Как переделать газовую плиту под балонный газ
Как переделать газовую плиту под балонный газ
На сегодня далеко не все деревни и дачные поселки газифицированы, что вынуждает жителей использовать баллонный газ для бытовых нужд. Как устроить отопление дома сжиженным газом в баллонах мы уже писали, а в этой статье расскажем, как переделать газовую плиту под балонный газ. О том, выгодно ли переводить баню на газ можно почитать тут.
Как перевести газовую плиту на балонный газ
В целом настройка газовой плиты под балонный газ не сложная, чтобы грамотно приспособить плиту необходимо всего лишь поменять жиклеры подачи газа в горелки. Это легко выполнить своими руками, не нанимая для этого специалистов.
Подача газа в горелку осуществляется при помощи специального отверстия в жиклере, который является неотъемлемой частью любой газовой плиты. Отверстие может быть разного диаметра, в зависимости от давления в системе газоснабжения. Конечно же, давление в центральных газовых магистралях заметно выше, чем в обычном газовом баллоне, соответственно и диаметр отверстия в жиклере должен быть меньшим.
Часто в комплекте с газовой плитой производитель прилагает и набор жиклеров, предназначенных для разного вида газовых смесей – природный газ, пропан-бутан и т.д. Но если их не оказалось или плита покупалась давно, ничего страшного, нужные жиклеры можно купить в магазине.
Выбираем жиклер под балонный газ
Жиклеры (другие названия: форсунки, инжекторы, сопла и т.д.) для газовых плит не являются дефицитом, их можно купить в специализированных торговых точках – рынки, магазины. По виду жиклер похож на обычный болт с нанесенной резьбой, однако в отличии от последнего в центре имеет отверстие, через которое, собственно, и проходит газ. Как мы уже говорили ранее, отверстие может быть разного диаметра, и обычно его значение выбито на торце изделия.
Прежде чем покупать жиклер, следует определить, какой диаметр нужен. Это важный момент, поскольку неправильно выбранные жиклеры не позволит плите нормально работать, а то и вовсе сделает это невозможным.
Понять, что плита после замены жиклеров работает правильно, не сложно:
- пламя должно гореть без шипения, без желтых примесей и красных языков;
- при зажигании конфорки не допустимы хлопки, пламя не должно внезапно гаснуть.
Необходимый диаметр отверстия жиклера указан в инструкции к газовой плите, если инструкция потерялась, то сведения о вашей плите и руководство к ней легко найти в интернете.
Категорически не рекомендуем самостоятельно менять диаметр отверстия жиклера путем зачеканки или высверливания – новые жиклеры не дорогие, а «доработка» в домашних условиях может плачевно сказаться при эксплуатации плиты.
Какие необходимы инструменты
Для настройки газовой плиты под балонный газ и последующему ее подключению к газовой емкости, потребуются следующие инструменты:
- в первую очередь, новые жиклеры;
- ключи на 7 мм, гаечные или рожковые;
- отвертки;
- новый гибкий шланг, длиною 1,5 метра или более. Послужит для подключения плиты к газовому баллону;
- уплотнитель и газовый редуктор с выходным давлением 30 mBar.
Меняем жиклеры и подключаем плиту к баллону
Прежде чем приступить к работе, плиту следует отключить от газа (если она подключена). Далее снимаем конфорки, некоторые модели плит требуют и снятие верхней крышки. После чего шестигранным ключом выкручиваем старый жиклер, и с учетом размера конфорки, тут же вкручиваем новый, и так со всеми конфорками.
Жиклеры в духовке меняются таким же способом, как и конфорки – снимаем поверхности, закрывающие горелки, снимаем горелки и меняем жиклеры. Для более грамотной смены лучше воспользоваться инструкцией к Вашей плите.
Подключение плиты к баллону
Для этой операции необходимо на патрубок газовой плиты вкрутить штуцер, а на него одеть ранее припасенный гибкий газовый шланг и закрепить его при помощи червячного хомута.
Второй конец шланга крепим к редуктору и также стягиваем хомутом, а редуктор присоединяем непосредственно к баллону с сжиженным газом, используя паронитовые прокладки. Крепеж осуществляется при помощи рожкового ключа, редуктор располагаем в горизонтальном положении – это важно!
Если все сделано правильно, то утечек газа быть не должно, однако лучше в этом убедиться лично. Для этого применяют простейший способ – нанесение мыльного раствора на места соединений. Если утечка есть, ее легко увидеть по надувающимся мыльным пузырям. В этом случае необходимо поменять прокладки, подтянуть хомуты, если повреждения на шланге – заменить его.
Меры безопасности при использовании плиты с балонным газом
Газовое оборудование – это всегда источник потенциальной опасности. В этой связи следует соблюдать ряд простых, но важных правил:
Как регулировать сжиженный газ
Газ – это одно из трех стандартных агрегатных состояний вещества. Свойство, которое характеризует любое вещество в состоянии газа — это способность занимать весь объем отведенного газу пространства, со временем равномерно распространяясь по всему доступному объему. Сжиженный природный газ – это вещество с тем же самым составом (в случае природного газа мы говорим про метан – СН4), но в другом агрегатном состоянии. Мы имеем жидкость вместо газа. Итак, как же происходит процесс сжижения метана, пропана и других газов?
Получение сжиженного газа возможно двумя способами:
- сжижение любого газа происходит методом понижения его температуры ниже уровня температуры кипения;
- процесс сжижения некоторых газов можно провести более дешевыми методами – путем повышения давления.
Хронологически первыми были получены в жидком состоянии такие газы, как углекислый газ, сернистый газ, аммиак. Процесс сжижения этих газов происходил при повышении давления и нормальной комнатной температуре. Газы, которые были сжижены далее – пропан, бутан, этан и другие – также проходили процедуру сжижения с повышением давления. Однако дальше выяснилось, что сжижение газа при компрессорным методом работает не всех газов – природный газ не превращается в сжиженный метан при повышении давления.
Далее было установлено, что возможно получение газа в жидком состоянии абсолютно для всех известных групп газов, однако процесс сжижения определенного газа не даст результата, если этот газ не охлажден до уровня ниже критической температуры. Если температура кипения – это температура, при которой вещество полностью переходит из состояния газа в состояние жидкости, то критическая температура – это уровень, при котором переход из состояния газа возможен при достижении определенного давления. Именно таким является процесс получения сжиженного природного газа – охлаждение до критической температуры -82,5 о С (при температуре кипения метана в -161,5 о С) и повышение давления газа.
Сжижение газа помогает решить вопрос с его хранением и транспортировкой (хранение жидкости более удобно, чем хранение газа, и не требует полностью герметичного помещения) – объем природного газа в жидком состоянии меньше в 600 раз, чем то пространство, которое занимает то же количество газа в обычном виде. Получение сжиженного газа относится к началу ХХ века, когда для его удобной транспортировки впервые была применена технология повышения давления. Однако развитию применения такого газа помешало применение технологии трубопроводной доставки, пришедшей из нефтяной промышленности.
Сжиженный метан и пропан.
Получение сжиженного метана невозможно через повышение давления при комнатной температуре, поэтому для хранения природного газа в жидком состоянии используются криогенные технологии, позволяющие поддерживать температуру ниже уровня испарения газа. Дороговизна применения технологий по хранению и транспортировке сжиженного метана сказывается на ограничении популярности СПГ в сравнении с трубопроводным газом. Использование сжиженного метана в качестве топлива требует оборудования для сжижения газа, танкеров, позволяющих поддерживать необходимую низкую температуру, терминалов по разжижению СПГ.
В свою очередь, сжиженный пропан может быть получен путем повышения давления. В газгольдерах и баллонах хранение такого газа происходит не в жидком, а в обычном виде – в любой емкости для СУГ пропан-бутановая смесь существует в жидком и газообразном состоянии одновременно (и именно та часть смеси, которая находится в обычном состоянии, подается в трубопровод к газовому котлу).
В этом состоит преимущество пропан-бутана перед сжиженным метаном – для хранения и транспортировки пропан-бутана нужна только емкость, выдерживающая внутреннее давление.
Как взвести (запустить в работу) газовый домовой регулятор давления?
Сегодня речь пойдет о газовых регуляторах тех владельцев частных домов, у кого подведен газ среднего давления . Что подразумевает в числе прочего газового оборудования и установленный домовой регулятор давления (для жителей Беларуси это, как правило, либо регулятор фирмы «Вогаз» ALSI — FE10, либо «Белгазтехника» РДГД 2.0, ну и еще встречаются первые устанавливаемые регуляторы итальянской фирмы -Шленинберг — что-то такое, но для них проблем нет). Каждый владелец такого хозяйства просто обязан знать, как поступить в случае сработки ПЗК (предохранительного запорного клапана) его домового регулятора давления. Вот для Вас, дорогие мои, я и написал данное руководство.
Принцип действия, для всех домовых регуляторов, в общем-то один и тот же, главное включить логику. Вот сегодня мы-то и будем разбираться с такой ситуацией сработки регулятора. В принципе, особо можно не переживать и вызвать аварийную газовую службу, чьи специалисты приедут и запустят Ваш регулятор в работу. Но когда не хватает свободных машин, а Ваш дом находится за городом (да и в городе),- ожидание может порядком затянуться, а в лютый мороз без газа (а значит и без отопления, горячей воды) сидеть ох как не хочется.
Как сразу определить, что газ отсутствует именно от сработки ПЗК регулятора? — никак . Но проверить, как минимум не сложно. Идем на улицу к нашему регулятору и смотрим на него. Там есть есть такая бронзовая кнопка и рядом, примерно такой же по размерам, пластмассовый колпачек (не путать с крышкой регулятора) — смотрим рисунок.
Пуск в работу домового регулятора давления (РДГД, FE и др.)
Что нужно сделать чтобы запустить домой газовый регулятор давления?
1. Сначала откручиваем колпачек, показанный на рисунке стрелкой.
2. Плавно нажимаем бронзовую кнопку.
3. Не отпуская кнопку, второй рукой тянем на себя бронзовую фишку, в виде гриба, которая скрывалась под черным колпачком. Слышим характерный звук, как будто что-то пшикнуло (- как могу так и объясняю , ) — это поидее регулятор взвелся.
4. Медленно отпускаем, все это время нажатую, бронзовую кнопку.
5. Так же медленно отпускаем бронзовую фишку, после чего идем в дом и проверяем пошел ли газ.
6. Если газ пошел, идем на улицу и закручиваем колпачек на место.
Бывает такая ситуация, что вроде как регулятор взводится, и звук характерный есть (иногда можно и не почувствовать), а вот бронзовая фишка не фиксируется — классые же у нас делают регуляторы . Что делаем в данном случае: Идем в дом, открываем любую горелку на газовой плите на малое пламя и повторяем вышеперечисленные действия 1-6 (не забываем, сразу после взведения регулятора и проверки наличия газа, закрыть горелку на плите). Бояться с открытой горелкой газ запускать особо не стоит. За 5 минут кухню не загазуете до взрыво-пожаро опасной концентрации. Так, слегка будет попахивать газком (адерантом, если быть точным).
Если же и эти действия не помогли и газ не пошел — то дело не в регуляторе, тут вы сами ничего не сделаете. А если регулятор через небольшой промежуток времени опять сработал , то в регуляторе, скорее всего, образовался лед (при минусовой температуре наружного воздуха), который нужно достать. В этом случае, как временный вариант, можно погреть регулятор , верхнюю тарелочку, там где крышка (см. рисунок) — главное не перестараться, чтобы крышка не расплавилась, — например феном, если и это для запуска регулятора не помогло — то регулятор вышел из строя (что встречается не так уж часто). Но и в том и в другом случае, даже если после отогрева газ начал поступать , — в удобное время, только не затягивайте, вызывайте специалистов , приедут — помогут.
PS: Как обычно возникшие вопросы, пожелания и предложения можете оставить в комментариях.
Как контролировать заправку газгольдера сжиженным газом
А что же внутри газовоза? 
Приезжает машина — газовоз. Это специализированный автомобиль для заправки газгольдеров. Какие у него особенности? На нем установлена емкость, в которой заправлен сжиженный газ. На данном автомобиле емкость 15 тысяч литров . Она может заправить 2-3 газгольдера в зависимости от его объема. Здесь имеется технологический отсек. В нем находится вся арматура, все инструменты, при помощи которых осуществляется заправка газгольдера. Это заправочные краны, сливные краны, контролирующие приборы. Здесь есть счетчик, контрольный блок, который, кстати, не каждые газовозы применяют, но обязательно на это стоит обратить внимание. Потому что этот блок позволяет удаленно мониторить , какое количество газа сливается в ваш газгольдер. Это все пишется в памяти, и остается у нас на компьютере. Вы также можете подключиться к этой системе и уже видеть, сколько газа вам слили , и сколько газа находится у вас в газгольдере. Также немаловажный момент.
Какое должно быть давление
Рассмотрим датчики давления. Здесь куча всего, куча всяких кранов. Вот на них нужно обращать внимание, когда к вам приехал газовоз. Это очень важно, чтобы вы могли понять какого качества газ к вам приехал. Хороший качественный газ пропан — он имеет более высокое давление, чем бутан. А для газгольдеров требуется именно пропанистый газ, чтобы в газе было, как можно больше пропана.
Зимой нужно смотреть, чтобы давление было не ниже 5, а летом оно должно быть не ниже 8, а то и 9 атмосфер. Это говорит о том, что вам привезли качественный газ. Это косвенный показатель, но очень важный. Об этом мало кто знает. Это такой момент, который мы сами даже для себя определяем. Если мы приехали на какую-то оптовую базу и заправились некачественным газом, давление будет очень маленькое. Это для нас будет сигналом о том, что надо проверять. Что-то либо не так с системой, либо нам просто залили некачественный газ. Тогда мы начинаем использовать плотномер, при помощи которого проверяем качество газа. Таким образом мы понимаем, что нужно его менять, либо соглашаемся с тем, что у нас все хорошо и везем уже газ этот заказчику.
Еще одна нужная вещь
Также очень важные вещи в завозе — это заправочный шланг. В нашей компании эти шланги 50 метров . На барабане они разматываются. Мы можем довольно-таки далеко, прямо с дороги, не заезжая на участок, а разматывая шланг, заправлять газгольдер. Это очень большой плюс, мы не портим газон, мы не заезжаем в узкие ворота, и меньше проблем в дальнейшем. Поэтому эта вещь очень нужная и полезная.
Продувка емкости и безопасность
Сейчас водитель-заправщик подсоединяет непосредственно пистолет к газгольдеру для того, чтобы осуществить его заправку. Очень важный момент. Обращаем на это пристальное внимание. Чтобы вокруг в радиусе желательно 30-50 метров не велись никакие не сварные работы, не резка металла, чтобы не было никаких искр. Никто не курил. По технике безопасности даже запрещено пользоваться мобильными телефонами. Потому что при заправке газа происходит продувка емкости. То есть газ вместе с воздухом выходит наружу. Соответственно, скапливаясь, есть риск и возможность его возгорания. Кстати, по поводу техники безопасности, водитель обязательно должен быть одет в комбинезон. У него должно быть максимально защищены ноги, руки. Потому что газ находится при отрицательной температуре и он довольно-таки сильно может обжечь кожу.
Если вы находитесь рядом с газгольдером во время заправки, вы также должны быть максимально защищены от возможных поражений кожи.
В газгольдере слышен шум — это еще пока не заправка началась, а водитель открыл кран для того, чтобы избыточное давление воздуха, которое там собралось, вышло. При заправке газгольдера, газ, который бочку заполняет, одновременно вытесняет оттуда воздух для того, чтобы емкость была полностью заполнена газом. Потому что если в ней останется воздух, то это будет влиять на работу котла. Будут перебои. Потому что воздух не горит, а газ горит. Нам нужно, чтобы там был полностью чистый газ. Поэтому для этого из бочки нужно весь воздух стравить.
Не забываем про дополнительный прибор учета 
Вернемся к машине. Обратим внимание на очень важный момент при приёме газа, при его сливе в газгольдер. Начался процесс слива, и газ начал проходить через счетчик. Счетчик крутится так же, как и на любой заправке начинает показывать, сколько он литров сливает газа. На обычных машинах, большинстве машин, которые на сегодняшний день существует, этот счетчик в одном экземпляре, как правило — это американский счетчик ЛПМ . Они довольно-таки неплохие, дают четкие показани. Но на наших машинах, и рекомендую вам заказывать машины таких поставщиков, этот счетчик дублируется еще дополнительным прибором учета . В виде электронного контроля . Показания отражаются на счетчике, и дублируются на этом электронном контроллере. Эти данные передаются диспетчеру в офис. Он удаленно видит, сколько газа вам сливается в данный момент в газгольдер и по сути дела, принимая газ, вы можете даже не находиться на участке. Вы можете также удаленно видеть эти показания. Это большое удобство и большое доверие между нами, как компании, которая заправляет, и нашими заказчиками.
Подведем итоги
В завершении ещё раз подчеркнем основные моменты, на что нужно обращать внимание.
- Обязательно проверяйте данные на счетчике, которые отображаются при заправке на машине.
- Обязательно сверяйте эти данные с уровнемером, который у вас установлен на газгольдере. Они должны совпадать. Конечно возможны расхождения. Но они не должны быть глобальными, чтобы вас никто не мог обмануть.
- Обязательно выбирайте надежного, проверенного поставщика, который уже не один раз к вам приезжал, которому вы доверяете, с которым у вас уже сложились хорошие отношения.
Казалась бы, вроде все просто — сравнил показания счетчика, сравнил показания газгольдера и все хорошо. Но в жизни, как правило, все происходит намного сложнее, и ситуаций внештатных бывает очень много. И мы постараемся их с вами разобрать.
Лень читать? Тогда смотри!