345 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель), схема которой приведена ниже, отличается простотой и надежностью. Она обеспечивает своевременное торможение грузовика, имеющего высокие показатели проходимости и весьма приличную грузоподъемность. Расстановка ведущих колес по формуле 4х2 рассчитана преимущественно на твердое покрытие, хотя и по бездорожью позволяет перемещаться вполне уверенно. Следовательно, тормоза должны хорошо работать в любых условиях.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Схема тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) с воздухоосушителем

Сама схема представлена на фото ниже.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

  1. Компрессорная установка.
  2. Резервуар ГЦ.
  3. Аварийный датчик.
  4. Фильтр.
  5. Тормозная конструкция заднего колеса.
  6. Датчик.
  7. Выключатель пневмосигнала.
  8. Глушитель.
  9. Сливной кран.
  10. Тормозное устройство фронтальных колес.
  11. Индикатор критического давления.
  12. Резервуар воздушный.
  13. Клапан обратного типа.
  14. Защитный одинарный клапан.
  15. Пневмоусилитель.
  16. Модулятор.
  17. Контрольный клапан.
  18. Атмосферный баллон.
  19. Сушитель воздуха.
  20. Датчик поршня.
  21. Тормозной кран с двумя секциями.

Общее описание

При проектировке грузовика, который создавался практически с нуля, было принято решение разработать кардинально новую схему тормозной системы. Дизель ГАЗ-3309 оснастили конструкцией, которая не зависела от предшествующих модификаций.

  1. Рабочий (основной) узел.
  2. Тормоз стояночный.
  3. Запасной блок.

Все системы направлены на одно действие – снижение скорости либо полную остановку автомобиля, в зависимости от подаваемых водителем команд. Немаловажным является тот фактор, что для грузового транспорта тормоза должны быть максимально надежными, гарантирующими остановку транспортного средства в любой ситуации, во избежание аварии с тяжелыми последствиями.

Основная система называется так, потому что эксплуатируется постоянно при движении авто. Любая конструкция тормозов состоит из привода и механики. Первый узел отвечает за активацию системы в нужный период, а механика создает сопротивление движению.

Управление и назначение

Основным органом управления системы тормозов автомобилей ГАЗ-3309 является ножная педаль. Она устанавливается между аналогами сцепления и газа. Нужно отметить, что на предшественниках данный элемент имел очень тугой выжим. Обновленная конструкция лишена этого недостатка полностью, педаль идет мягко и плавно, что сравнимо с зарубежными аналогами.

В грузовике 3309 стояночный и запасной тормоза объединены в один комплект. Это позволило уменьшить количество комплектующих элементов с одновременным упрощением конструкции. Так называемый «ручник» служит для удержания транспортного средства на уклоне при трогании с места либо во время длительных стоянок. Опытные водители знают, что это важный элемент, так как груженую машину очень сложно поймать без отката, даже при небольшом уклоне. Ниже изображена стояночная тормозная система ГАЗ-3309 (дизель).

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Схема приведена с пояснениями:

  1. Фиксатор.
  2. Рукоять рычажного типа.
  3. Статичный диск.
  4. Разжимной элемент.
  5. Колодки тормозные.
  6. Толкатель.
  7. Барабанный механизм.
  8. Пружина.
  9. Палец.
  10. Основной барабан.

Механика

Этот механизм состоит из разнообразных фрикционных деталей, монтируемых в прямой агрегации с колесом. Стояночный аналог в этом месте не агрегирует с главным узлом, имея отдельную конструкцию. Она монтируется на карданном валу с фиксацией при включении. В устройстве и схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) предусмотрены барабанные элементы, поскольку считаются оптимальными для рассматриваемого типа грузовых машин. Кроме самого барабана в конструкцию входят неподвижные колодки ленточной конфигурации, придавливаемые к нему.

Корпусная часть тесно взаимодействует с колесом, вращаясь вместе с ним. Во внутренней части имеются тормозные колодки на пружинах. При нажатии педали они прижимаются к барабану, замедляя его обороты. Фиксируются на ступице автомобиля они при помощи болтового крепления, обеспечивающего максимальное усилие. Материалом изготовления для колодок служит фрикционный сплав, устойчивый к истиранию.

Приводная часть

Привод в схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) нужен для управления механизмом с последующим совершением определенных манипуляций. На грузовик монтируются механический и гидравлический рабочие приводы, отвечающие за функционирование стояночного и основного узла. Гидропривод выбран не случайно, так как считается оптимальным вариантом для простого грузовика.

Кроме указанной модификации, существуют еще приводы пневматической и электрической конфигурации, которые имеют узкую специализацию, и на автомобилях рассматриваемой серии не эксплуатируются. Ниже, для наглядности, на рисунке изображен колесный тормозной механизм.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

  1. Колодка тормоза.
  2. Защита-колпак.
  3. Резервуар цилиндра.
  4. Поршень.
  5. Манжета.
  6. Поршень ведомый.
  7. Пружина стяжная.
  8. Скоба направляющая.
  9. Щит тормозной.
  10. Шайба.
  11. Гайка.
  12. Пальчиковый эксцентрик.
  13. Втулки.
  14. Пластины эксцентрика.
  15. Метки.
  16. Люк смотровой.

Особенности

Обзор устройства тормозов грузовиков ГАЗ-3307 и 09 продолжим изучением своеобразной системы сигнализации, оповещающей о неисправности тормозов. Кроме того, в конструкцию входит усилитель гидровакуумного типа с резервуаром и запорным клапаном. Раздельные гидравлические контуры смонтированы на каждой оси транспортного средства. Это дает возможность, при выходе из строя одного контура, обеспечить выполнение возложенных обязанностей, предупреждая возникновение аварийных ситуаций.

Баллонные резервуары отвечают за питание каждого отсека по отдельности, что сделано также в целях безопасности. По ходу контуров предусмотрен встроенный контроллер усилия тормозных сил, служащий для создания требуемого давления, если один из контуров сломается либо потребуется корректировка равного нажатия на каждое колесо. Проще говоря, приспособление не дает удвоить силу давления в рабочем контуре. При этом дистанция хода педали увеличивается, что требует от водителя максимального ее выжима.

Тормозной цилиндр

В полный обзор устройства тормозов грузовика ГАЗ-3307 и 09 следует включить изучение особенностей главного тормозного цилиндра. Он активируется от нажатия педали, создавая за счет небольших поршней требуемое давление в контуре. Этот элемент располовинен для каждого контура. Поршни с плавающими головками являются модификацией перепускного клапана. Во время свободного состояния педали ТЦ связывается с расширительным резервуаром.

При нажатии на педаль поршни начинают движение, садятся на место и плотно перекрываются. Соответственно, прекращается взаимодействие ТЦ и бачка. При нормальной ежедневной работе грузовика уровень тормозной смеси приближен к максимальному показателю, особенно на новых колодках и снятом индикаторе. Ниже приведено изображение тормозного крана, без которого не обойтись при переоборудовании тормозной системы ГАЗ-3309.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

  1. Рычажный корпус.
  2. Парный рычаг.
  3. Фиксирующий болт.
  4. Кулачок.
  5. Рабочая тяга.
  6. Направляющий элемент.
  7. Шток для прицепной секции.
  8. Диафрагма.
  9. Клапанное седло.
  10. Клапан впуска.
  11. Выпускной клапан.
  12. Выключатель «стопа».
  13. Выключатель сигнала.
  14. Диафрагма.
  15. Шток.
  16. Корпус.

Усилитель

Этот элемент нужен для того, чтобы создавать добавочное давление в контурах узла. Это дает возможность улучшить качество торможения машины, при этом не требуется максимального усилия для нажатия педали. Принцип действия гидравлического вакуумного усилителя основан на создании дополнительного давления во впускной части силового агрегата, что обуславливает аналогичное действие и в ТЦ.

Читайте так же:
Регулировка привода сцепления ваз 2131

При поломке механизма качество торможения резко ухудшается, поскольку во впускную трубу двигателя подается постоянный поток воздуха. Это способствует обеднению топливной смеси в части цилиндров. По этой причине автомобиль может заглохнуть. При этом завести его получится только после ремонта тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель). Схема устроена таким образом, что при указанной неисправности несгоревшая смесь удаляет смазку и царапает зеркало цилиндра.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Принцип работы

После нажатия педали усилитель гидровакуумного действия улавливает данный маневр, многократно повышая усилие, переправляя его на главный ТЦ транспортного средства. На рабочих контурах поршневые элементы увеличивают давление жидкости в соответствии с силой нажатия педали. Сила давления при этом резко повышается, рабочие цилиндры колес смещают колодки в барабанах ТС.

Если педаль продолжает движение, усилие возрастает и далее, после чего механизмы полностью приводятся в рабочее состояние. Колодки, входя в сцепление с барабанными элементами, замедляют вращение колес с максимальным усилием там, где колесо входит в контакт с дорогой. Тормозная сила противодействует вращательному аналогу, в результате чего машина замедляется.

Для возобновления движения водитель снимает ногу с педали, после чего возвратный пружинный механизм возвращает ее в свободную позицию. Следом за этим элементом освобождаются поршни ТЦ. Колодки отходят от поверхности под усилием специальных пружин. Избыток смазки выдавливается через открытые головки, подается в расширительный бак. При этом показатель давления снижается до минимума.

Как прокачать тормоза на ГАЗ-3309?

Прокачка системы осуществляется следующим образом:

  1. Хорошо очищают перепускные клапана на цилиндрах колес.
  2. Отвинчивают крышку налива резервуара ГЦ (главный цилиндров).
  3. Заполняют бачок тормозной жидкостью. Заливать необходимо состав, предусмотренный инструкцией по эксплуатации.
  4. Давление в воздушных баллонах должно соответствовать показателю 0,6-0,8 Мпа.
  5. Прокачивают контур гидропривода передних колес.
  6. Снимают колпак перепускного клапана правого фронтального тормоза, надевают резиновый шланг, опускают его свободный край в тормозную жидкость, предварительно налитую в стеклянную емкость.
  7. Отвинчивают перепускной клапан на пол-оборота, выжимают несколько раз педаль тормоза. Гидропривод прокачивают до момента прекращения появления пузырьков в сосуде, куда опущен резиновый шланг.
  8. Закручивают перепускной клапан при нажатой педали.
  9. Прокачивают ТЦ левого переднего колеса аналогичным способом.
  10. Проделывают операцию с элементами заднего привода таким же методом.
  11. Прокачку выполняют в указанной выше последовательности.
  12. В бачок ГЦ доливают тормозную жидкость. Уровень должен быть на 1-2 сантиметра ниже максимального указателя на горловине бачка.

Выполняя указанную операцию, необходимо доливать рабочую жидкость, не допуская осушения дна резервуара.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Обслуживание

Профилактические меры по обслуживанию тормозной системы заключаются в периодическом осмотре соединений и уплотнений на предмет прокачки, надежности крепления, общего состояния узла. Чтобы избежать частого ремонта тормозов ГАЗ-3309, следует регулярно менять картридж воздухоосушителя. Кроме того, в зимнее время нужно следить за сливом конденсата, предотвращая его замерзание. Также необходимо обращать внимание на плотность прилегания чехла крана к корпусу и его состояние. Герметичность механизма проверяют при помощи мыльного состава.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как правильно прокачать тормоза – пошаговая инструкция

Во время проектировки подобного транспортного средства инженеры завода приняли решение о разработке его конструкции практически с нуля, что сделало её не похожей на остальные автомобили автоконцерна. Особого упоминания заслуживает тормозная система ГАЗ 3309, которая кардинально отличается от своих предшественников.

Изучая её устройство, целесообразно выделить несколько категорий основных элементов, за счет которых обеспечивается корректная работа. К их числу следует отнести:

  • рабочий узел;
  • оборудование стоячного тормоза;
  • запасная система.

Тормозная система

Исправная тормозная система обеспечивает безопасность вождения

Все они предназначены для оперативного торможения грузовика либо замедления его движения. Пневмогидравлические тормоза этого автомобиля отличаются надежностью, что особенно важно для грузового транспорта, тормозной путь которого имеет решающее значение при возникновении опасных ситуаций на дороге.

Под рабочим узлом подразумевается основная система, которая постоянно используется во время движения, а запасная является резервом на случай отказа первой.

Устройство тормозов

Рассматривая конструкцию этой системы ГАЗ 3309, необходимо отметить, что стоячная и резервная системы совмещены в один комплект, что следует учитывать при выполнении ремонтных работ. В предыдущих моделях для торможения педаль приходилось выжимать со значительным усилием, однако в новой конструкции инженерам автоконцерна удалось полностью ликвидировать этот недостаток.

Устройство тормозов предусматривает наличие следующих элементов:

  • стоячный тормоз — фиксатор, рычаг-рукоятка, диск, трос ручного тормоза разжимной элемент, барабан, колодки, сопутствующие механизмы;
  • приводная часть — колодки, защитные колпаки, поршни, направляющие скобы, щит, резервуары гидроцилиндра, а также прочие комплектующие;
  • тормозной цилиндр — рычажной корпус, тяга, направляющие детали, включатели стоп-сигнала.

Важным элементом конструкции представляется усилитель, который предназначен для увеличения давления в ключевых узлах. За счет этого появляется возможность существенно повысить эффективность торможения без необходимости прикладывать максимальные усилия по отношению к органам управления.

Тормозная система ГАЗ-3309

При выполнении различных ремонтных работ автолюбителю может помочь схема тормозной системы ГАЗ 3309 дизель, поскольку она имеет сложное устройство, которое может вызвать трудности во время самостоятельного устранения неисправностей. Тормоза этого автомобиля позволяют быстро и эффективно остановить грузовик, что способствует повышению безопасности движения.

Особенности вакуумного насоса

Важным элементом конструкции представляется вакуумный усилитель, который способен создавать необходимое давление в системе. За счет этого удается значительно увеличить эффективность торможения, а также снизить необходимое усилие при давлении на педаль. Следует помнить, что некорректная работа этого важного узла — опасная поломка, приводящая к нестабильной работе силового агрегата.

Это обусловлено попаданием воздуха во впускную трубу мотора, что способствует обеднению топливной смеси в его цилиндрах. В результате этого автомобиль не может работать длительное время, периодически глохнет. Конструкция системы предполагает удаление смазки, механическое повреждение цилиндров при подобной неисправности, ввиду чего необходимо устранить её как можно раньше.

Схема тормозов

Тормозная система ГАЗ 3309

Диагностика неисправностей и ремонт

Чтобы понять, что же конкретно случилось с тормозной системой вашего верного двухколесного друга, нужно сперва проделать некоторые эксперименты. Первым делом нужно снять колесо, где данная проблема появилась. Далее нужно хорошо очистить тормозную машинку, легче всего это делать при помощи зубной щетки. Ну а главной целью является снять колодки.

Читайте так же:
Регулировка теплового зазора клапанов уаз

Когда откроется доступ к рабочим поршням, нужно вдавить их при помощи отвертки, а затем плавно нажать на тормозную ручку. Оба поршня должны выдвинуться вперед. Если один из них заклинил, нужно применять ремкомплект для устранения неисправности. Также поршневую систему нужно внимательно осмотреть на предмет протеканий, если они присутствуют, значит, цилиндропоршневая группа изношена. Как правило, в этом случае меняют поршни или специальные уплотнительные кольца на них.

В заключении нужно внимательно осмотреть всю гидравлическую линию. На ней не должно быть перегибов, вмятин и других повреждений. Если они присутствуют, гидролинию нужно менять.

Необходимый набор инструментов для работы

При обнаружении первых симптомов проблемы с тормозами – необходимо определиться, есть ли возможность обратиться в сервис. Специалисты обладают необходимым опытом и навыками для быстрого и безопасного проведения работ. Отдельную роль в решении проблемы играет оборудование.

Если в специализированных местах используют уникальные приспособления с универсальными адаптерами под любое авто, то при прокачке тормозов своими руками достаточно подручных средств. Для проведения необходимо обзавестись набором соответствующих ключей, тарой для тормозной жидкости и несколькими шлангами. Последние должны по диаметру отверстий полностью подходить к штуцерам для прокачки.

прокачка тормозов через бутылку

Регулировка стояночного тормоза

Одной из наиболее важных работ при обслуживании данного транспортного средства представляется регулировка стояночного тормоза. Она выполняется в несколько этапов, а от автолюбителя потребуется лишь наличие необходимых навыков, гаечного ключа на 24 мм, а также отвертки.

Регулировка ручного тормоза осуществляется при помощи следующего алгоритма действий:

  1. Опустить рычаг в нижнее положение, а КПП переключить на нейтраль;
  2. Вывесить заднее колесо с левой стороны при помощи домкрата, после чего удалить заглушку щита.
  3. Вращать его, выворачивая при помощи отвертки регулировочный винт до тех пор, пока оно не будет притормаживаться, после чего открутить винт до свободного вращения колеса.
  4. Установить заглушку, опустить колесо, после чего аналогичным образом отрегулировать механизм с правой стороны.

Подобные действия позволяют поддерживать систему стоячного тормоза в оптимальном состоянии, что гарантирует их эффективную работу.

Прокачивание тормозов с АБС

Эта процедура выполняется с целью устранения избытка воздушных масс из гидравлического привода. Они могли проникнуть в него во время ремонтных работ либо во время замены жидкости для тормозов .

Воздушные массы внутри этих механизмов недопустимы, поскольку отрицательно воздействуют на функционирование тормозной системы. Потребность в прокачивании может быть выявлена путём выжимания несколько раз тормозной педали.

Когда выжимание педали сопровождается ощущением её чрезмерной плавности, требуются возобновление герметичности и прокачки тормозов. Осуществление этих процедур может происходить при участии профессионалов либо самостоятельно. Требуется использовать исключительно новую жидкость, причём именно такую, которая подойдёт для Вашего авто по своим показателям.

Перед прокачиванием нужно создать удобный доступ ко всем нужным узлам, для этого может потребоваться снять определённое колесо либо загнать машину на специальную яму.

Влага в тормозной системе

Следующим источником образования воздушных пробок это наличие в системе влаги. Как правило при длительной эксплуатации автомобиля без замены тормозной жидкости, она впитывает в себя влагу. В процессе работы тормозная система нагревается, и влага скопившаяся в тормозной жидкости превращается в пар. В результате образуются воздушные пробки В этом случае необходимо полностью заменить тормозную жидкость и прокачать систему.

Методика прокачки тормозов

Многих владельцев данного автомобиля интересует, как правильно прокачивать тормозную систему для более эффективной работы. Это актуальная проблема для многих моделей отечественных грузовиков, для решения которой требуется комплексный подход. Выполнить подобный тюнинг можно, придерживаясь следующей инструкции:

  1. Очистить клапанные механизмы цилиндров каждого колеса.
  2. Отвинтить крышку цилиндров.
  3. Заполнить его жидкостью, рекомендованной производителем.
  4. Прокачать контур передних колес.
  5. Демонтировать колпак клапана тормозного механизма, установить шланг, разместить другой его конец в емкости с тормозной жидкостью.
  6. Открутить клапан на половину оборота, после чего несколько раз выжать тормозную педаль.
  7. Закрутить клапан обратно, прокачать остальные колеса с помощью подобного метода.

При заливке тормозной жидкости целесообразно помнить, что её оптимальный уровень располагается на 2-3 см ниже максимально рекомендуемой отметки.

Ошибки при прокачке тормозов

Перед тем, как прокачать тормоза правильно, стоит учесть три распространенные ошибки, которые допускаются при этом. Поэтому НЕЛЬЗЯ:

  1. Смешивать разные тормозные жидкости. Если смешать минеральную тормозную жидкость с гликолевой – это повредит резиновые манжеты гидропривода и забьет систему сгустками. Не рекомендуется также смешивать разные по классам жидкости (DOT 3, DOT4, DOT5), поскольку они имеют различную температуру кипения и это снизит их характеристики.
  2. Допустить, чтобы сильно упал уровень тормозной жидкости. Если не следить за уровнем тормозной жидкости в бачке, и он опустится ниже минимального уровня, то в тормозную систему попадет воздух.
  3. Создавать высокое давление в тормозном бачке. Когда прокачиваете тормоза самостоятельно, не переусердствуйте с создаваемым в бачке давлением, иначе его может разорвать. Рекомендованное давление – 0,8 атмосферы.

Сколько стоит прокачать тормоза

Стоимость прокачки тормозов в каждом автосервисе разная. К примеру, средняя цена для Ваз 2109 — от 450 р. Примерно за 900 — 1000 р сервисные инженеры выполнят замену тормозной жидкости с прокачкой системы. Для других моделей Ваз стоимость приблизительно такая же.

Цена для иномарок немного выше. Точно узнать, сколько стоит прокачать тормоза на машине, к примеру Шкода Октавия, Вы сможете только на сервисе. В среднем услуга обойдется от 800 до 1500 рублей. А если придется применять специальное оборудование для прокачки блока АБС, то еще и дороже.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Обслуживание

Профилактические меры по обслуживанию тормозной системы заключаются в периодическом осмотре соединений и уплотнений на предмет прокачки, надежности крепления, общего состояния узла. Чтобы избежать частого ремонта тормозов ГАЗ-3309, следует регулярно менять картридж воздухоосушителя. Кроме того, в зимнее время нужно следить за сливом конденсата, предотвращая его замерзание. Также необходимо обращать внимание на плотность прилегания чехла крана к корпусу и его состояние. Герметичность механизма проверяют при помощи мыльного состава.

Читайте так же:
Как отрегулировать тяги кпп на уаз 452

Тормозное устройство заднего колеса

Тормозное устройство заднего колеса на ВАЗ 2114

  1. Ступичная гайка
  2. Фланец ступицы. К ней крепится тормозной барабан
  3. Нижняя стягивающая пружинка
  4. Левая колодка
  5. Упорная пружина
  6. Цилиндр
  7. Верхняя стягивающая пружинка
  8. Направляющая планка
  9. Эксцентрик
  10. Правая колодка
  11. Накладка колодки

Совет: при движении по глубоким лужам или через речку вброд, тормозные механизмы намокают. Это резко снижает эффективность торможения. Сразу после преодоления водного препятствия на прямом участке и малой скорости несколько раз затормозите. Накладки колодок, диски и барабаны нагреются и высохнут. Эффективность системы восстановится.

В целом тормозная система ВАЗ-2114 простая и надежная. Для человека, имеющего опыт управления автомобилей других марок, ее обслуживание на «четырнадцатке» не составит проблем. Но и те водители, кто впервые сел за руль автомобиля, легко смогут разобраться с принципом работы и особенностями эксплуатации тормозной системы ВАЗ-2114. Но помните: обслуживать тормозную систему лучше на гарантийных СТО у опытных мастеров.

Дизельный самосвал Газ-3309

Дизельный самосвал Газ-3309— популярный автомобиль, выпускаемый еще с 1994 года и пользующийся большим спросом в строительной и иных сферах. Машина имеет множество модификаций, надежный двигатель и почти «не убиваемую» трансмиссия. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого транспорта, приведем его основные технические характеристики, поговорим о модификациях и ценах.

  1. История создания модели ГАЗ-3309
  2. Назначение грузовика
  3. Технические характеристики ГАЗ-3309
    • Двигатель ММЗД-245
    • Трансмиссия
    • Ходовая
    • Тормозная система
  4. Кабина грузовика Газ-3309
  5. Модификации машины
  6. Цена самосвала ГАЗ-3309
  7. Видео "Газ 3309 дизель"

История создания модели ГАЗ-3309

Дизельный самосвал Газ-3309

В 1960-х годах был запущен проект по созданию нового типа грузовиков. Работники завода Газ получили задание разработать новый, более надежный и универсальный автомобиль, способный решать разные задачи. В 1976-м произведен пересмотр подходов в отношении системы охлаждения, и предпочтение было отдано воздушному варианту, а уже в 1981-м представлен опытный образец нового поколения грузовиков.

В 1986-м на заводе Газ выпущен первый грузовой автомобиль с названием Газ 3307, который в дальнейшем лег в основу Газ-3309. Эти модели имели много общего, а главной внешней особенностью было наружное расположение трубы воздухозаборника. В 1994-м стартовал серийный выпуска машины, а в течение двух-трех лет новая модель полностью вытеснила карбюраторную 3307.

В 1997-м руководством завод Газ принято решение об остановке выпуска дизельных моторов, что поставило четырехлетнюю паузу процесс выпуска модели 3309. С 2001-го производство было восстановлено, но уже с применением ММЗ Д-245.7, которые закупались на территории Беларуси. В дальнейшем линейка моторов менялась для соответствия требованиям Евро-2, Евро-3. В 2013-м машина получила новый двигатель ЯМЗ 5342.10, соответствующий нормам Евро-4.

В 2021 года грузовик продолжает пользоваться спросом. Он представлен в большом количестве модификаций и задействован почти во всех сферах деятельности. При этом процесс изготовления автомобиля на заводе Газ до сих пор продолжается.

Назначение грузовика

Главная функция автомобиля Газ— транспортировка промышленных и непромышленных грузов, при перевозке которых нет не нужно поддерживать определенную температуру или влажность. По этой причине классический фургон Газ 3309 производится без применения дополнительных утеплителей.

Назначение Газ-3309 зависит от применяемого шасси. Во всех версиях грузовик можно использовать для перевозок в городе, между разными населенными пунктами и регионами в широких температурных диапазонах и по разным дорогам.

Автомобили представлены в следующих сферах:

  • Коммунальная — мусоровозы, уборщики дорог зимой / летом, поливочные машины.
  • Бизнес — перевозка продовольственной продукции и стройматериалов, служба доставки воды и прочее.
  • Строительство. Самосвалы Газ-3309 активно применяются для перевозки сыпучих изделий в процессе строительства мостов, дорог и иных инфраструктурных объектов.

Грузовики с более длинной базой используются для перевозки грузов специального назначения, к примеру, деревянные / пластиковые окна, заготовки при изготовлении мебели и т. д. Также техника может выступать в качестве базы для эвакуаторов, гидроманипуляторов и мини-кранов. Столь широкий выбор вариантов стал одной из причин популярности автомобиля.

Технические характеристики ГАЗ-3309

Дизельный самосвал Газ-3309

Высокий спрос Газ-3309 обусловлен не только большим выбором модификаций, но и отличными техническими характеристиками. К основным параметрам стоит отнести:

Технические характеристикиЗначения
Грузоподъемность с тентом / без тента, т4,5 / 4,35
Полный вес, т8,18
Размеры (ДхШхВ), м6,436х2,7х2,905
Колесная база, м3,77
Колея передняя / задняя, м1,63 / 1,69
Клиренс, см26,5
Радиус разворота, м8
Максимальная скорость с полной загрузкой, км/ч95
Расход горючего, л / 100 км/ч14,5
Угол подъема, град25
Высота погрузки, м1,365

Двигатель ММЗД-245

За время выпуска Газ-3309 поставлялся со многими вариантами моторов, но наибольшее распространение получил ММЗ Д-245.7. Это дизельный 4-тактный двигатель, оборудованный турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. В силовом агрегате работало четыре цилиндра с вертикальным расположением и диаметром 11 см. При этом ход поршня во время работы составляет 12,5 см.

При 4,75-литровом объеме двигатель развивает мощность в 119 лошадиных сил при 2400 оборотах в минуту. Наибольший крутящий момент при частоте вращения коленвала от 1300 до 1600 оборотов в минуту составляет 413 Н*м.

Двигатель работает с ТНВД ЯЗДА или Бош, а также плунжерным подкачивающим топлива насосом. К дополнительным особенностям стоит отнести наличие форсунок Bosch, фильтры тонкой / грубой очистки, сухой бумажный фильтр со сменным элементом. Система смазки комбинированная, работает под давлением. Радиатор встроен в силовой агрегат, а масляный фильтр не предусматривает разборку.

Двигатель

Для достижения нужного параметра очистки применяется система рециркуляции выхлопа, управляемая из специального блока. Имеется закрытая вентиляция картерного узла. Турбированный наддув работает на газотурбинном принципе.

Кроме ММЗД-245, на грузовике Газ-3309 также устанавливался ярославский двигатель на 4.43 литра и 134,5 лошадиные силы. Расход этого двигателя ниже и составляет 15,5 л на «сотню».

В небольшом количестве выпускались грузовики с 3.76-литровыми дизельными силовыми агрегатами Камминз типа ISF 3.8L с мощностью 152,3 лошадиные силы. В еще более редких случаях ставился мотор Газ 562.10, представляющий собой копию двигателя из Австрии SteyrM16.

Трансмиссия

Все моторы самосвала дизеля Газ-3309 комплектовались в паре с 5-скоростной МКПП с синхронизированными передачами. К его особенностям относится постоянно зацепление шестеренок и работа с сухим однодисковым сцепным механизмом.

В качестве привода сцепления выступает гидравлическая система. Передаточные числа на пяти скоростях составляют 6.286; 3.391; 2.133; 1.351 и 1.0 соответственно. Для заднего хода — 5.429. В качестве основной передачи выступает коническая гипоидная скорость, а передаточное число равно 5.5.

Что касается карданной части, здесь предусмотрена пара открытых валов с промежуточной опорой, а также тройка карданных шарниров. Дифференциал Газ-3309 выполнен в форме конуса и является шестеренчатым, а полуоси полностью разгружены.

Ходовая

Все варианты Газ-3309 выпускаются с задним приводом, а в качестве основной базы применяется прочная рама и зависимые передние / задние подвески на рессорах. Спереди они работают вместе с 2-сторонимми амортизаторами телескопического типа. Сзади предусмотрено два типа рессор: основные и дополнительные.

В передних кронштейнах спереди устанавливаются упорные резиновые подушки, принимающие на себя основные усилия и исключающие движение рессор. Продольные смещения в местах прогибов происходят, благодаря рессорам, а края подрессорных элементов опираются на опоры из резины. Амортизаторы в передней оси имеют разборную конструкцию, что упрощает их обслуживание.

Ходовая

На грузовике установлены дисковые колеса с ободом типа 6.0Б-20 и радиальными / пневматическими шинами 8.25 R20 с давлением 4.0 в передних и 6.3 кгс/см2 в задних.

Параметры развала / схождения составляют 1 градус и от 0 до 3 мм соответственно. При необходимости ремонта, а также замены вышедших из строя узлов подвеска Газ-3309 частично или полностью разбирается. При этом сильные удары по рессорам исключены из-за риска их повреждения.

Тормозная система

В самосвале Газ-3309 предусмотрена 2-контутрная система торможения, состоящая из гидропривода, гидравлического вакуумного усилителя, барабанов и ресивера вакуумного типа для всех контуров. Имеется система АБС, обеспечивающая защиту от пробуксовки.
Основные элементы системы:

  1. Рабочая — гидравлический вакуумный усилитель и гидропривод.
  2. Запасная — используется любой из исправных контуров.
  3. Стояночная — механическая система с блокировкой задних колес.

В качестве тормозного механизма применяется барабанная система с колодками, обеспечивающая необходимую эффективность торможения.

Кабина грузовика Газ-3309

Кабина и кузов самосвала Газ-3309 мало отличаются от конструкции других представителей этого семейства. Так, кабинная часть изготовлена из цельного металла. Внутри предусмотрено два места для водителя и пассажира. Дизайн простой и лаконичный без каких-либо излишеств. При оформлении дизайнеры сделали упор на классические прямые контуры.

Для входа водителя / пассажира предусмотрены широкие двери, отличающиеся большим остеклением и отличной обзорностью. По бокам установлены большие зеркала заднего вида без автоматического регулирования (положение меняется только вручную). Доступ к подкапотному пространству обеспечивается путем поднятия большой крышки. При этом водителю открыты все узлы.

Кабина

Водительское и пассажирское кресла разделены, отличаются хорошим удобством и высокой спинкой. Предусмотрены регулировки по вертикали и горизонтали, 3-точечные ремни безопасности. Нет претензий к кабине и с позиции комфорта. Так, жидкостный отопитель с радиатором обеспечивает качественный нагрев в холодный период, а вентилятор спасает летом. Также есть независимый воздушный отопитель, работающий на солярке.

При изготовлении кузовной части использовались продольные швеллера и поперечные балки, а каркаса стеновой / потолочной части — квадратная труба. На полу предусмотрены квадратные доски, обшитые стойкой к влаге фанерой, а в нижней части закреплен оцинкованный материал, исключающий попадание грязи и воды.

Модификации машины

За время производства автомобиля Газ-3309 рынок увидел множество модификаций. К основным моделям стоит отнести:

  • 33090 — грузовик с базовым шасси и двигателем ММЗ Д 245.7, соответствующим Евро 2 и комплектуемый турбиной;
  • 3309 «Добрыня» — машина с более длинным кузовом, достигающим 7,9 метров, имеет кабину со спальным местом, есть спойлеры и аэродинамические элементы;
  • 33091 — еще одна удлиненная версия грузовика на 1,4 метра, также комплектуется силовым агрегатом ММЗ Д 245.7;
  • САЗ 35071 — самосвал с 3-сторонней загрузкой / погрузкой, изготовлен на базе Газ-3309, перевозит грузы до 4,13 тонн и имеет кузов объемом 4,5 куб. метра;
  • 33092 — грузовик со сдвоенной кабиной, позволяющей перевозить до семи человек одновременно, комплектуется ММЗ Д 245.7, имеет множество надстроек для специальной техники: мастерских, пожарного транспорта и т. д;
  • САЗ 35071 — еще один самосвал, имеющий 3-стороннюю загрузку / разгрузку, перевозит груз до 4.13 тонн, имеет объем кузова до 5 куб. метров, а при установке надставных бортов — до 10 куб. м;
  • 33094 — более длинная версия грузовика Газ-3309, применяемая в качестве автобуса;
  • 33096 — грузовик с бортовой надстройкой, комплектуется мотором Камминз ISF 3.L, применяется для перевозки грузов специального назначения;
  • 33098 — еще один бортовой автомобиль Газ-3309, но уже с турбированным дизельным агрегатом ЯМЗ 53442-10.

Выше представлены основные модификации Газ-3309, но на практике их было значительно больше. Это обусловлено высоким спросом на автомобиль, поэтому специалисты Горьковского завода старались покрыть потребности представителей разных сфер и постоянно работали над оптимизацией технической части.

Цена самосвала ГАЗ-3309

самосвал газ-3309

Самосвал Газ-3309 сочетает в себе качества небольшого, но при этом вместительного грузовика с хорошей грузоподъемности. Уже в базовой версии имеется ГУР, АБС, шумо- и теплоизоляция кабины, современные сидения, кнопка ЭРА Глонасс и место под тахограф.

Цена самосвала Газ-3309 стартует с 2,5 млн рублей и во многом зависит от версии, комплектации и других особенностей. При этом с обслуживанием и ремонтом автомобиля не возникает сложностей, благодаря ремонтопригодности его элементов и большому количеству обслуживающих СТО.

При желании сэкономить можно купить бу самосвал Газ-3309, который обойдется существенно дешевле. Так, грузовик 2013 года можно купить за 600-900 тысяч рублей. Но здесь нужно обращать внимание на тип надстройки, техническое состояние и другие моменты.

Заключение

Судя по отзывам, Газ-3309 продолжает пользоваться спросом и успешно вытесняет многие зарубежные аналоги.

Владельцам нравится небольшая стоимость обслуживания, большой клиренс, экономичность, простор салона и управляемость. Небольшие нарекания вызывает качество материалов, не очень хорошая шумоизоляция и простой дизайн, но они полностью компенсируются более доступной ценой.

Тугая педаль сцепления: причины неисправности

Сцепление – один из наиболее нагруженных механизмов, предназначенный для соединения первичного вала КПП с маховиком коленчатого вала ДВС. Включение и выключение сцепления осуществляется посредством педали сцепления, которая может быть «подключена» к выжимному подшипнику механическим либо гидравлическим способом.

Одной из распространенных неисправностей на авто с МКПП является тугая педаль сцепления, когда водителю нужно прилагать заметное усилие при нажатии. При этом причин того, почему тугое сцепление, может быть несколько: крепление самой педали, неполадки привода сцепления, неисправности механизма сцепления и т.п. Далее мы рассмотрим признаки, указывающие на то, что жесткая педаль сцепления является симптомом неисправности, а также причины тугого сцепления.

Устройство и виды сцепления: особенности подключения привода

Жесткая педаль сцепления

Перед тем, как перейти к неполадкам и тугой педали, необходимо отдельно уделить внимание устройству сцепления. Стандартное сцепление, установленное на автомобиль с механической трансмиссией, включает в себя:

    ;
  • ведомый диск сцепления;
  • выжимной подшипник;
  • муфту выключения и вилку сцепления;
  • привод сцепления;
  • корзину сцепления.

Существует несколько разновидностей сцепления:

  • однодисковое, двухдисковое или многодисковое (по количеству ведомых дисков);
  • сухое или мокрое (тип рабочей среды);
  • с механическим или гидравлическим приводом.

Механический способ подключения педали к выжимному подшипнику осуществляется посредством тросика, подключенного к вилке сцепления, которая механическим способом нажимает на выжимной подшипник, который размыкает диски сцепления.

В случае с гидравлическим способом управление нажимом выжимного подшипника осуществляется посредством жидкости. В этом случае при нажатии на педаль сцепления в гидравлическом контуре создается избыточное давления, которое, в свою очередь, воздействуя на гидравлическую часть выжимного подшипника, который размыкает диски сцепления.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что правильно отрегулированная педаль сцепления (если предусмотрены регулировки на конкретной модели) должна иметь свободный ход.

Признаки неисправности сцепления

Скрипит педаль сцепления

Неполадки сцепления могут отразиться на общем техническом состоянии автомобиля и повлиять на безопасность движения как самого транспортного средства, так и других участников дорожного движения.

  • появление нехарактерных звуков при нажатии на педаль сцепления; ;
  • необходимость в частых регулировках свободного хода педали сцепления;
  • прерывистое включение сцепления при отпускании педали сцепления;
  • пробуксовка сцепления (появление запаха горения фрикционных накладок ведомого диска, повышенный расход топлива).

Педаль сцепления стала мягкой причины Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль сцепления стала мягкой. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам педаль сцепления мягкая, а также что делать в этом случае.

Если тугая педаль сцепления с механическим приводом, тогда причины следующие:

  • неисправности в механизме крепления педали сцепления;
  • выход из строя механического привода включения сцепления;
  • деформация вилки сцепления;
  • выход из строя выжимного подшипника;
  • выход из строя втулок крепления вилки;
  • износ или деформация лепестков пружины корзины сцепления;
  • заклинивание или заедание тросика в оплетке.

Жесткая педаль сцепления с гидравлическим приводом, причины:

  • утечка жидкости из гидравлического контура либо наличие воздуха в системе;
  • выход из строя направляющей выжимного подшипника;
  • выход из строя гидравлического поршня выжимного подшипника;
  • неисправность корзины сцепления (деформация либо износ пружины);
  • выход из строя рабочего цилиндра (повреждение манжет).

Устранение неисправностей в приводе сцепления

Тугая педаль сцепления

Как правило, при появлении одного из признаков неисправностей привода сцепления нужно точно определить неисправность. Если дело в механизме сцепления, лучше менять полностью комплект сцепления, а не ограничиваться только той деталью, которая вышла из строя.

Методы устранения некоторых неисправностей сцепления:

  • неисправность подшипника муфты выключения сцепления устраняется смазкой либо заменой подшипника;
  • проблемы с гидроприводом предполагают замену жидкости с прокачкой сцепления;
  • износ или загрязнение накладок ведомых дисков, износ либо ослабление нажимных пружин устраняется путем регулировки свободного хода педали, а также путем замены колодок ведомого диска или деформированных пружин.

Регулировка педали сцепления Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется регулировка педали сцепления. Из этой статьи вы узнаете, когда нужно регулировать сцепление, а также как отрегулировать педаль сцепления.

Если проблемы в работе и тугая педаль сцепления после ремонта остаются, можно выделить еще ряд причин, почему тугое сцепление. Среди них можно отметить:

  • износ троса сцепления;
  • грязь, коррозия в рубашке троса;
  • отсутствие смазки на валу вилки включения привода сцепления.

Еще добавим, что важно вилку выключения сцепления при ее деформации или износе менять в полном комплекте с узлом сцепления. Если этого не сделать, вилка в процессе эксплуатации может лопнуть или погнуться.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что причин, по которым педаль сцепления тугая или сцепление жесткое, достаточно много. В процессе поиска неисправности следует пошагово проверять сам механизм педали, после чего переходить к элементам сцепления, тросам, тягам и т.д.

Игнорирование данного правила часто приводит к тому, что тугая либо жесткая педаль сцепления может стать неожиданностью для водителя прямо в дороге. Еще педаль сцепления проваливается, сцепление может не «схватывать» и т.п. Чтобы избежать таких непредвиденных поломок, качество работы сцепления нужно проверять на каждом плановом ТО.

Как отрегулировать педаль сцепления свободный ход педали сцепления регулировка

Как отрегулировать педаль сцепления, для чего нужна регулировка: функции сцепления, регулировка педали сцепления (свободный ход и общий ход).

Как прокачать сцепление своими руками

Как выполняется прокачка сцепления, для чего необходимо выполнять процедуру. Когда нужно прокачивать сцепление: признаки. Как самому прокачать сцепление.

Сцепление автомобиля: виды типы устройство принцип работы

Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.

Педаль сцепления стала мягкой причины ремонт

Виды привода сцепления. Если падает педаль сцепления, сцепление стало мягким, возникли проблемы со сцеплением: причины и ремонт основных неисправностей.

Провалилась педаль сцепления причины ремонт

Упала педаль сцепления: почему так происходит. Основные причины, по которым проваливается педаль сцепления, что делать водителю, если пропало сцепление.

Нажимной диск сцепления автомобиля

Сцепление автомобиля и обзор конструкции: нажимной диск сцепления, ведомый диск, выжимной подшипник. Виды приводов сцепления на МКПП и коробках-робот РКПП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector