Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.
Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.
Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.
Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.
Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.
Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16).
Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.
Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:
— ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
— при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;
— не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;
— проверить натяжение ремня.
Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236
Рис.15. Снятие регулировочных прокладок
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15).
Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.
При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.
Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 регулировать натяжным устройством.
Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.
Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.
Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236
Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236
Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.
Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.
После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.
Подтяжка крепления головки блока цилиндров дизелей ЯМЗ-236
Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в
порядке возрастания номеров.
Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236
После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.
Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236
Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.
При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.
Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:
— на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;
— на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.
— Выключить подачу топлива.
— Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
— Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).
— Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).
— Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236
— Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.
Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236
— Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.
— Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.
Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.
Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.
После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
Советы по регулировке клапанов МАЗ
Впускной и обратный клапан МАЗ – составные элементы газораспределительного механизма.
Детали с помощью кулачков перемещаются в направляющих втулках через роликовые толкатели. Высота подъема клапанов МАЗ составляет 13,5 мм.
Особенности механизмов
Впускной клапан изготавливают из стали, подверженной закалке.
Диаметр тарелки составляет 61 мм. Угол рабочей фаски — 121 градус (+30). Диаметр стержня равен 12-0,055 мм. Торец закален на глубину до трех миллиметров.
Обратный клапан МАЗ также изготовлен из закаленной стали. Диаметр тарелки составляет 48 мм.
Угол рабочей фаски — 91(+30) градус. Диаметр стержня равен 12-0,095 мм.
К торцу приварен наконечник из закаленной стали. Стержни клапанов графитированы.
Направляющие втулки необходимо пропитать веретенным маслом после механической обработки. У каждого клапана МАЗ есть две пружины, изготовленные из специальной проволоки.
Наличие деталей позволяет обеспечить высокую резонансную характеристику привода. У наружной и внутренней пружин навивка противоположная.
Нижние концы элементов опираются на шайбы, а верхние на тарелки. Детали изготавливаются из стали. Тарелки крепятся на стержне двумя клапанными сухарями, зажатыми через дополнительную втулку.
Механизм опирается на плоскую поверхность тарелки. Трение достаточно мало. Поэтому клапан МАЗ может свободно проворачиваться при работе.
Коромысла установлены на отдельные оси. Изготовлены из кованой стали. На конце коромысла обработана цилиндрическая площадка с закаленной поверхностью.
Через отшлифованный участок передаются усилия на торец МАЗ клапана при работе двигателя. Смазка подается через штанги и специальные масляные каналы.
В приводе клапанов используются подшипники качения. Это позволяет обеспечить надежную работу механизма ГРМ.
Как отрегулировать клапан на МАЗ?
Регулировка клапанов МАЗ обеспечит нормальную работу газораспределительного механизма. Поэтому перед началом проверки установите транспортное средство на ровной площадке.
Обязательно поставьте автомобиль на ручник.
Проверка клапанов или регулировка осуществляется регулированием теплового зазора, предназначенного для герметичной посадки на седло.
При замере на остывшем двигателе эта величина должна составлять 0,25-0,3 мм. Допускается увеличение зазора до 0,4 мм. Чтобы повысить точность регулировки клапанов МАЗ, повторную проверку проводят при прижатых коромыслах впускных и выпускных клапанов.
Все действия необходимо выполнять в точной последовательности:
- Отворачивает барашки крепления головок цилиндров;
- Снимаем крышки;
- Проверяем момент затяжки болтов коромысел (120-150 Н*м);
- При помощи ключа проворачиваем коленчатый вал МАЗ по направлению часовой стрелки и наблюдаем за движением впускного клапана;
- Продолжаем вращение. Поворачивает вал на 1/3 оборота;
- С помощью щупа проверяем зазор между носком коромысла и торцом клапана.
- Выполняем регулировку клапанов МАЗ, используя контргайку и отвертку.
После проверки необходимо запустить двигатель, чтобы проверить и прослушать работу мотора. Затем поставьте на место снятые крышки цилиндров и аккуратно закрепите их.
Рекомендуется также проверить состояние прокладок.
В месте прилегания крышек не должно быть масляных подтеков. Регулировка клапанов на МАЗе выполняется не раньше чем через час после полной остановки двигателя автомобиля.
Увеличение теплового зазора приводит к ухудшению наполнения цилиндров свежим воздухом, а также к недостаточной очистке от отработавших газов.
Поэтому существенно падает мощность двигателя МАЗ.
Возрастают ударные нагрузки. Как следствие увеличивается износ деталей ГРМ. Повышается расход топлива. Появляются стуки в механизме привода клапанов МАЗ.
Уменьшение зазоров может привести к перегреву и прогоранию механизмов.
Неплотное прилегание клапанов к седлам нарушит газодинамический процесс, что приведет к снижению технических показателей двигателя.
Замена клапанов МАЗ
Если на впускных и отработанных клапанах МАЗ обнаружены трещины, обломы, следы деформации или прогар, детали необходимо заменить.
Также обновлению подлежат механизмы при значительном уменьшении диаметра стержня.
Втулка клапана МАЗ нуждается в замене при ослаблении ее в отверстии головки цилиндров и при значительном износе. Если нарушена герметичность клапанов, установите новые пружины.
Снимите крышку головки цилиндров. Поршень поставьте в положение, соответствующее верхней мертвой точке.
Демонтируйте ось крепления коромысла, отвернув болты. Используя специальное приспособление, высвободите пружину и замените. После установке проверьте зазор клапанного механизма.
Коромысла подлежат замене при появлении трещин и обломов.
Если износились отверстия под ось, достаточно установить новую втулку. Обязательно проверьте посадку детали в коромысле легкими ударами выколотки из меди.
Новую втулку утопите в коромысле на глубину 1 мм с двух сторон.
Не забывайте следить за клапанами МАЗ. Кроме этого, регулярно проводите их регулировку.
Подписывайтесь на наши каналы в соц сетях twitter, facebook, в контакте, google+.
Маз 238 порядок регулировки клапанов
+7 (495) 972-12-58
+7 (495) 972-09-14
+7 (495) 978-12-58
+7 (498) 657-83-43
+7 (498) 657-81-99
+7 (498) 657-83-66
График работы:
Пн.- Пят. с 8:00 до 20:00
Суб. 9:00-18:00 Воск. 9:00-17:00
E-mail: info@alpha-avto.ru
Адрес: г.Москва, МКАД 23 км, Влад.3, стр.1 (комплекс «Развилка»)
+7 (495) 972-12-58
+7 (495) 972-09-14
+7 (495) 978-12-58
+7 (498) 657-83-43
+7 (498) 657-81-99
+7 (498) 657-83-66
Бесперебойную работу газораспределительного механизма МАЗ обеспечивают все составные элементы конструкции, в том числе, впускной и обратный (выпускной) клапан. Эти детали перемещаются во втулках и перемещаются при помощи кулачков и роликовых толкателей. В МАЗе высота подъема клапанов 13,5 мм.
Для эффективной работы всего двигателя не менее важна величина теплового зазора. Его размер при холодном двигателе должен быть 0,25-0,30 мм, допускается зазор до 0,4 мм. Когда зазор увеличен:
- Цилиндры хуже наполняются свежим воздухом и, как следствие, плохо очищаются от отработанных газов;
- Значительно снижается мощность двигателя;
- Растет ударная нагрузка, что негативно сказывается на показателях износа всех деталей двигателя;
- Увеличивается расход топлива;
- Клапанный механизм начинает стучать.
Если зазор меньше допустимого:
- Нарушается газодинамический процесс в целом ;
- Ухудшаются все показатели работы двигателя;
- Происходит перегрев и прогорание всех механизмов.
Регулировка клапанов на МАЗ
Регулировка клапанного механизма на МАЗе сводится к регулированию собственно теплового зазора, одинакового у впускных и выпускных клапанов. На каждый цилиндр у автомобиля по два клапана. Во время работы двигателя, все его детали нагреваются и клапаны тоже. Нагреваясь металл расширяется и, если не оставлять зазор между деталями в холодном состоянии, после нагрева их заклинит и двигатель выйдет из строя. Для этого и предусмотрена регулировка теплового зазора клапанов на МАЗ.
Чтобы добиться большей точности регулировки, автомобиль должен стоять на ровной площадке и на ручном тормозе. Также для достижения точности на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов нужно прижимать к торцу оси, а впускных – к стопорному кольцу. На головке левого ряда цилиндров наоборот, выпускные клапаны прижимать к стопорному кольцу, а впускные – к торцу оси.
В интернете есть масса подробнейших инструкций по регулированию клапанов на МАЗ с рисунками, чертежами и видео. Для Вас не составит труда изучить весь процесс досконально. Главное помнить, что очень важно точно соблюдать последовательность регулировки и следовать плану.
После регулировки клапанного механизма необходимо запустить двигатель и послушать, как он работает в разных режимах.
Клапана на МАЗ
Впускной клапан на МАЗ изготовлен из закаленной стали, его торец прокален на глубину до 3 мм, обратный клапан также изготавливается из закаленной стали, а их стержни подвергаются графитированию. Чтобы регулировка прошла успешно, нужно следить, чтобы клапаны были притерты, не разбиты на концах, а зазор во втулках был в пределах нормы.
В каждом руководстве по ремонту автомобиля указаны величины тепловых зазоров. Обратите внимание, что для впускных и обратных клапанов, а иногда и для разных цилиндров двигателя предусматриваются разные зазоры.
всё о ЯМЗ (вопросы и ответы)
Сообщение от SERGEIDV
Сообщение от Сергей11113
Сообщение от Сергей11113
сказано-же: "ибо в писании. ", а людям — не верь!:)), это они на "убитых" моторах, дабы облегчить себе жизнь, пытаются вернуть мощность двигателя за счет простого поворота муфты тнвд, вместо того, что-бы проверить тепловой зазор в клапанах или сделать замену цпг. )
шкив можешь не разглядывать, снимаешь нижний лючек картера маховика и вперед. 15 град
вот про 238БЕ, но принцип тот-же
Угол опережения впрыска топлива
Регулировка угла опережения впрыска топлива
Для регулировки угла опережения впрыска топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 57), а на маховике в двух местах нанесены значения углов. Для нижнего указателя 3 эти значения выполнены на маховике в цифровом выражении, а для бокового указателя 4-в буквенном выражении, при этом, букве "А" соответствует значение в цифровом выражении 20°; букве "Б"-15°; букве "В"-10°; букве Г"-5°.
Рис. 57. Совмещение рисок на маховике с указателями картера маховика: 1 — картер маховика; 2 — маховик; 3, 4 — указатели картера маховика; 5 — пробка верхнего люка; А — направление вращения коленчатого вала.
Вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу опережения впрыскивания топлива — 6°. 7°. При этом клапаны в 1-ом цилиндре должны быть закрыты.
Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике (рис. 55) при снятой, крышке люка картера маховика.
В момент совмещения меток должны совместиться метка «Л» на торце муфты с острием указателя (рис. 58) или с риской «Б» на указателе (рис. 59). Если метки не совместились необходимо произвести регулировку.
Рис. 58. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 — ведущая полумуфта; 2 — болт клеммового соединения; 3 — фланец полумуфты; 4 — пластины привода; 5 — болты крепления пластин привода; 6 — шайбы; 7 — демпферноя муфта; 8 — указатель; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на демпферной муфте.
Рис. 59. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 — вал привода; 2 — пластины привода; 3 — ведущая полумуфта; 4 — болты; 5 — болт клеммового соединения; 6 — болты; 7 — полумуфта ведомая; 8 — муфта опережения впрыскивания топлива; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на муфте; Б — метка на указателе.
Порядок регулировки угла опережения впрыскивания топлива двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2 (рис. 58):
ослабить затяжку болта 2 клеммового соединения: фланец 3 — ведущая полумуфта 1;
поворотом демпферной муфты совместить метку на муфте с острием указателя 8;
не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болт клеммового соединения моментом 16. 18 кгс?м. При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин. В случае появления гофр на пластинах 4, их устранение производится путем поочередного ослабления и последующей затяжки моментом 11. 12,5 кгс?м четырех болтов 5 крепления пластин к фланцу полумуфты и к демпферной муфте;
проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.
Порядок регулировки угла опережения впрыскивания топлива двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ (рис. 59):
проверить плотность посадки полумуфты 3 на валу привода 1 и затяжку клеммового болта 5 (момент затяжки 43,2. 58,9 Н?м (4,4. 6 кгс?м));
отвернуть (ослабить) два болта 4 и поворотом муфты опережения за счет овальных отверстий па фланце полумуфты совместить метки «А» и «Б»;
не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болты 4 привода моментом затяжки 43,2. 58,9 Им (4,4. 6 кгс-м). При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин;
провернув коленчатый вал, проверить правильность установки угла опережения впрыскивания. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1° поворота коленчатого вала.
Проверить наличие масла в муфте опережения впрыскивания топлива (ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ), и, при необходимости, долить масло. Для контроля установить муфту отверстиями в верхнее положение и вывернуть пробки. При медленном повороте муфты на 70° из одного отверстия должно начать вытекать масло. После доливки масла пробки завернуть.