Втулка заднего колеса велосипеда
Втулка заднего колеса велосипеда
Втулка заднего колеса велосипеда – это один из самых сложных и дорогостоящих механизмов велосипеда. Именно задняя втулка вызывает у начинающих велосипедистов больше всего вопросов. А ремонт её или обслуживание – это вообще, как страшный сон.
От качества втулок зависит то, сколько Вы потратите сил на преодоление определенного расстояние, другими словами «накатистость» велосипеда. Задняя втулка подвергается, куда большим нагрузкам, чем передняя, что диктует необходимость делать её массивнее. Кроме того, если у передней втулки только одна функция (свободное вращение колеса), то на заднюю, дополнительно возлагаются функции – передача крутящего момента, ход свободный от педалей, тормозные функции и даже иногда внутренние системы переключения передач (планетарные втулки).
Компаний, которые выпускаю втулки для велосипедов достаточно много и перечислять их все нет смысла. Стоит отметить задние втулки Shimano, в России это самые распространенные втулки, благодаря высокому качеству и широкому ценовому диапазону.
Как и передние втулки, задние могут отличаться материалами изготовления, предназначением, технологии производства, вес и прочность. Но у задних втулок есть и свои отличия присущие только им. Какие именно будет рассмотрено ниже.
Материалы и технологии изготовления задних втулок
По методам изготовления и материалам задние втулки не отличаются от передних. Втулки производятся методом литья, точения или штамповки. Литые втулки самые дешевые в производстве, но при этом самые наименее прочные и обладают наибольшим весом. Самым оптимальным металлом для втулок является алюминиевый сплав. Из стали производятся втулки для самых простых и дешевых велосипедов. Самые же легкие и прочные втулки получаются из титанового сплава, но они настолько дороги, что находят применение только в спортивных профессиональных велобайках.
Типы задних втулок
По применению задние втулки могут быть на дорожные велосипеды, скоростные (горные, туристические и шоссейные). На дорожные велосипеды обычно ставятся втулки с одной ведомой звездой и механизмом свободного хода. Так же втулки для дорожников оснащены барабанным тормозным механизмом, т.е. втулка с ножным тормозом. Задние втулки для спортивных велосипедов не имеют тормозного механизма, но обладают системой свободного хода. Кроме того спортивные задние втулки делятся на кассетные и трещоточные.
Устройство задней втулки скоростного велосипеда
Устройство задней втулки для спортивных и горных велосипедов
Устройство втулки заднего колеса скоростного велосипеда предусматривает наличие набора ведомых звезд, через которые колесу передается крутящий момент. Существует два типа набора задних звезд – кассета и трещотка. Если втулка рассчитана на трещотку, то барабан (орех) располагается вне втулки и интегрирован в набор звезд. Сама трещотка крепится к вилке при помощи специальной резьбы. Если же втулка под кассету, то барабан находится на самой втулке и крепиться к ней при помощи специального полого болта (см. схему). Кассета в свою очередь крепиться к барабану через шлицевое соединение и закрепляется специальной гайкой.
Задняя втулка с резьбой под трещотку
Втулки со шлицевым и резьбовым соединением, кассета и трещетка
Стоит добавить и про крепления ротора дискового тормоза. Тут, как и у передних втулок два стандарта – CenterLock и 6 Bolt. Стандарт CL предусматривает шлицевое крепления и затягивание специальной гайкой. Такой стандарт запатентован компанией Shimano. Шестиболтовое крепление более популярно и применяется всеми производителями задних втулок и тормозных систем.
Задняя втулка под шестиболтовое крепление ротора
Задняя втулка с креплением CenterLock для ротора
Ротор с шестиболтовым креплением и креплением CL
Устройство задних втулок с тормозом
Большинство односкоростных велосипедов, будь то дорожный или детский, снабжены задней втулкой со встроенным тормозным механизмом и механизмом свободного хода педалей. Такие втулки выполняют несколько следующих функций:
- Передача крутящего момента от ведущей звезды шатунов к ведомой звезде задней втулки и соответственно самому колесу.
- Свободный ход колеса относительно ведомой звезды. Как только ведомая звезда останавливается, колесо продолжает вращаться, не зависимо от педалей велосипеда.
- Встроенный тормозной механизм позволяет тормозить путем вращения педалей в обратную сторону. Суть такая же, как в барабанных автомобильных тормозах с внутренними колодками.
Самые распространенные тормозные втулки типа «Торпедо». Такие втулки устанавливались на большинстве советских велосипедов и до сегодняшнего дня используются в производстве дорожных велосипедов. На самых старых советских и некоторых импортных велосипедах начала прошлого века устанавливали втулки типа «Иди». Так же в советское время были разработаны отечественные втулки с говорящим названием «Родина». Последние два типа в настоящее время почти не встречаются. Поэтому рассмотрим подробнее устройство только втулок «Торпедо».
Схема задней тормозной втулки типа Торпедо
Исходя из вышеприведенной схемы, рассмотрим, как происходят процессы внутри задней втулки.
- Рабочий ход – во время поворота педалей ведущий конус вращаясь своими выступами сдвигает ведущие ролики вверх, тем самым заклинивая корпус втулки, тем самым вращая колесо.
- Свободный ход – как только ведущий конус перестает вращаться, корпус сдавливает ведущие ролики в углубления между выступами, благодаря этому процессу теряется связь между ведущим конусом и корпусом. Потеря связи позволяет колесу свободно вращаться относительно педалей.
- Торможение – когда велосипедист начинает давить педаль назад ведущий конус начинает вращаться в противоположную сторону и косыми выступами благодаря трению вращает тормозной конус. Тормозные ролики заходят в канавки тормозного барабана и тормозной конус вдвигается в барабан. Барабан раздвигается конусами с обеих сторон, прижимается к корпусу втулки и тормозит колесо.
Тип «Торпедо» обеспечивает наилучший вариант торможения. Чем сильнее усилия на педаль тем сильнее торможение – это обеспечивает плавное торможение.
Переборка передней втулки на велосипеде
Сегодня будем заниматься переборкой передней втулки на велосипеде. Эта операция входит в полное ТО велосипеда. Данная процедура должна проводится один раз в год, чтобы сохранить долгую жизнь вашей втулки.
задача при переборки втулки является это заменить устаревшую смазку, которая за время эксплуатации впитала в себя грязь и влагу из окружающей среды, а также частицы металлической стружки появляющиеся путем трения подшипников о чашки втулки.
Из чего состоит передняя втулка (устройство)?
- ось
- контргайки
- конуса
- подшипники
- втулка
Что понадобиться для раскручивания втулки?
- Рожковый ключ на 17
- Конусный ключ на 15 (в разных втулках встречаются разные размеры конусов 14, 15, 16)
- Смазка для подшипников
- Кусочек ткани.
Процесс переборки
Этап 1. Откручивание
Берем интрумент и откручиваем контргайку при этом придерживаем конусным ключом конус втулки. Важно это делать только с одной стороны оси, чтобы не потерять установленную с завода середину. Это когда концы оси выступают одинаково со всех сторон втулки.
Этап 2. Осмотр внутренностей втулки
Открутив контргайку и конус мы увидим подшипник.
В нашем случае шарики находятся в обойме «сепараторе», но они могут быть и насыпью. Принципиальной разницы в этом нет, но все же лучше когда шарики лежат в чашке втулки насыпью, так как тогда нагрузка распределяется по большей площади за счет большего количества шариков.
Теперь нужно шарики отложить в какую-то ёмкость, я люблю использовать для этого металлические крышки, и залить обезжиривателем, (керосином, бензином и пр.) чтобы лучше их отмыть от старой смазки. Также хорошо следует отмыть конус втулки и чашку втулки — все поверхности, где будут бегать наши шарики, для этого используйте кусок ткани смоченный обезжиривателем.
Обратите внимание на состояние дорожек конусов, состояние шариков и целостность чашек втулки.
Если с конусами, чашками и шариками все «ОК» переходим к 3 этапу, если нет то конуса можно проточить или отполировать, шарики можно только заменить, чашку возможно отполировать, но если на ней есть трещины меняйте втулку.
Чашка втулки после чистки
Этап 3. Смазка
После того как все начисто отмыто, можно собирать все в обратном порядке. Берем смазку для подшипников лучше конечно не использовать литол 24, но если под рукой ничего нет можно и его. Я 4 года смазывал им свои втулки при накате 3-4 тыс км в год и им ничего не было, но перебирал я втулки 2 раза в сезон, так как литол может впитывать в себя влагу. Так что если используете литол втулки лучше перебирать чаше. Если хотим смазать и забыть на сезон, берем хорошую смазку для подшипников в автомагазине.
Наносить смазку очень удобно шприцом, который можно забить смазкой и хватит на 2-4 втулки.
Наносим сначала дорожку смазки на чашку втулки и уже на эту «дорожку» выкладываем подшипники. Это очень удобно подшипники не разбегаются по сторонам. Также удобно выкладывать шарики пинцетом. Я пользуюсь им когда шарики находятся не в сепараторе. По верх шариков тоже можно выдавить небольшую дорожку смазки для уверенности в том что все будет в смазке.
Этап 4. Сборка втулки
Данный этап самый сложный, так как нужно правильно законтрить (отрегулировать) контргайку с конусом втулки. С начала накручиваем конус и контргайку на ось до упора.
Регулируем конус втулки
Далее берем наши ключи — конусный ключ устанавливаем на конус (на фото с права), а гаечный ставим с противоположной стороны (на фото слева). Крутим конусный ключ, а гаечный держим на месте. Крутим до тех пор пока не почувствуем сопротивление, после этого даем еще небольшое усилие и останавливаемся.
Чтобы затянуть конусный ключ крутим против часовой стрелки, а гаечный по часовой (на встречу друг другу)
Теперь берем гаечный ключ и перекидываем на ту сторону, где установлен конусный ключ и завершаем регулировку затягиванием контргайки удерживая конусный ключ на месте (или двигаем его навстречу гаечному).
После проделанной операции проверяем как крутится ось втулки.
- Если ось крутиться туго и с рывками значит нужно повторить этап 4, но уже меньше затягивать конус, когда мы чувствуем сопротивление.
- Если ось крутится очень легко, то проверяем ось на биения (качаем ее вправо влево), если люфт есть, то повторяем процедуру в этапе 4, но уже больше затягиваем, когда почувствуем сопротивление. Если люфта нет, поздравляю вы закончили техническое обслуживание передней втулки.
В идеале ось должна крутится легко без каких либо заеданий и посторонних шумов.
Заедание во втулке также могут быть:
- из-за поврежденных конусов / чашек втулки / шариков
- кривой оси
Втулка готова, теперь она снова может устанавливаться обратно на велосипед.
Устройство задней втулки велосипеда
Конечно же, вы можете не забивать свою голову проблемой самостоятельного обслуживания втулок велосипеда – ведь своего железного коня всегда можно отвезти в специализированный сервис-центр, и там специалисты все сделают без вашего участия. Однако, во-первых, это может оказаться довольно дорого. Во-вторых, поблизости может и не быть специализированного сервисного центра, а отдавать свой велосипед в не заслуживающую доверия «подвальную» мастерскую не захочет, скорее всего, никто – это может быть просто опасно, ведь никто не даст вам гарантию, что мастер, проводящий обслуживание вашего велосипеда, обладает достаточной квалификацией для этого. В-третьих, умение самостоятельно разобрать, провести техническое обслуживание и заново собрать свой велосипед – это очень ценное умение, так как именно вы знаете, что нужно вашему велосипеду, и можете это ему дать.
- Итак, вы решили самостоятельно провести обслуживание задней втулки велосипеда. Сначала ее нужно разобрать. Чтобы подобраться к ней, придется сначала снять кассету, для этого понадобится специальный ключ. Это нужно делать аккуратно, чтобы не повредить никакие детали.
Как собрать втулку колеса своими руками?
Устройство задней втулки на разных моделях велосипедов, хоть и немного различается, имеет ряд сходных черт, так как конструкция втулки является типовой. Для сборки втулки вам потребуется набор гаечных ключей, смазка для подшипников, пинцет либо медицинский зажим, а также конусный ключ.
В принципе, собрать втулку заднего колеса велосипеда не сложно. Нужно только иметь в виду некоторые особенности. Например, то, что правый левый ее концы отличаются между собой. Правый конус нужно плотно навернуть на ось, зафиксировать контргайками и больше не трогать, а левый конус использовать для дальнейшей регулировки.
Корпус втулки нужно полностью очистить от старой подшипниковой смазки, а на ее место заложить новую, густую смазку, причем закладывается она с обеих сторон корпуса. Шарики предварительно следует промыть в бензине и при помощи пинцета выложить их по смазке. Не жалейте смазки – шарики должны расположиться в смазочном слое так, чтобы они не выкатывались. Закончив с закладкой шариков, с правой стороны наложите на них шайбу, после чего вставляйте ось с правым конусом.
Теперь нужно отрегулировать подшипник – и на этом сборку задней втулки вашего железного коня можно считать завершенной. Заверните конусным ключом до упора левый конус, после чего опустите его примерно на 45 градусов. Удерживая конус, заверните контргайку. Если после этого ось вращается свободно – вы все сделали правильно, если ходу оси что-то мешает, отожмите контргайку. Возможно, придется отвинтить контргайку, чтобы немного ослабить левый конус.
О чем нужно помнить при ремонте
Разбирая и собирая втулку, будьте осторожны – зачастую материалы и сплавы, из которых изготовлены ее компоненты, довольно хрупкие. Используйте защиту для глаз на тот случай, если осколок какой-то детали отлетит вам в лицо. Не пренебрегайте элементарными правилами техники безопасности, все работы выполняйте аккуратно, без спешки – иначе есть риск повредить втулку или нанести ущерб собственному здоровью.
Ремонт ножного тормоза велосипеда
Ножной тормоз велосипеда – устройство, обеспечивающее плавное торможение ведущего заднего колеса. Другие названия – педальный тормоз, барабанный тормоз. Место расположения узла в конструкции велосипеда – задняя ось. Используется в качестве основного тормозного механизма или дополняется ручным передним тормозом. Область применения – старые велосипеды периода СССР, детские велосипеды, синглспиды, современные городские велосипеды с фиксированной скоростью, с одной передачей либо с переключателем передач планетарного типа. Устройство несовместимо с классической системой механической трансмиссии.
Принцип действия . Для осуществления торможения педали вращаются в обратную сторону, противоположную рабочему вращению. Функции привода выполняет цепная передача. Задняя втулка колеса или ее фрагмент являются барабаном. При торможении внутренние тормозные колодки принимают позицию распорки и зажима тормозного барабана.
Технические особенности . Система заднего ножного тормоза на велосипедах со свободным ходом позволяет выполнять сложные трюки во фристайле благодаря возможности качения назад без принудительного вращения велосипедных педалей.
- 1 Не требуется частый ремонт ножного тормоза велосипеда и скрупулезный уход.
- 2 Благодаря герметичности конструкции гарантирована защита от пыли, грязи, дождя.
- 3 При использовании тормоза этого типа не перегревается обод.
- 4 Устройство имеет невысокую стоимость.
- 5 Механизм позволяет ехать на велосипеде, имеющем искривленную геометрию колеса (восьмерку).
- 1 Отсутствие возможности экстренного торможения в случае срыва цепи или соскальзывания ноги с педали.
- 2 Необходимость определенного привыкания для эффективного использования ножного тормоза.
- 3 Отсутствие совместимости с внешним переключателем скоростей.
- 4 Дополнительная нагрузка на втулку и спицы в процессе торможения.
- 5 Невысокая тормозная мощность.
- 6 Затрудненное маневрирование при чередовании торможения и ускорения движения.
- 7 Возможность перегрева при длительных спусках с гор.
В каких случаях нужен ремонт или профилактика ножного тормоза велосипеда
Барабанный тормоз отличается износостойкостью и долговечностью. Тем не менее, узел нуждается в периодической проверке, отладке или замене. Чтобы проверить работоспособность устройства, нужно прокрутить в обратном направлении педали велосипеда. При исправном механизме включение тормоза происходит после того, как обратный ход педалей совершил четверть оборота колеса. Если тормоз включается позже, устройство работает некорректно. Поскольку механизм ножного тормоза полностью расположен во внутренней полости задней втулки, не рекомендуется самостоятельное обслуживание. Разборку следует доверить квалифицированному веломастеру.
Периодически необходимо производить проверку тормозного управляющего рычага. Конструктивно это плоская стальная рукоять (на тормозах марки Bendix). Рычаг соединен с задней осью и закреплен на пере велорамы. При проверке следует убедиться, что крепление зафиксировано. Нарушение фиксации может привести к тому, что управляющий рычаг начнет вращаться совместно с осью. Если обнаружено отсоединение рычага, его нужно зафиксировать в направлении носа велосипеда.
Если вам требуется установка, профилактика, настройка или замена ножного тормоза, обращайтесь к нам. Сотрудники веломастерской окажут вам необходимую профессиональную помощь. Чтобы связаться с нами, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону +7 (495) 123-22-23 в Москве или +7 (812) 309-87-07 в Санкт- Петербурге.
Как отрегулировать втулку заднего колеса велосипеда с ножным тормозом
Руководство по техобслуживанию втулок колес с насыпными подшипниками и эксцентриковым зажимом.
Диагностика состояния втулки
Переверните велосипед и поставьте его на седло и руль. Возьмитесь одной рукой за вилку, если колесо переднее, или за раму рядом с колесом, если колесо заднее. Другой рукой покачайте колесо в поперечном направлении, при этом не должно чувствоваться на ощупь никаких щелчков в районе втулки.
Снимите колесо с велосипеда. Возьмитесь за ось втулки и повращайте ее. Ось должна вращаться легко, с равномерным усилием (при любом угле поворота) и беззвучно (если есть резиновые уплотнения, то они могут издавать слабый свистящий звук). Теперь покачайте ось в направлениях, перпендикулярных оси втулки. Если втулка в порядке, то должны чувствоваться на ощупь едва-едва заметные щелчки.
Если втулка новая или использовалась неинтенсивно, но не соответствует приведенным выше условиям, то ее необходимо заново настроить.
Если втулка использовалась интенсивно и не соответствует приведенным выше условиям, то ее нужно разобрать, чтобы почистить и сменить смазку, а затем собрать и настроить.
Грязь, присутствующая в смазке, может сократить ресурс втулки.
Отсутствие смазки или малое ее количество может привести к коррозии деталей втулки и износу втулки.
Плохая настройка втулки также приводит к преждевременному износу втулки.
Устройство втулки
На рисунке представлено устройство втулки на примере задней втулки под кассету. Втулка переднего колеса отличается от задней отсутствием барабана и механизма свободного хода внутри него.
Количество и размер шайб с каждой стороны у втулок разных моделей может быть разным. Резиновые уплотнения могут отсутствовать.
Примечание. Подшипник качения с каждой стороны втулки образуется конусом, чашкой и находящимися между ними шариками. У передней втулки и задней втулки под трещетку обе чашки, как правило, запрессованы в корпус втулки и замене не подлежат. У задней втулки под кассету чашка со стороны барабана является одновременно гайкой фиксации механизма свободного хода и, естественно, может быть заменена.
Необходимые инструменты и материалы
1. Специальный гаечный ключ — конусный ключ. Этот ключ должен походить по размеру к конусам втулки. Расстояние между «губками» ключа зависит от размеров конуса (может быть 13 мм, 14 мм, 15 мм), а толщина не должна превышать 2 мм. Его можно купить или изготовить из обычного гаечного ключа соответствующего размера, уменьшив его толщину с помощью точила (напильником — долго). В статье это ключ будет называться «конусный».
2. Гаечный ключ «на 17» (для контргайки).
3. Магнитная отвертка (необязательно).
4. Ветошь (тряпки).
5. Консистентная смазка. Желательно использовать специальную смазку для подшипниковых узлов велосипеда, например Motorex White Grease. Но можно воспользоваться и другими смазками, например, ШРУС для автомобилей.
Последовательность действий
1. Снимите колесо с велосипеда.
2. Тщательно промойте колесо.
3. Открутите гайку (в пластиковой оболочке) эксцентрикового зажима (зажим, которым колесо фиксируется на велосипеде, с рычажком) и вытащите зажим, не потеряв конические пружины. Отложите все детали зажима в сторону. Осторожно снимите руками резиновые уплотнения, если они есть.
4. Положите колесо на стол или другую плоскую поверхность. Лучше предварительно расстелить газету, чтобы незапачкать эту поверхность. Если колесо заднее, то положите его так, чтобы кассета (блок звездочек) был снизу.
5. Открутите контргайку (ту, которая расположена сверху) ключом «на 17», придерживая конус конусным ключом, как показано на рисунке. Резьба правая, поэтому откручивать надо против часовой стрелки.
6. Открученную контргайку отложите в сторону. Затем снимите шайбу (или шайбы) и открутите конус. Если конус крутится вместе с осью, то ось необходимо зафиксировать. Это можно сделать, придерживая с помощью гаечного ключа «на 17» контргайку с нижней стороны колеса.
7. Приподнимите колесо за обод или покрышку — ось с оставшимися на ней деталями выпадет из корпуса втулки. Часть шариков может выпасть вместе с осью. Соберите их и положите в какую-нибудь емкость, например, в крышку от бутылки.
8. Посмотрите внутрь втулки. Удивитесь, сколько там грязи (или удивитесь, как там все чистенько). Теперь Вам надо вытащить из втулки остальные шарики. Их можно извлечь с помощью магнитной отвертки, либо просто потряхивая колесо. Соберите шарики и положите в надежное место.
9. На данном этапе Вам предстоит самое приятное — тщательно удалить со всех деталей старую грязную смазку. Можно воспользоваться растворителями, только учтите, что если растворитель попадет на краску (на втулке или на ободе), то покрытие может смыться. Можно просто стереть старую смазку тряпкой. Чтобы удалить смазку внутри втулки придется воспользоваться каким-нибудь стержнем, обмотанным тряпкой.
10. Откручивать оставшиеся на оси конус и контргайку совсем необязательно. Если Вы все-таки решили это сделать, то сначала замерьте чем-нибудь расстояние от контргайки до окончания оси и запишите куда-нибудь (см. рисунок). Для сохранения данных о расстоянии можно воспользоваться спичкой, на которой нужно сделать отметку, например, ручкой.
11. Осмотрите очищенные от смазки детали. Шарики должны быть блестящими и не иметь видимых дефектов, в противном случае замените их.
Дорожки качения (места, по которым катятся шарики) на конусах и чашках должны быть гладкими и правильной сферической формы. Если это не так, то конусы можно заменить (в магазинах продаются ремкомплекты для втулок), а чашки — отшлифовать в специальной мастерской.
Чтобы проверить, искривлена ли ось, надо положить ее на ровную поверхность и покатать туда-сюда. Если ось кривая, то ее нужно заменить.
Если нет возможности замены или восстановления дефектных деталей, то можно собрать втулку из имеющихся, но работа такой втулки может быть неудовлетворительной.
12. Если Вы сняли для чистки оставшиеся на оси конус и контргайку, то перед сборкой нужно их установить на ось так же, как они были установлены до разборки. Для этого наверните на ось сначала конус, затем наденьте шайбу (если она есть), затем наверните контргайку и замерьте расстояние от контргайки до окончания оси. Если расстояние отличается от записанного на 10-ом шаге значения, то вращайте вместе конус, шайбу и контргайку в ту или другую сторону, пока расстояние не будет таким же.
Теперь нужно слегка затянуть контргайку гаечным ключом «на 17», придерживая конус конусным ключом, как показано на рисунке. Затем еще раз проверьте расстояние от контргайки до окончания оси. Если разница с записанным значением не превышает 0,5 мм, то затяните контргайку сильнее. В противном случае ослабьте контргайку и переместите конус, шайбу и контргайку в новое положение, более близкое к нужному.
12. Обильно нанесите смазку на дорожки качения с обеих сторон втулки (см. рисунок). Можно воспользоваться аппликатором, поставляемым со смазкой, или просто плоской палочкой.
Некоторые смазки продаются в тюбиках с длинным узким «носиком», в этом случае надо просто засунуть «носик» внутрь втулки и, нажимая на тюбик, нанести смазку на дорожки качения. Проделайте это сначала с одной, затем с другой стороны втулки.
13. Теперь необходимо разместить наши чистые шарики внутри втулки на дорожках качения так, как они располагались изначально (см. рисунок шага 8). Для этого возьмите один шарик пальцем в смазке и положите его на дорожку качения, покрытую смазкой. Затем вдавите шарик в смазку, чтобы он не выпадал из втулки. Старайтесь не трясти колесо вместе с втулкой, чтобы уже установленные шарики не отклеились от смазки и не выпали из втулки. Проделайте это сначала с одной, затем с другой стороны втулки.
14. Возьмите ось с уже установленными на ней конусом, шайбой и контргайкой и нанесите тонкий слой смазки на резьбу оси (см. рисунок). Затем обильно нанесите смазку на дорожку качения конуса, установленного на оси.
15. Поставьте колесо вертикально и осторожно проденьте ось через втулку так, чтобы не сместить и не протолкнуть шарики. Если это все-таки произошло, то выньте ось и установите шарик или шарики на место.
Если втулка задняя, то ось надо продевать со стороны кассеты.
16. Теперь придерживая ось рукой, осторожно положите колесо на ту сторону, с которой на оси уже установлены конус, шайба и контргайка (см. рисунок). В результате с нижней стороны колеса конус подожмет шарики, и они уже никуда не денутся.
17. Нанесите смазку на оставшийся конус и наверните его рукой на ось до упора, затем наденьте шайбу (или шайбы) и наверните контргайку, но не затягивайте. Сотрите тряпкой смазку со всех внешних частей втулки. Теперь необходимо настроить втулку.
Настройка втулки
Настройка втулки заключается в регулировке подшипников втулки. Втулку можно считать отрегулированной, если зазор в подшипниках есть, но настолько небольшой, что не ощущается рукой.
Настройку втулки необходимо производить с зажатым эксцентриковым зажимом, т.к. он в зажатом состоянии слегка деформирует ось и дополнительно сжимает подшипники.
1. Ослабьте контргайку, если она затянута. Затем рукой заверните конус до упора и отверните его на 1/4 оборота. После этого затяните контргайку ключом «на 17», придерживая конус конусным ключом.
2. Переверните велосипед и поставьте его на седло и руль. Снимите заднее колесо, если оно установлено. Установите эксцентриковый зажим на втулку, которую необходимо отрегулировать. Если колесо заднее, то установите зажим так, чтобы конец зажима с рычагом оказался со стороны звездочек.
3. Установите колесо в прорезь так, чтобы колесо находилось не между задними перьями велосипеда (как обычно), а снаружи, со стороны, где нет переключателя и цепи, причем рычаг эксцентрикового зажима должен находиться между перьями (см. фото). Зажмите зажим с таким же усилием, с каким Вы обычно это делаете при установке колес на велосипед.
4. Теперь проверьте, насколько большой зазор в подшипниках. Для этого возьмитесь одной рукой за раму велосипеда поближе к колесу, а другой за обод или покрышку того колеса, втулку которого вы регулируете (см. фото). Покачайте колесо в направлении, параллельном оси втулки. Если зазор достаточно велик, то Вы почувствуете рукой (и возможно услышите) щелчки в районе втулки. Поверните колесо на 45 градусов и проверьте еще раз, затем поверните еще и т.д., пока колесо не сделает полный оборот.
5. Если зазор не чувствуется ни в одном из положений колеса, то переходите к следующему шагу. В противном случае ослабьте контргайку с помощью ключа «на 17», придерживая конус конусным ключом. Затем, заверните конус (по часовой стрелке) примерно на 1/32 оборота (можно ориентироваться на спицы, если колесо с 32-мя спицами). Теперь затяните контргайку ключом «на 17», придерживая конус соответствующим ключом. Теперь вернитесь к 4-му шагу.
6. Освободите эксцентриковый зажим и снимите колесо с велосипеда. Возьмитесь одной рукой за обод колеса, а другой — за ось втулки. Подвигайте ось в направлениях, перпендикулярных этой оси. Если зазор чувствуется (совсем небольшой) хоть в одном из направлений, то втулка настроена — можно ставить колесо на велосипед и идти кататься!
Если зазор не чувствуется, то установите колесо так, как оно было установлено до этого. Затем ослабьте контргайку и отверните конус на 1/64 оборота (буквально чуть-чуть). Теперь затяните контргайку и снимите колесо. Проверьте опять. Если зазор все еще не чувствуется, то повторите 6-ой шаг еще раз.
Таким образом, втулку можно считать настроенной, если при зажатом эксцентриковом зажиме зазор не чувствуется, а при разжатом — чувствуется, но весьма небольшой.
Не забудьте поставить назад резиновые уплотнения, если они есть. Если колесо заднее, то эксцентриковый зажим надо переставить так, чтобы его рычаг был с той стороны, где нет звездочек.