0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы регулировки тепловых зазоров клапанов

Механизмы регулировки тепловых зазоров клапанов

Регулировка тепловых зазоров клапанов.

В процессе работы двигателя трущиеся детали изнашиваются, установленные зазоры изменяются. В клапанном механизме важную роль имеет тепловой зазор клапанов. Для нормальной работы двигателя, важно соблюдать время открытия, закрытия клапанов и сохранить герметичность в закрытом состоянии.

Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть определенный заводом зазор. Рассчитан он исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель прогрет до рабочей температуры многие детали газораспределительного механизма нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Разные металлы имеют разное тепловое расширение, разная длинна и форма деталей, поэтому на разных двигателях будет различаться рекомендуемые тепловые зазоры.

Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов отличается по причине разной температурной загруженности и отличающихся свойств металлов, из которых изготовлены клапаны.

Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений обеспечивая своевременное регулирование фаз газораспределения и продолжительный срок службы деталей. Пока двигатель холодный можно заметить повышенный шум, не следует прогревать двигатель на больших оборотах, чтобы избежать ударных нагрузок на торец клапана.

В процессе работы, клапаны и седла постепенно расклепываются, увеличивается глубина посадки клапана в седле, это приводит к уменьшению теплового зазора. Изнашиваются кулачки распределительного вала, коромысла, плоскость толкателей и торцы клапанов, что приводит к увеличению зазора. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, увеличивается износ многих сопутствующих деталей, в результате чего запускается цепная реакция, приходят в негодность целые детали, они в свою очередь влияют на следующие.

Если зазор больше рекомендуемого производителем, постоянная ударная нагрузка на клапаны уменьшает их срок службы, расклепывает, скалывает торец постепенно увеличивая зазор, повышается шумность. Уменьшается мощность из-за нарушения фаз газораспределения, так как ухудшается наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания.

Если тепловой зазор меньше, после прогрева, клапаны не герметично закрывают камеру сгорания, уменьшается компрессия, часть поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается через щели между клапаном и седлом при такте сжатия. Во время рабочего хода раскалённые отработанные газы так же прорываются и приводят к прогару клапанов. Тарелки клапанов не касаются седел нарушается теплоотдача, отсюда следует нагрев клапана до температур при которых увеличивается износ (окисление, коррозия) вероятность заклинить в направляющей втулке или подвергнуть ее быстрому износу, обрыв тарелки, повышенная нагрузка на ремень ГРМ.

Впускные клапаны в большей степени охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и имеют лучшее охлаждение.

Выпускные основную часть тепла передают на седло клапана. В случае зависания или зажатия (отсутствия теплового зазора) высокая температура разрушает клапан и направляющую втулку.

Читайте так же:
Регулировка гидроусилителя рулевого управления мтз 80

Следует проверить тепловой зазор при наблюдении некоторых характерных симптомов:

Посторонний шум (шелест, звон).

Увеличенный расход топлива, масла.

Прострелы в глушитель или впускной коллектор.

По сигналу Check.

Богатая бедная смесь.

По состоянию свечей зажигания.

Любая из перечисленных неисправностей как в единичном случае, так и несколько одновременно, может говорить о неисправной работе как газораспределительного механизма так и других узлов.

Процесс регулировки производится на холодном двигателе 20-30 градусов и начинается с выставления распределительных валов по меткам и положения поршня в верхней мертвой точке такта сжатия. В таком случае на проверяемых цилиндрах клапаны будут полностью закрыты и с помощью щупа, располагаемого между кулачком и толкателем или в ином случае коромыслом и торцом клапана, определяется размер.

Щуп вставляется между рабочими частями клапана и торцом нажимного механизма(коромыслом, кулачком распредвала и т.д. в зависимости от модели двигателя) соответствующего клапана;

Если щуп входит с небольшим затруднением, можно считать, что зазор в нормальном состоянии;

Если щуп не входит, входит очень туго или проходит без каких-либо усилий, необходимо начинать регулировку.

Почему тепловые зазоры клапанов всегда уменьшаются

Почему зазор клапанов всегда уменьшается

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Эта статья поможет ответить на поставленный в заголовке вопрос: почему тепловые зазоры клапанов могут только уменьшаться и никогда не увеличиваются? Некоторым людям бывает сложно представить этот процесс, поэтому упрощенная схема + анимация помогут увидеть работу клапанного механизма в действии и производить регулировку клапанов с пониманием дела. Итак, приступим.

Влияние выработки клапана на зазор

На первой иллюстрации схематически показана изначальная посадка клапана в седле и выставленный зазор между кулачком распредвала и регулировочной шайбой.

Изначальная посадка клапана в седле

На второй иллюстрации выделены эти ключевые области.

Взаимозависимые области в работе клапанного механизма

В дальнейшем мы будем обращать внимание именно на них. Поэтому идем дальше.

В процессе работы двигателя между седлом клапана и тарелкой клапана образуется выработка или износ по-другому. На следующей иллюстрации этот износ закрашен красным цветом.

Выработка в седле клапана

Выделим эту область для лучшего восприятия.

Выделенная область выработки клапана и седла

Под воздействием пружины клапан все равно будет плотно прилегать к седлу и компенсировать образовавшийся износ. Этот момент отображен на следующей иллюстрации.

Изменение теплового зазора в результате выработки

Клапан при этом, за счет выработки, поднимается уже чуть выше, уменьшая тем самым тепловой зазор вверху. Проще говоря, происходит проседание клапана. Выделим две этих важных области на изображении.

Выделенные области влияющие на величину теплового зазора

Вот вам и ответ на вопрос: почему зазор уменьшается, а не увеличивается?

Чтобы сделать этот процесс еще более наглядным посмотрите на анимацию данных изображений.

Итак, на анимированном изображении хорошо прослеживается обратно пропорциональная зависимость тепловых зазоров клапанов от выработки. Другими словами, чем больше выработка между седлом клапана и тарелкой клапана, тем МЕНЬШЕ становится тепловой зазор между кулачком распредвала и регулировочной шайбой.

Читайте так же:
Echo srm 2655si регулировка карбюратора

Регулировка тепловых зазоров клапанов в двигателе ВАЗ 2111

Механизм привода клапанов

Рис. 1. Механизм привода клапанов: 1 — головка цилиндров; 2 — клапан; 3 — толкатель; 4 — корпус подшипников распределительного вала; 5- распределительный вал; 6- регулировочная шайба; 7- маслоотражательный колпачок; А — зазор между кулачком и регулировочной шайбой

Зазор А (см. рис. 1) между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на
холодном двигателе должен быть (0,2 ±0,05) мм для впускных клапанов и (0,35 ±0,05) мм — для
выпускных. Зазор регулируется подбором толщины регулировочных шайб 6.

В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом
через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.

Зазор регулируйте в следующем порядке:

— снимите крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня;

— выверните свечи зажигания ключом 67.7812.9515 и удалите масло из верхней части головки
цилиндров;

— осмотрите поверхность кулачков распределительного вала: на них не должно быть задиров,
раковин, износа и глубоких рисок;

— установите на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление 67.7800.9503 для
утапливания толкателей клапанов;

Рис. 2. Проверка
совпадения установочных
меток на шкиве
распределительного вала и
задней защитной крышке

— поверните коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня (см. рис. 2.) а затем доверните его еще на 40-50° (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет фаза сгорания;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке или за болт крепления шкива привода генератора, или за шкив распределительного вала с помощью приспособления 67.7811.9509.

Нельзя поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить болт.

— проверьте набором щупов зазоры у 1-го и 3-го кулачков распределительного вала;

Рис. 3. Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 — приспособление 67.7800.9503; 2 — толкатель

Рис. 4. Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 — фиксатор 67.7800.9504; 2 — регулировочная шайба

— если зазор отличается от нормы, то приспособлением 67.7800.9503 ( рис.3 ) утопите толкатель и зафиксируйте его в нижнем положении, установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор 67.7800.9504 ( рис. 4 ) :

— приспособлением 67.7800.9505 удалите регулировочную шайбу и микрометром измерьте ее толщину;

— определите толщину новой шайбы по формуле:

где А — замеренный зазор, мм;

В — толщина снятой шайбы, мм;

Читайте так же:
Регулировка редуктора заднего моста сузуки гранд витара

С — номинальный зазор, мм;

Н — толщина новой шайбы, мм.

Пример. Допустим А=0,26 мм; В=3,75 мм; С=0,2 мм (для впускного клапана), тогда:

Н = 3,75 + (0,26-0,2) = 3,81 мм.

В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем толщину новой шайбы, равную 3,8 мм.

— установите в толкатель клапана новую регулировочную шайбу маркировкой в сторону толкателя, уберите фиксатор 67.7800.9504 и еще раз проверьте зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением;

— последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90°, отрегулируйте зазоры у остальных клапанов, соблюдая очередность, указанную в таблице 1;

Таблица 1 Порядок регулировки зазоров в механизме привода клапанов

Угол поворотаКулачки*
коленчатого вала от положения совмещенных меток,градвыпускивпускной
40-5013
220-23052
400-41086
580-51047

* Номера кулачков указаны по порядку от шкива распределительного вала.

— залейте масло в верхнюю часть головки цилиндров, установите крышку головки цилиндров и переднюю крышку зубчатого ремня.

Проверка и регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме двигателя КамАЗ

Тепловые зазоры в механизме газораспределения регулируйте на холодном двигателе не ранее чем терез 30 мин после его останова.

При регулировании тепловых зазоров коленчатый вал устанавливайте последовательно в положения I, II, III, IV ( табл. 3 ), которые определяются поворотом коленчатого вала относительно начала впрыскива-топлива в первом цилиндре на угол, указанный в таблице. При каждом положении регулируйте одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Таблица 3. Углы поворота коленчатого вала относительно начала впрыскивания топлива в первом цилиндре при регулировании тепловых зазоров

ПараметрЗначение параметра при положениях коленчатого вала
IIIIIIV
Уголповорота коленчатого вала60°240°420°600°
Цилиндры регулируемых клапанов1; 54; 26; 37; 8

Регулируйте тепловые зазоры в следующем порядке:

  • снимите крышки головок цилиндров;
  • проверьте момент затяжки и при необходимости втяните болты крепления головок цилиндров;
  • установите фиксатор маховика в нижнее поение;
  • снимите крышку люка в нижней части картера пления;
  • вставляя ломик в отверстия на маховике, проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;
  • проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Метки должны находиться в верхнем положении. Если риски находятся внизу, выверите фиксатор из зацепления с маховиком, проверни коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор ен войти в зацепление с маховиком;
  • установите фиксатор маховика, в верхнее положение;
  • проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 60° (поворот маховика на угловое стояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°), т. е. в положение I. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от руки);
  • проверьте момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров и при необходимости затяните их;
  • проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,3 для впускного и 0,4 для выпускного клапанов должен входить с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда — выпускные);
  • для регулирования зазора приспособлением И801.14.000 ( рис. 63 ) ослабьте гайку регулировочного винта, вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой 2, установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора;
  • дальнейшее регулирование зазоров в клапанном механизме проводите попарно в цилиндрах 4 и 2 (положение II), 6 и 3 (положение III), 7 и 8 (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180° ( см. табл. 3 );
  • пустите двигатель и проверьте его работу, при правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть;
    установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.

Рис. 63. Регулирование тепловых зазоров приспособлением И801.14.000: 1 — ключ; 2 — отвертка

Для смены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива:

  • выверните на два-три витка сливные пробки 10 ( см. рис. 32 ) и слейте топливо из фильтра, затем вверните пробки;
  • выверните болты крепления колпаков фильтра, снимите колпаки ( рис. 64 ) и удалите загрязненные фильтрующие элементы;
  • промойте колпаки дизельным топливом;
  • установите в каждый колпак новый фильтрующий элемент;
  • установите колпаки с элементами и затяните болты;
  • пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра.

Рис. 64. Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива

Подтекание топлива устраните подтяжкой болтов крепления колпаков.

Для технического обслуживания фильтра грубой очистки топлива:

  • слейте топливо из фильтра, ослабив сливную пробку 1 ( см. рис. 36 );
  • выверните четыре болта 7 крепления стакана к корпусу фильтра и снимите стакан 2 вместе с фланцем 8;
  • выверните фильтрующий элемент из корпуса;
  • промойте сетку фильтрующего элемента и полость стакана бензином или дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом;
  • наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель 6 и вверните фильтрующий элемент в корпус;
  • установите стакан фильтра и закрепите его болтами;
  • затяните сливную пробку;
  • убедитесь в отсутствии подсоса воздуха через фильтр на работающем двигателе; при необходимости устраните подтягиванием болтов крепления стакана к корпусу.

Рис. 65. Установка начала впрыскивания топлива в первом цилиндре двигателя по меткам: 1 — муфта автоматическая опережения впрыскивания; 2 — полумуфта ведомая; 3 -болт стяжной; 4 — фланец задний ведущей полумуфты; I — метка на заднем фланце полумуфты; II — метка на муфте опережения впрыскивания; III — метка на корпусе топливного насоса высокого давления

Для двигателей 740.11-240 проверка e регулировка угла опережения впрыскивание-топлива производится с помощью моментоскопа!

Установка моментоскопа приведена на рис. 65-b . Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давлений (ТНВД) приведены на рисунке 65-b .

  1. Отсоедините трубку высокого давления восьмой секции ТНВД.
  2. На штуцер восьмой секции установите моментоскоп согласно рисунков.
  3. Рычаг управления регулятором переведите в среднее положение.
  4. Заполните стеклянную трубю моментоскопа топливом, вращая коленчаты вал двигателя.
  5. Переведите фиксатор в глубокий паз медленно поворачивайте коленчатый вал двигателя по ходу вращения до моменте начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то угол опережения впрыскивания топлива установлено правильно.
    При этом допускается несовпадение (S) не более 2 мм метки на фланце ведомое полумуфты и указателя на корпусе ТНВД сторону опережения впрыскивания топливе ( см. рис. 65-а ). Фиксатор переведите в верхнее положение.
  6. Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора, а движение топлива в стеклянной трубке началось, ослабьте болт крепления ведомой полумуфты и доведите паз маховика до фиксатора, затянуте болты. Фиксатор переведите в верхнее положение. Проверьте точность установки угла согласие п. 5.
  7. Если фиксатор вошел в паз на маховике а движение топлива в трубке не началось то ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и медленно поворачивайте кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты (для двигателей с МОВТ за муфту опережения) по ходу вращения до моменте начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Закрепите болты и повторите действия по п 5.Фиксатор переведите в верхнее положение.

Рис. 65-а. Установка угла опережения впрыскивания топ-ливадвигателейс муфтой опережения впрыскивания топлива 1 — корпус ТНВД; 2 — автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 3 — полумуфта ведомая; 4 -вал привода; 5 — полумуфта ведущая; 6 — стяжной болт; 7 — шпонка; 8 — фланец центрирующий; 9 — втулка центрирующая; 10, 11 — пакет пластин; 12 -болт.

Рис. 65-b. Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секцийтопливного насоса высокого давления: 1 — двигатель; 2 — топливный насос высокого давления: 3 — маховик.

Рис. 65-с. Схема установки моментаскопа: 1 — стеклянная трубка; 2 — переходная трубка; 3 -отрезок топливопровода высокого давления; 4 — накидная гайка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector