

При настройке могут возникнуть определённые проблемы, чаще всего — это проседание тормозной ручки. Нормализовать её положение можно путём прокачки системы (в том случае если есть воздушные пузырьки), если же проблема в протечках тормозной жидкости, то необходимо произвести замену гидролинии.

Заключение

Конечно же, настройка велосипедных тормозов не всегда может получиться с первого раза. Немного практики и этот процесс для вас перестанет быть проблемой. Тем более специалистом быть в регулировке всех типов тормозных систем совсем необязательно. Вам будет достаточно понять процесс регулировки той системы, которую вы используете и которая стоит на вашем велосипеде. В умении самостоятельно исправить поломку или отрегулировать тормоза есть большие плюсы.

  • во-первых, это то, что тормоза не подведут вас в нужный момент,
  • во-вторых, экономия денежных средств.

Даже несмотря на частую и тщательную регулировку тормозных систем, помните, что изношенные элементы лучше сразу заменить. Ведь отрегулированность и исправность тормозов это залог вашего здоровья и безопасности.

Тормоза для велосипеда: разновидности и история

Весь мир увлечен эволюцией. Всё течёт и всё постоянно меняется.
Прогресс везде проникает, появляются новые идеи, решения, материалы. Мир полнится открытиями. Велосипедная сфера не является исключением, она постоянно прогрессирует и, порой, это сопряжено с большим количеством споров и рассуждений. Мы в этой статье прольём свет на тормозные системы и расскажем, как они менялись со временем.

А ещё мы проливали свет на МТБ трансмиссии. Потом мы описывали МТБ трансмиссии Shimano и SRAM. После мы принялись за шоссейную тему и там снова вспомнили про Shimano и SRAM, потом подумали немного и написали про Campagnolo. Получилось интересно, почитайте.

История

Ложечные

Тормоза такого типа появлялись на заре велосипедостроения. Из себя конструкция представляет металлический элемент с изогнутой поверхностью, который закрепляется на короне вилки. Ложка прижимается к покрышке, велосипед замедляется. Очень просто.


Фото: flashbackfab.com

Разновидностью такого тормоза является замена металлической ложки на резиновую колодку. Конечно, износ покрышки будет невероятный, да и эффективность торможения будет сильно зависеть от давления в колесах. Спущенная покрышка может и вовсе сыграть злую шутку.
В любом случае, эти тормоза вышли из употребления очень давно и здесь о них упоминаем ради исторического экскурса.

Читайте так же:
Что регулирует винт качества на карбюраторе солекс

Стремянные (Rod brake)

Многие о таких тормозах ни сном, ни духом. И это не удивительно, так как в наших широтах они почти не появлялись, но пользовались популярность в восточных странах.
Состоят они из изогнутой скобы (стремянки), которая располагается в районе колеса и соединяется с тормозными колодками из резины, а колодки закрепляются на перьях вилки и подпружинены. От стремянки к рулю идёт жесткая тяга, которая соединяется с тормозной ручкой.
Чтобы велосипед остановился, колодки подводятся снизу вверх к ободу.


Многие видели V-brake системы и знают, что колодки подводятся слева и справа. А тут снизу вверх. Ободья предусмотрительно сконструированы с широкой полкой, чтобы колодкам было где разместиться.

Эффективность таких тормозов невысокая и требует хорошей геометрии колеса, “восьмёрки” и “яйца” могут негативно сказаться на качестве остановки.

Барабанные.

С тормозами такого типа сталкивались многие, чьё детство протекало в 90-е или ранее. или позже.
В действие они приводятся простым вращением педалей назад. Педали при этом оказывают сопротивление воздействуя на тормоз, спрятанный в задней втулке. Внутри втулки разжимаются колодки с фрикционным материалом прижимаясь к стенкам.


Передняя и задняя втулки Sturmey-Archer с барабанным тормозом

Отличительной особенностью конструкции является наличие металлической скобы с левой стороны колеса, которая крепится к перу цепной вилки. Встречаются тормозные барабаны с ручным приводом. В этом случае нет привязки к педалям, на руль выведен рычаг.

Исторический экскурс всё.

Современность

Современные решения для эффективной остановки велосипедиста можно разделить на две больших группы — ободные и дисковые тормоза.
Однако затесался еще один вид, на который стоит обратить внимание, так как применяется по сей день, хоть и не очень распространен.

Роллерные

Представляют из себя барабан с ребрами охлаждения, который крепится на одной стороне колеса. Внутри располагаются ролики, которые прижимают колодки к барабану. А ролики прижимаются к колодкам с помощью диска, похожего на шестеренку. В диске имеются выемки под ролики. Когда система приводится в действие, диск выталкивает ролики наружу, к колодкам.

Работает система в смазке, что повышает срок службы, на эффективности наличие смазки почти не сказывается из-за высокой силы прижатия колодок роликами.

Сложная конструкция и огромный вес фактически вытолкнули эту разновидность тормозов на задворки индустрии. Хотя на городских велосипедах подобные решения встречаются.
Из плюсов — хорошая мощность, защищенность от внешней среды.

Ободные тормоза

В своё время эти тормоза использовались почти повсеместно, на сегодняшний день многие производители их совершенствуют и выпускают в больших количествах. Хотя своё они уже отжили и вытесняются дисковыми тормозами.
Встречаются как на МТБ, так и на шоссейных велосипедах. Обладают средней останавливающей силой.

Конструкция может иметь одно или два крепления на раме велосипеда.
Если сказать о принципе работы в двух словах, то к ободу с двух сторон прижимаются колодки, которые выполняются как из резины, так и из разных компаундов, повышающих останавливающее усилие.

Общими недостатками ободных тормозов являются — зависимость от чистоты и геометрии обода, плохая модуляция, в присутствии воды практически перестают работать.
Кстати, когда говорим о модуляции, то подразумеваем способность системы реагировать на силу нажатия рычага на руле.

Кантилевер

Кантилеверные тормоза были одними из первых, которые покорили мир.
Имеют неоспоримое преимущество — небольшой вес. Пик популярности был во времена массового распространения МТБ велосипедов, благодаря хорошему грязевому зазору, однако их применение в наши дни сходит “нет”. Также были популярны в циклокроссе.


Кантилеверный тормоз Avid

Поворотные рычаги крепятся к перьям вилок, обратные концы между собой соединены тросом. К центральной части соединительного троса подводится трос от рычага на руле. К ободу колодки подводятся, двигаясь по радиусу и настраиваются так, чтобы трущиеся поверхности прижимались параллельно.

V-Brake

Тормоза этого типа являют собой усовершенствование кантилевера за счет удлинения поворотных рычагов и закрепления троса параллельно оси колеса.
Решение позволило увеличить их мощность и модуляцию.


До недавних пор почти на все на бюджетные МТБ устанавливались V-brakе, а лет 20 назад они были топовым оборудованием.

Подросшая длина поворотных рычагов привела к изменению конструкции тормозной ручки на руле. И если кантилеверные тормоза совместимы с шоссейными дуалконтролами, то v-brake нет, так как требуют большего хода. Поэтому встречались они, по большей части, на МТБ технике.
Бывают уменьшенные версии пригодные для циклокросса. Продукт очень нишевый, посему его относим к штучным производствам.
В компании Shimano была модель, которая имела параллельный подвод колодок. То есть, колодка в любом своём положении остается параллельна поверхности обода. Добиться результата удалось при помощи параллелограмма в конструкции рычагов. Выглядят такие тормоза очень эффектно.

В настоящее время v-brake широко применяются в основном на детских и бюджетных велосипедах из-за своей невысокой стоимости и неприхотливости в работе.
Разумеется, вариант с параллельным подводом к бюджетным не относится. И, кстати, из всех видов ободных тормозов наилучшей модуляцией обладают именно v-brake.

Читайте так же:
Как регулировать вом юмз

Клещевые или U-brake.

Клещевые тормоза не претерпели особых перемен с момента появления и широко применяются на велосипедах всех типов по сей день.
Основное отличие от v-brake — всего один шарнир, которым тормоз крепится к раме.
Встречаются решения с двумя шарнирами, что позволяет повысить эффективность торможения, однако второй шарнир крепится не к раме, а соединяет между собой клещи.
Использование на шоссейных велосипедах обусловило их адаптацию к аэродинамическим формам и появление легковесных конструкций.

Ободная гидравлика.

Да, бывают и такие. Широкого распространения они не находят из-за дороговизны. Встречаются чаще всего на городских велосипедах, были попытки внедрения в МТБ среду, но не прижились они там.


Гидравлический ободной тормоз Magura

В сердцах любителей классики занимают почетное место.
Суть работы такая же, как и у обычных тормозов, разница только в том, что колодки подводятся к ободу с помощью гидравлического цилиндра.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза наиболее популярны в наши дни и активно развиваются, проникая в велоиндустрию всё глубже и глубже. Распространение своё получили через МТБ технику, прижились очень быстро благодаря массе преимуществ.
Конструктив довольно прост. На втулке колеса закреплён металлический ротор, который сжимается с двух сторон тормозными колодками. Последние расположены в суппорте (калипер) и в действие система приводится при помощи гидравлики (гидравлические дисковые тормоза) или троса (механические дисковые тормоза).

Сравнительно недавно дисковые тормоза стали устанавливаться на шоссейные велосипеды, вокруг чего разгорелась нешуточная дискуссия. Сторонники дисков настаивают на отличной эффективности, противники говорят об опасности при падениях в пилотное.
Так или иначе, а UCI уже одобрила применение дисковых тормозов в шоссейном велоспорте.

Общими достоинствами являются: очень широкая модуляция, высокая мощность, нечувствительность к грязи и воде, надежность, обод не подвержен износу.

Profile picture for user Борик Владимир

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Как настроить тормоза на велосипеде

Регулировка тормозов на велосипеде

Без сомнения тормоза являются одним из самых важных компонентов на велосипеде. Их нужно поддерживать в хорошем состоянии — они должны быть всегда чистыми и правильно отрегулированными.

Тормоза должны быстро и эффективно реагировать на все ваши команды. Для достижения этой цели их проектируют с минимально возможными зазорами. Но со временем по мере износа в них появляется люфт, что приводит к увеличению времени реакции, снижению эффективности торможения и ухудшению управляемости велосипедом.

Что необходимо настроить?

  • Тормозные рычаги: Со временем рычаги могут загрязниться, а также сместится со своего посадочного места на руле.
  • Тормозные колодки: Тормозные колодки по мере их использования постепенно изнашиваются, что может привести к увеличению времени реакции тормозов и необходимой силы нажатия на тормозные ручки. Кроме того колодки могут сместиться со своего места.
  • Тормозные механизмы: Тормозные механизмы включают тормозные рычаги, тормозные башмаки (удерживают тормозные колодки на месте) и сами колодки. Из-за агрессивной езды, падений и аварий эти механизмы могут сместиться со своей позиции. Их следует регулярно проверять, чтобы быть уверенными, что все компоненты тормозов работают правильно и находятся на своих местах.
    Большинство проблем с тормозами на самом деле являются следствием повреждения колёс или изменения их формы. Если у вас постоянные возникают проблемы с тормозами, то вам следует провести полное техническое обслуживание велосипеда, чтобы в том числе проверить состояние колёс.
  • Тормозные тросики и рубашки: Со временем тросики могут износиться, поржаветь и растянуться. Возникшее вследствие этого дополнительное провисание в системе может привести к тому, что тормозные колодки немного отойдут от обода. Также могут порваться, погнуться и износиться гибкие рубашки, которые защищают тросики.

Как часто нужно проверять тормоза?

Проводите полную проверку тормозов перед каждой поездкой. Убедитесь, что компоненты тормозов находятся в хорошем состоянии и на своём месте.

Кроме того регулярно проводите проверку и техническое обслуживание тормозов у опытного механика, чтобы вовремя обнаружить проблемы, которые вы не заметили или не могли исправить из-за недостатка опыта. Если вы редко катаетесь на велосипеде, то регулировку тормозов следует проводить приблизительно каждые шесть месяцев. При более жесткой или частой эксплуатации сдавайте велосипед на техническое обслуживание чаще.

Процедура регулировки тормозов.

  • Регулировка тормозных рычагов: Просто нажмите на них до упора. Между внутренним краем каждого рычага и рулём должен остаться зазор примерно в один дюйм. Проверьте, чтобы каждый тормозной рычаг надёжно удерживался на своём месте — не смещался со своего места при надавливании на него со всех сторон. При нажатии тормозные рычаги должны перемещаться плавно: без рывков и скрипа.
  • Регулировка тормозных колодок: Осмотрите колодки на наличие трещин, значительного износа или затвердения поверхности. Колодки с затвердевшей поверхностью можно восстановить по описанной ниже процедуре. Колодки с трещинами или со значительным износом восстановлению не подлежат — их нужно заменить. Степень износа можно оценить по количеству трещин. Неравномерно изношенные колодки нужно отшлифовать или заменить.
  • Проверка положения тормозных механизмов: Визуально осмотрите переднюю и заднюю тормозные системы. Убедитесь, что тормоза расположены симметрично вокруг колеса и тормозные колодки равноудалены от обеих поверхностей обода. Каждая колодка должна:
    • При нажатии на тормозные ручки полностью контактировать с ободом, не прикасаться к покрышке выше и не свисать ниже обода.
    • Если смотреть на колодку сверху, то передний край колодок должен располагаться немного ближе к ободу, чем задний, чтобы он начинал контактировать с поверхностью обода немного раньше, чем задний край колодок.

    Распространённые поломки тормозов и их решение.

    Во время каждого технического обслуживания тормозной системы велосипеда необходимо проверять правильность расположения компонентов тормозов и их работоспособность. Полная регулировка тормозов выходит за рамки данной статьи и здесь не рассматривается.

    • Неправильная работа тормозных рычагов
      Как правило тормозные рычаги могут неправильно работать по трём причинам:
      1. Тормоза работают не на полную мощность
      2. Рычаги повреждены или загрязнены
      3. Тормозные колодки расположены недостаточно близко к ободам

      Решение 1: Большинство современных тормозов имеет так называемый быстросъёмный механизм, который позволяет ослабить тросики и при этом не сбить настройки тормозной системы. Как правило ослабление тросиков требуется для того, чтобы развести тормозные рычаги и вынуть колесо.
      Некоторые из таких быстросъёмных механизмов находятся на самих тормозах, другие расположены на тормозных рычагах или в любом другом месте на всём протяжении проложенного троса. Если вы обнаружили слишком большой люфт в тормозной системе, то сперва проверьте эти быстросъёмные механизмы, чтобы убедиться, что они не задействованы.
      Решение 2: Если с быстросъёмными механизмами всё в порядке, но тормозные рычаги работают плохо или вообще не работают, то возможно проблема в самих рычагах — они требуют очистки или замены.
      Решение 3: Если первые два решения не устранили проблему, то проверьте насколько близко к ободам находятся тормозные колодки, чтобы они могли создать достаточную силу торможения. Но перед тем, как начать регулировку тормозов, проверьте степень износа тормозных колодок. Изношенные тормозные колодки следует попросту заменить. Если же с ними всё в порядке, то попробуйте покрутить против часовой стрелки головку регулировки тросика, которая расположена в месте вхождения тросика в тормозной рычаг (или калипер на шоссейном велосипеде), пока не достигните требуемого расстояния между колодкой и ободом (стандартное расстояние 1/8 дюйма). Если головка регулировки тросика, также известная как штуцер, выкручена до предела, но тормозные колодки не достигли необходимого положения, то вам лучше отдать велосипед опытному веломеханику для проведения более полной регулировки тормозов.
      Всякий раз, когда вы проводите техническое обслуживание велосипеда, просите механика проверять обода, которые являются неотъемлемой частью тормозной системы велосипеда. Поврежденные или неправильно отрегулированные обода или колеса могут вызвать или способствовать возникновению неполадок с тормозами.

    • Неправильная установка тормозных механизмов или тормозных колодок
      Неправильная установка тормозных механизмов может привести к снижению эффективности торможения или появлению скрипа.
      Как правило тормозные механизмы и тормозные колодки удерживаются на месте с помощью обычных болтов, шайб и крепёжных гаек. В большинстве случаев переустановка ограничивается ослаблением необходимой гайки или болта и фиксацией тормозного механизма в правильном положении с помощью затягивания стопорного болта.
      Так как у каждого тормоза свою конструкция, то мы не приводим детальное описание необходимых регулировок. Потратьте немного времени на ознакомление с механизмами ваших тормозов, чтобы при необходимости вы могли произвести основные регулировки.
    • Недостаточная сила трения
      Если тормоза не обеспечивают достаточного тормозного усилия после проверки рычагов и механизмов, то скорей всего тормозной системе потребуется профессиональная регулировка. Но прежде, чем отдавать велосипед на ремонт в мастерскую, проверьте:
      • Загрязнены ли обода: Загрязнение ободов приводит к снижению эффективности торможения, даже если с самими тормозами всё порядке. В качестве решения проблемы проверьте обода и в случае необходимости почистите их.
      • Изношенные или «затвердевшие» колодки: Со временем из-за грязи на ободах тормозные колодки становятся жесткими и скользкими, что ведёт к снижению их эффективности. Поэтому проверяйте поверхность тормозных колодок всякий раз, когда замечаете уменьшение эффективности торможения или появление скрипа. Отшлифованные или затвердевшие поверхности тормозной колодки следует заменить или почистить по описанной ниже методике.

      Процедура очистки тормозов.

      Тормоза следует чистить всякий раз, когда замечаете снижение эффективности торможения или наличие грязи. Особенно важно поддерживать в чистоте тормозные колодки.

      Все про тормоза велосипеда

      Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:

      • ободные;
      • дисковые;
      • барабанные (педальные);
      • роллерные;

      Ободные тормоза

      Этот тормоз прост, как сам велосипед: грубо говоря, это по два рычага с резиновыми колодками, прикрепленные на перьях вилки и заднего треугольника, сходящихся под действием троса, который в свою очередь выбирается ручкой на руле.

      ободные тормоза

      Типы ободных тормозов

      Система настолько же проста, насколько и эффективна. Такой механизм практически не может поломаться и легко поддается регулировке. Существует несколько типов ободных тормозов:

      V-Brake тормоза

      Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов.

      Клещевые тормоза

      Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи.

      Кантилеверные тормоза

      Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

      Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

      Преимущества ободных тормозов

      • Простая и эффективная конструкция
      • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
      • Невысокая цена.
      • Невысокая нагрузка на спицы и втулку.
      • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза.
      • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.

      Недостатки ободных тормозов

      • Ухудшение работы в грязь и мокрую погоду, это приводит к опасным ситуациям.
      • Если обод кривоват (восьмерка), тормоза будут цеплять его.
      • Колодки тормоза требуют относительно частой смены.
      • Невозможность установки на многие рамы и вилки.
      • Более быстрый износ обода. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно.
      • стирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
      • С V-brake тормозами невозможно использовать очень широкие покрышки.

      Отчего же эти надежные тормоза постепенно вытесняются дисковыми даже в нише бюджетных велосипедов? Давайте посмотрим.

      Дисковые тормоза

      Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — суппорта.

      Дисковые тормоза делятся на 2 типа:

      1. Механические. Тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке.
      2. Гидравлические. Тормозное усилие передается жидкостью по гидролинии.

      Устройство дисковых тормозов

      Тормозной диск (ротор) прикреплен к втулке колеса, и тормозное машинке (калиперу), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

      механические тормоза

      Особенности механического тормоза

      • усилия от ручки передаются на трос;
      • трос подтягивается;
      • тормозная колодка перемещается в калипере;
      • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.

      гидравлические тормоза

      Особенности гидравлического тормоза

      • бачок с тормозной жидкостью или маслом;
      • гидролиния;
      • ведущий приводной цилиндр;
      • тормозные поршни.

      Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

      Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. В гидравлических тормозах подвижны обе колодки.

      Преимущества дисковых тормозов

      • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу.
      • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
      • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
      • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов.
      • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания.
      • Не изнашивают обод.
      • Позволяют использовать широкие покрышки.
      • Большой срок службы колодок.
      • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
      • Можно использовать в жестких условиях.

      Недостатки дисковых тормозов

      • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
      • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах.
      • Цена выше, чем у ободных тормозов.
      • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене;
      • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением).
      • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
      • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
      • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

      Выбор между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами

      Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.

      катание на велосипеде по городу и в горах

      Область применения механики и гидравлики

      Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.

      Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

      Если бюджет позволяет — берите гидравлику, ощущения от качественного торможения сложно описать словами, очень позитивные эмоции!

      Барабанные тормоза

      Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.

      Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

      Преимущества барабанных тормозов

      • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка.
      • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение.
      • Отсутствие износа обода.
      • Возможно ехать с искривленной геометрией колеса («восьмеркой»).

      Недостатки барабанных тормозов

      • Имеют большой вес.
      • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
      • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
      • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
      • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
      • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

      Роллерные тормоза

      Роллерные тормоза (роликовые, кулачковые), фактически, являются барабанными (но не колодочными) тормозами, но имеют несколько иной принцип прижатия роликов-«колодок» к барабану.

      роллерные тормоза

      Схематически механизм представляет собой такую же конструкцию как и внутренний (подколодочный) кулачковый механизм колодочного барабанного тормоза; либо развёрнутый против основного направления вращения роликовый кулачковый фрикцион муфты свободного хода.

      Преимущества роллерных тормозов

      • Мощные.
      • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
      • Отсутствие износа обода.
      • Возможность длительной работы без регулировок и настроек.
      • Можно ехать с искривленной геометрией колеса.

      Недостатки роллерных тормозов

      • Большая масса.
      • Высокая цена.
      • Невозможно установить на некоторые амортизационные рамы.
      • Возможно прокручивание колеса назад при нажатом тормозе.
      • Плохо распространены (в том числе и в России). Отсюда и сложности в приобретении.

      Так какие же тормоза выбрать?

      Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от цены, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

      Как поменять тормозные колодки на велосипеде?

      тормозные колодки велосипеда

      Н едавно мы изучали, как поменять тормозные тросики, чтобы улучшить тормозную способность. Однако, вы должны быть уверены, что и тормозные колодки находятся в хорошем состоянии. Колодки часто изнашиваются, поэтому в этот раз мы расскажем о том, как они заменяются на распространенных тормозных системах.
      По теме: Виды велосипедных тормозов

      Кантилеверные тормоза

      Кантилеверные тормоза

      Затянув снова все крепления, проверьте неподвижность колодки. Нажмите на рукоятку для проверки тормозов. Также прокрутите колесо, чтобы убедиться, что между колодкой и ободом есть достаточный просвет, и они не соприкасаются.

      Векторные тормоза («вибрейки»)

      Векторные тормоза велосипеда

      Может быть, понадобится сделать что-то вроде «схождения». То есть передний край колодки должен быть несколько ближе к ободу, чем задний. Это поможет избежать скрежета при торможении. Однако не всем «вибрейкам» необходимо схождение. Чтобы определить, требуется ли вашим тормозам схождение, просто прокатитесь на велосипеде и испробуйте их в действии. Для схождения колодок немного надавите на передний край и закрутите болты.

      И наконец, затяните гайки. Этот процесс может быть несколько трудоемким, поскольку при затягивании гайки колодка может сдвинуться. Придерживайте ее другой рукой. Проверьте крепление на прочность. Если вы можете повернуть рукой колодку, значит, гайку надо подтянуть плотнее.

      При установке новых тормозных колодок, вы, вероятно, будете должны отрегулировать натяжение тросика таким образом, чтобы колесо могло крутиться свободно, не соприкасаясь с колодкой. Как правило, расстояние между ободом и колодкой должно составлять 2-3 мм. Если будет нужна небольшая регулировка, то для этого достаточно подкрутить регулировочный барабан. Для большей подстройки может понадобиться открутить зажимный винт тросика. Регулировку требуется выполнить так, чтобы при нажатии на рычаги тормоза вполсилы сами тормоза были приведены в действие полностью.

      Если дальнейшая регулировка необходима, открутите зажимный винт, а затем ослабьте или натяните тросик. Закрутив винт, удостоверьтесь, что колесо вращается и не касается колодки. Также проверьте необходимую реакцию на нажатие на рычаги.

      Замена тормозных колодок v-brake — видео

      Прежде чем тормозные колодки полностью наберут тормозную способность, может пройти какое-то время. Произведите их обкатку в медленном темпе. После замены тормозов протестируйте их несколько раз на надежность крепления и корректную работу. Вдобавок перед поездкой неплохо будет протереть обод колеса, чтобы обеспечить хорошее торможение.

      Постарайтесь следить за чистотой обода и тормозных колодок, чтобы избежать их преждевременного изнашивания.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector