0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное воздушное право регулирует ответственность государств

Международное воздушное право регулирует ответственность государств

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

1. Международное морское право.
2. Международное воздушное право.
3. Космическое право.

1. Международное морское право (ММП)

Международное морское право — представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Субъектами международного морского права являются:
1. государства;
2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.
Основными источниками международного морского права выступают:
— международный договор;
— международный обычай.
Принципы международного морского права:
а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);
б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);
г) охраны морской среды (ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982г.);
д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).
Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г,
Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:
— определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;
— зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;
— введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;
— усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;
— разработана система мирного урегулирования международных споров.
По своему правовому статусу и режиму морские пространства подразделяются:
1. Внутренние морские воды — являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.
К ним относятся:
— воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;
— воды морских портов;
— воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 миль);
— воды "исторических заливов" (Петра Великого на Дальнем Востоке РФ, Гудзонов у берегов Канады);
2. Территориальное море — это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 миль на который распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и определяет его правовой режим.
3. Открытое море — морское пространство за пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом, и в, первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
4. Прилежащая зона — район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающей к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).
5. Исключительная экономическая зона — район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст. 5 7 Конвенции ООН 1982г.)
6. Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п. 1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)
Правовой статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
Прибрежное государство осуществляется на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, которые являются исключительными (ст.77 Конвенции ООН 1982г.)
Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.
7. Международный район морского дна — морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.
Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по морскому праву 1982г.
— ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении Района или же его части, а также его ресурсов;
— ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района или его ресурсов;
— Район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.
Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому дну и международное предприятие.
8. Международные проливы — узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.
Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,3 8,39 Конвенции ООН 1982г.)
9. Архипелажные воды — это воды, находящиеся внутри государства — архипелага.
Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства — архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод.
Эти воды находятся под суверенитетом государства — архипелага, но при условии нормального осуществления международного судоходства, что означает право мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды.
Государство — архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п. 1 ,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)

Читайте так же:
Как настроить время синхронизации времени

2. Международное воздушное право (МВП)

Международное воздушное право — это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных перевозок.
Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты.
Вторая — международные сообщения, коммерческую деятельность на воздушном транспорте.
МВП основывается на общих принципах международного права, но имеет специальные принципы непосредственно регулирующие деятельность гражданской авиации. К ним относятся:
1) полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством;
2) свобода полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве;
3) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.
Международные отношения, возникающие по вопросам использования воздушного пространства и реализации воздушных перевозок регулируются на многосторонней и двусторонней основе.
К числу важнейших международных договоров относятся: Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. Договор по открытому небу 1992г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971г.
Международный воздушный транспорт активно участвует в коммерческой деятельности, а это связано со " свободами воздуха" закрепленными в международном воздушном праве:
1) право транзитного беспосадочного полета;
2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях
3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых в стране флага судна.
4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту следующих в страну флага судна.
5) право привозить и увозить пассажиров груз, почту из любой третьей страны на иностранную территорию или из нее.
6) право осуществлять перевозки пассажиров, грузов, почты в третьи страны через свою территорию.
7) право перевозок между третьими странами, минуя территорию своего государства.
8) каботаж — авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного государства.
Для обеспечения безопасности и упорядочения развития международной гражданской авиации в 1944г. Была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО),которая в настоящее время является главным разработчиком и координатором норм, регламентирующих отношения, связанные международным воздушным транспортом.

3. Международное космическое право (МКП)

Международное космическое право — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.
К источникам МКП относят:
1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:
— Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;
— Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;
— Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;
— Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;
— Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.
2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:
— Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.
— Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.
Основные принципы международного космического права:
1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;
2) демилитаризация космического пространства;
3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;
4) не нанесение ущерба;
5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.
В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.

1. Дайте характеристику предмета регулирования международного морского права и его основных институтов.
2. Укажите роль международных организаций в формировании норм международного воздушного права.
3. Назовите основные принципы международного космического права.

Основы международно-правового регулирования воздушных сообщений и международных воздушных перевозок

Гонтарь, А. Д. Основы международно-правового регулирования воздушных сообщений и международных воздушных перевозок / А. Д. Гонтарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52545/ (дата обращения: 10.11.2021).

В статье исследуется право международных воздушных сообщений и воздушных перевозок как один из основных блоков отрасли международного воздушного права с выявлением базовых принципов сотрудничества государств в данной области и опорой на международные соглашения.

На современном этапе развития международного воздушного права (МВП) сложился относительно устойчивый комплекс норм, регулирующих различные вопросы, связанные с сотрудничеством государств, осуществлением ими юрисдикции в области аэронавигации за пределами суверенного воздушного пространства, применением процессуальных норм для реализации положений, устанавливающих правовой режим воздушного пространства, а также нормы по защите прав частных лиц от действий перевозчиков, эксплуатацией воздушных судов, взаимодействия авиакомпаний и органов государства. Для классификации всего объема норм немаловажно характеризовать МВП как систему институтов, взаимосвязанных между собой, выполняющих конкретные функции и формирующих два основных блока отрасли — «право международных полетов» и «право международных воздушных сообщений и перевозок» [2, с.26]. В статье речь пойдет о второй группе норм, которая регулирует установление и эксплуатацию международных воздушных сообщений и отношения, связанные с коммерческими «свободами воздуха» (различные объемы коммерческих прав). Этот институт международного воздушного права тесно взяимосвязан с национальным правом, даже Чикагская конвенция о международной гражданской авиации содержит ряд отсылочных норм к внутреннему законодательству [2, с.29]. Данному институту характерно также то, что публично-правовой компонент зачастую превалирует над частно-правовым, что связано с использованием разрешительного порядка использования воздушного пространства субъектами МВП.

Читайте так же:
Регулировка положения дроссельной заслонки озон

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению основной темы статьи, стоит подчеркнуть, что международное воздушное сообщение и международная воздушная перевозка — два разных понятия, которые следует разграничивать. Так Чикагская конвенция 1994 г. дает следующее определение международным воздушным сообщениям: «регулярное воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства [4, ст. 96, п. b]». В той же статье говорится, что воздушное сообщение осуществляется с целью перевозок пассажиров, почты или груза. Понятие «международной перевозки» дается в Монреальской конвенции. Это «всякая перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств — участников [конвенции], либо на территории одного и того же государства — участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником [3, cт. 1, п. 2]». Для того, чтобы такая перевозка состоялась, нужно, чтобы между государствами были оформлены двусторонние соглашения в форме международных воздушных сообщений.

Таким образом, международные сообщения — это юридическое оформление соглашений между двумя государствами о практической эксплуатации воздушного пространства по установленным воздушным маршрутам (международная перевозка).

Изначально международными воздушными сообщениями признавались только те, которые совершались на регулярной основе, а между государствами происходят постоянные воздушные передвижения. Однако в рамках Четвертой Всемирной авиатранспортной конференции в Монреале в 1994 году ИКАО, поставив перед собой цель дать более точные определения терминам, относящимся к воздушному транспорту, выработала более широкую формулировку. В рамках ее международные воздушные сообщения могут осуществляться как на регулярной, так и на нерегулярной основе, где первое — это сообщение, открытое для публичного использования по установленному и опубликованному расписанию, представляющее систематическую серию рейсов [2, с. 112]. Любое другое международное воздушное сообщение будет считаться нерегулярным. Это является основной и наиболее крупной классификацией данного института МВП.

В регулировании подобных правоотношений находят яркое проявление такой принцип международного воздушного права, как полный и исключительный суверенитет государства над своей территорией. Данный принцип выражается в необходимости получения потенциальным пользователем воздушного пространства разрешения на пересечение государственной границы от компетентного органа власти. В Российской Федерации, к примеру, на это уполномочен главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации [5, п. 117]. Разрешительный порядок также предполагает, что воздушное судно, находясь в пределах государственной территории, должно соблюдать условия и правила, установленные внутренним законодательством и относящиеся как к самому летательному аппарату, так и к экипажу судна, пассажирам, грузу и перевозимому багажу. Как отмечает К. А. Бекяшев, к указанным условиям относятся правила прибытия, пребывания, отправления судна, различные процедуры контроля, регулирование полетов над особыми зонами и т. п. [1, с. 567–568]. В Конвенции 1944 г. закреплено, что установление требований к воздушным судам различных государств должно производиться на недискриминационной основе [4, ст.44, п. g], и это является еще одним принципом МВП, который проявляется в регулировании международных воздушных сообщений. За нарушение требований и причинение ущерба устанавливается соответствующий вид юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая или административная).

Выполнение международных перевозок любой авиакомпанией осуществляется за определенную плату, т. е. для них эта деятельность носит коммерческий характер. Так же в 1994 г. ИКАО добавила к определению международного воздушного сообщения следующую характеристику — «осуществляемое за вознаграждение или по найму». В этой связи стоит упомянуть важную группу свобод, дающую авиакомпании одного государства определенный объем прав на полет в пределах территории другого государства, устанавливаемые двусторонними или многосторонними соглашениями — так называемые коммерческие «свободы воздуха» (Freedoms of the Air).

«Свободы» были закреплены в Соглашении о воздушном транспорте (Air Transport Agreement (ATA)), которого государства достигли по итогам конференции в 1944 г. в Чикаго. Международная организация гражданской авиации признает 5 основополагающих «свобод воздуха» [6, ст. 1, р. 1]. Первые две не представляют собой предметов спора между договаривающимися государствами:

  1. право на беспосадочный (транзитный) полет над территорией соответствующего государства. Наличие этого права не предполагает совершение коммерческих операций и посадок.
  2. право полета с посадкой исключительно для технических целей (дозаправка, ремонт) и иных некоммерческих целей;

Следующие три свободы обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений между государствами [7, c.306–307]:

  1. право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, которые были взяты на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;
  2. право принимать на борт воздушного судна на территории иного государства пассажиров, почту, груз для направления на территорию государства регистрации судна;
  3. право высаживать и принимать на борт пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории, если пункт отправления и назначения — территория любого третьего государства.

Некоторые государства согласились соблюдать ряд других свобод воздуха, которые, тем не были официально признаны ИКАО, не закреплены в Соглашении и, таким образом, не являются всеобщими. Они затрагивают права третьих государств при совершении полетов через территорию государства-регистратора судна, минуя его территорию, и два вида каботажа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международные воздушные сообщения существуют и функционируют в силу различного вида соглашений между государствами. В силу этого, регулирование входящих в этот институт правотношений — это динамичный и развивающийся процесс, где возможно появление новых видов норм и практик, и который, тем не менее, опирается на основополагающие принципы и нормы международного воздушного права.

Читайте так же:
Порядок регулировки клапанов дэу сенс

Ответственность в международном воздушном праве

В данном реферате в контексте обозначенной темы рассмотрены следующие вопросы: возникновение и развитие международного воздушного права, источники международного права, юридическая природа и правовой режим воздушного пространства, правовой статус воздушного судна и экипажа, ответственность в международном воздушном праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………с. 2
Возникновение и развитие международного воздушного права, его понятие……………………………………………………с. 4
Источники международного воздушного права…. с. 7
Юридическая природа и
правовой режим воздушного пространства…………. с. 10
Правовой статус воздушного судна и экипажа………..с. 18
Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами………………………………….с. 19
Ответственность в международном воздушном праве. с. 21
Заключение……………………………………………………….с. 23
Список использованной литературы…………………………….с. 26

Работа содержит 1 файл

Международное публичное право.docx

5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами.

Над открытым морем действует принцип свободы полетов, являющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако эта «свобода» не является безграничной. Воздушные суда при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международного права.

Прежде всего, воздушное судно, как и при полетах над государственной территорией, должно иметь национальные и регистрационные знаки. Им должен управлять экипаж, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Воздушное судно не должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих безопасности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.

В целях обеспечения безопасности влета на государственную территорию со стороны открытого моря и регулирования безопасной аэронавигации в отдельных его районах государствам разрешается контролировать определенные участки воздушного пространства над открытым морем. Это, однако, не означает распространения суверенитета прибрежных государств на эти районы или их юрисдикции на иностранные воздушные суда.

Для установления четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов.

Консультативное воздушное пространство — район над открытым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения воздушных судов в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты над открытым морем, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов.

Контролируемое воздушное пространство — район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.

Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10—15 миль. Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки воздушных судов.

Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50—60 миль, то есть выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на бepeгy или вблизи от берега. Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны.

Опасная зона — район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов воздушных судов.

Зона ограниченного режима полетов — воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. В качестве примера можно привести ограничения, устанавливаемые различными государствами для плавания и полетов в определенных районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет.

Большое значение для регулирования международных полетов вообще и над открытым морем в частности имеют документы региональных конференций ИКАО, в которых определяются наиболее экономичные международные трассы над открытым морем, промежуточные пункты посадки (международные аэропорты), даны рекомендации по организации управления воздушным движением по установленным трассам, обеспечению связи, метеоинформации и др.

6. Ответственность в международном воздушном праве.

Государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права. Она может выражаться, в частности, в форме приостановления права голосования в Ассамблее ИКАО (ст. 88 Чикагской конвенции).

Государства несут международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство.

Авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом, а также в целях избежания использования авиакомпаниями различных условий ответственности в конкурентной борьбе.

Сотрудничество государств в данной области выразилось в принятии серии договоров, получивших название «Варшавская система». Поскольку субъектами ответственности по условиям этих договоров являются стороны сделки (контракта на продажу услуги), эти вопросы относятся к области международного частного права 15 .

Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке.

По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий. Ответственность основана на принципе вины (ограниченная ответственность). Регламентирована также процедура возмещения ущерба.

Читайте так же:
Регулировка развала на флюенсе

Гвадалахарская конвенция 1961 года, дополнительная к Варшавской, относительно унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, выполняемой лицом иным, чем договорный перевозчик, распространила основные принципы Варшавской конвенции на перевозки на арендованных воздушных судах.

В настоящее время наблюдается тенденция со стороны наиболее мощных авиакомпаний, прежде всего американских, к увеличению максимальных пределов ответственности. В этом находит выражение их конкурентная борьба с молодыми неокрепшими авиапредприятиями развивающихся государств. С этих позиций следует оценивать Монреальское соглашение ряда авиакомпаний 1966 года, увеличившее предел ответственности перевозчика до 75 тыс. долл. США допускают к перевозкам на свою территорию лишь те авиакомпании, которые согласились принять этот предел.

Гватемальский протокол 1971 года увеличил предел ответственности до 100 тыс. долл. за пассажира и принял систему абсолютной ответственности перевозчика (вне зависимости от его вины).

Монреальский протокол № 4, принятый в 1975 году, также исходит из принципа абсолютной ответственности перевозчика. Этот протокол, как и Гватемальский, в силу не вступил.

В последние годы стала актуальной проблема предъявления исков непосредственно к изготовителям воздушных судов в случаях авиапроисшествий по техническим причинам. Равным образом возникают вопросы об ответственности органов управления воздушным движением. В международном праве эти проблемы не урегулированы.

В 1952 году в Риме была заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности. Она ограничивает размер возмещения за такой вред в зависимости от веса воздушного судна. Субъектом ответственности является эксплуатант воздушного судна (лицо, использующее судно в момент причинения вреда). Под вредом понимаются смерть, телесное повреждение и вред, причиненный имуществу в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него предмета.

Россия — участница Римской конвенции (СССР присоединился в 1982 г.).

В 1978 году в Монреале был принят протокол об изменении Римской конвенции, который в силу не вступил.

Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации. Одним из видов регулирования воздушного пространства является регулирование воздушного пространства, расположенного над территорией государства, которое является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией. Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы. В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены. Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др. Государство имеет право отказывать воздушным судам других государств в разрешении принимать на борт на его территории пассажиров, почту и груз, перевозимых за вознаграждение или по найму и имеющих другой пункт назначения в пределах его территории. Законы государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов (правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного и таможенного контроля и карантина), должны соблюдаться пассажирами и экипажем, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства. Компетентные власти государства имеют право производить досмотр воздушных судов других государств при их прибытии или убытии и проверять удостоверения и другие документы. В соответствии с международным воздушным правом выработаны "права" или "свободы воздуха": право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком; право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.); право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту; те же действия для любых третьих стран; право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию; право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию. Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее его национальный знак, соблюдало действующие правила.

Кроме регулирования воздушного пространства государства существуют специальные режимы воздушного пространства. К ним относятся: воздушное пространство над открытым морем и воздушное пространство над Антарктикой, регулирование которых происходит по международным правилам, являющимися общими для все государств.

Понятие и принципы международного воздушного права

Под международным воздушным правом в науке понимают систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования гражданской авиацией воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях осуществления международных регулярных и нерегулярных полетов и выполнения международных воздушных перевозок по установленным между государствами международным воздушным сообщениям.

Читайте так же:
Дойц bf6m1013fc регулировка клапанов

Международное воздушное право как самостоятельная отрасль входит в систему международного права. Это означает, что современное международное воздушное право обладает ярко выраженными системными свойствами:

выполняет функции регулирования использования воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях авиации,

регулирует доступ на рынок международных авиаперевозок,

обеспечивает безопасность полетов и авиационную безопасность

поддерживает регулярность , эффективность и экономичность всемирной сети международных воздушных сообщений.

Международное воздушное право:

устанавливает правовой статус и режим воздушного пространства, расположенного над государственной территорией и за ее пределами,

определяет порядок выполнения международных полетов гражданских воздушных судов, занятых в международных воздушных сообщениях

Особую группу составляют отношения государств, связанные с международными полетами над: а) исключительной экономической зоной; б) открытым морем; в) международными проливами; г) архипелажными водами; д) Антарктикой. Кроме того, в зависимости от вида международного полета между государствами складываются отношения по поводу: а) регулярных и б) нерегулярных международных полетов. Специфические межгосударственные отношения возникают по поводу: а) установления и эксплуатации регулярных международных воздушных сообщений; б) осуществления нерегулярных международных воздушных сообщений.

Наконец, особый вид межгосударственных воздушно-транспортных отношений складывается в отношении доступа иностранных авиаперевозчиков на национальный рынок международных авиаперевозок. Осуществляя контроль над коммерческой деятельностью иностранных перевозчиков, каждое государство регулирует их доступ на свой национальный рынок международных перевозок путем предоставления им прав на коммерческие «свободы воздуха», пользование национальными международными воздушными маршрутами и эксплуатационными правами. Отношения между государствами по поводу этих прав имеют преимущественно двусторонний характер, хотя встречаются случаи, когда они становятся предметом региональных соглашений.

Принцип суверенитета над воздушным пространством. Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией. Эта данность отражена в воздушных кодексах многих государств и подтверждена в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.

Суверенитет над воздушным пространством реализуется государством во внешней и внутренней формах. Осуществляя свое верховенство и юрисдикцию в отношении воздушного пространства, государства устанавливают законы и правила, определяющие:

а) режим и порядок выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории;

б) порядок и условия коммерческой деятельности авиапредприятий;

в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных органов государства.

В области международного воздушного транспорта целями национального регулирования выступают: а) соблюдение международных требований к воздушному транспорту, используемому в международных воздушных сообщениях; б) обеспечение доступа к национальному рынку воздушного транспорта; в) права на авиаперевозки; г) тарифы авиаперевозчиков; д) регламентации провозной емкости; е) аренда и лизинг воздушных судов.

Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в воздушном пространстве государства является производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.

Государство назначает полномочные органы по воздушному транспорту, которые непосредственно отвечают за регулирование всех аспектов воздушного транспорта, как технических, так и экономических. В области аэронавигации функции контроля за соблюдением разрешительного порядка выполняют органы обслуживания воздушного движения (ОВД).

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право государства принимать меры технического, эксплуатационного, организационно-аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей. Это право корреспондирует с обязанностью государства поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов.

Взаимные обязательства по обеспечению безопасности международной гражданской авиации возложены на государства международными договорами. Чикагская конвенция 1944 г. объявляет своей главной задачей создание таких условий для международной гражданской авиации, при которых она может развиваться «безопасным и упорядоченным образом». В 1986 г. Совет ИКАО принял типовую статью об авиационной безопасности и рекомендовал ее для использования в двусторонних соглашениях.

Нормативные правила, предписания и требования, которые государства принимают в отношении безопасного использования собственного воздушного пространства, образуют национальный режим обеспечения безопасности гражданской авиации. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации входит в задачи национального воздушного права.

Принцип взаимности — достигается возможность сделать такие перевозки коммерчески прибыльными и эффективными. В этих целях государства взаимно предоставляют друг другу коммерческие права или преимущества, которыми пользуются назначенные ими авиакомпании, выполняющие между ними перевозки. Двусторонние соглашения о воздушном сообщении предусматривают обычно равное количество воздушных линий, устанавливаемых между государствами, и равное количество коммерческих прав. Принцип взаимности не требует абсолютной идентичности прав и преимуществ, предоставляемых друг другу сторонами двусторонних соглашений. Взаимность предполагает учет взаимных интересов и возможностей, реальные обстоятельства, связанные с организацией регулярных полетов. Принцип взаимности выполняет роль экономического регулятора международных авиаперевозок.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в воздушном пространстве, расположенном над исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным, или открытым. В соответствии с принципом свободы полетов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под юрисдикции какого-либо государства. При пользовании свободой полетов государства обязаны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не допускать полеты с их воздушных судов без опознавательных знаков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector