Регулировка клапанов двигателя современного автомобиля
Регулировка клапанов двигателя современного автомобиля
Советы
Бесперебойная работа двигателя внутреннего сгорания предполагает периодическое проведение регулировки его клапанов. Они находятся в головке блока цилиндров и относятся к газораспределительному механизму. Мы расскажем, как отрегулировать клапаны самостоятельно.
Подготовка к регулировке клапанов двигателя
Операция по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание вашего авто. На отечественных автомобилях она проводится каждые 15 тыс. км, для иномарок — каждые 30 тыс. или 45 тыс. км. Дело в том, что при изменении просветов сдвигаются фазы газораспределения. Двигатель в этом случае начинает работать с перебоями из-за недостатка или избытка топлива. В наиболее запущенных случаях пропадёт компрессия (мотор просто не заведётся) или клапаны встретятся с поршнями (потребуется капитальный ремонт устройства). Последнее справедливо как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Как определить, требуется ли регулировка
Профессионалы выделяют следующие симптомы неправильно отрегулированных зазоров:
- Двигатель троит, компрессия в цилиндрах заметно различается или полностью отсутствует. При слишком маленьких просветах клапаны до конца не закрываются, поэтому нарушается герметичность камеры сгорания.
- Наблюдается посторонний стук в верхней части двигателя. Это может быть вызвано как слишком большими (стук толкателей по клапанам), так и слишком маленькими (клапаны упираются в поршни) зазорами.
Если присутствует какой-либо из перечисленных симптомов, необходимо проверить промежутки в клапанном механизме.
Регулировка зазоров всегда проводится на холодном двигателе. При этом головка блока цилиндров с распредвалом установлены и плотно затянуты. Зависимость величины просветов от температуры приведена в таблице.
Таблица: зависимость величины зазоров от температуры
Стандарт 0.15 | ||
Температура градусы | мм |
Из таблицы следует, что оптимальная температура для регулировки — 20 градусов.
В обязательном порядке регулировка зазоров требуется:
- после переборки двигателя;
- после снятия и установки головки блока цилиндров.
При замене оборудования на газобаллонное регулировать клапаны необязательно.
Регулировка клапанов на отечественных автомобилях
Наиболее просто регулировка осуществляется на отечественных автомобилях семейства ВАЗ.
Видео: как регулировать зазоры клапанов на ВАЗ 2106
Регулировка просветов производится с помощью плоского щупа. Сначала следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Затем регулируем зазоры согласно таблице.
Таблица: последовательность регулировки зазоров клапанов
Угол поворота коленчатого вала, градусы | Цилиндр, в котором происходит такт сжатия | Номера регулируемых кулачков |
4 | 6, 8 | |
180 | 2 | 4, 7 |
270 | 1 | 1, 3 |
360 | 3 | 2, 5 |
Процесс регулировки различается в зависимости от модели ВАЗ. Так, на ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой.
На ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой
На ВАЗ 2108–09 для этого используются регулировочные шайбы, а величина просвета определяется с помощью плоских щупов.
На ВАЗ 2108–09 величина зазора определяется с помощью плоских щупов
Раньше, во времена СССР, для точной настойки зазоров клапанов использовалась специальная рейка с индикатором.
Раньше для контроля зазора клапанов использовалась рейка с индикатором
Регулировка зазоров двигателя ВАЗ 2106 выполняется сразу, без промежуточных измерений. На ВАЗ 2108–09 следует использовать набор регулировочных шайб. После измерения просвета старая шайба вытаскивается, а на её место, с учётом проведённых измерений, подбирается новая.
На ВАЗ 2108–09 для нсстройки зазоров клапанов используются регулировочные шайбы
Для замены шайб нужен специальный съёмник.
Для замены регулировочных шайб на ВАЗ 2108–09 требуется специальный съемник
При регулировке зазоров сначала снимается клапанная крышка, а затем устанавливается съёмник.
Замена регулировочных шайб с помощью специального съёмника
При регулировке зазоров клапанов тип двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) абсолютно не важен. Значение имеет лишь конструкция узла «клапан — толкатель — распредвал». Изменяя зазоры, можно на несколько градусов сдвинуть фазы газораспределения (моменты открытия и закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала).
Меняя зазоры клапанов, можно сдвинуть фазы газораспределения
Сдвиг фаз происходит при смещении распредвала относительно коленчатого вала путём перестановки цепи или ремня ГРМ. Обычно такая регулировка нужна только при форсировании двигателей или чип-тюнинге, поэтому здесь мы её рассматривать не будем.
В современных двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. С их помощью происходит регулировка клапанов под действием пружины и подача масла из системы смазки двигателя. Другими словами, гидрокомпенсаторы автоматически регулируют зазоры на работающем двигателе.
Как отрегулировать клапанные зазоры на иномарках
Прежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем.
Бензиновый двигатель
Так выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателем
Для этого следует выполнить следующие действия:
- Снимаем пластмассовый кожух двигателя (держится на резиновых защёлках).
- Демонтируем катушки зажигания и клапанную крышку.
- Выставляем по меткам оба распредвала (здесь же указаны номинальные зазоры впускных и выпускных клапанов).
Выставляем метки распредвала двигателя
Проверяем величину клапанных просветов двигателя
Регулируем зазоры клапанов
Наносим герметик и закручиваем клапанную крышку двигателя
Дизельный двигатель
Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.
Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным мотором
Основные признаки неправильно проведённых работ
Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.
Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!
Все о приточном клапане в стену
Установка пластиковых окон и герметичных входных дверей привела к изменению, а точнее к ухудшению, микроклимата внутри домов. Решить проблему можно двумя способами: организовать эффективно работающую вентиляцию, что не так дешево, или провести монтаж специального приспособления, имя которого – приточный клапан в стену. Разберемся с этим устройством конкретно, чтобы понять, как он работает.
Необходимость монтажа
Главное назначение приточного клапана – обеспечить поступление воздуха с улицы во внутренние помещения дома. Почему это так важно:
- Если свежий воздух не будет поступать с улицы, то в доме начнет повышаться концентрация углекислого газа. А это приведет к ухудшению самочувствия людей, в этом доме проживающих.
- Снижение поступления воздуха извне создает условия повышения влажности. А это причина появления колоний вредоносных микроорганизмов в виде плесени и грибков. Соответственно появляется высокая вероятность заболеть астмой или аллергией. В зоне повышенного риска дети, старики и члены семьи с низким иммунитетом.
- Высокая влажность негативно сказывается и на конструкциях здания.
- Если в доме уже организована вытяжная вентиляция, а приток воздуха ограничен, то неприятные запахи, вредные вещества, находящиеся в воздухе, плохо выводятся.
Конечно, можно просто иногда проводить проветривания через окна, но это временная функция, которая не обеспечивает должную концентрацию свежего приточного воздуха.
Сегодня все чаще используют оконный клапан, как средство поступления воздуха извне. Это хорошая альтернатива. И о ней расскажем тоже чуть ниже.
Конструктивные особенности и, как работает приточный клапан
Чисто конструктивно приточный клапан – это цилиндр, в котором уложен фильтрующий материал. С двух сторон его закрывают декоративные решетки. Диаметр цилиндра от 6 до 14 см. Этот параметр влияет на производительность приспособления. То есть, чем больше, тем больше воздуха он через себя пропускает.
Сам цилиндр изготавливается из пластика. Внешняя декоративная решетка – это защита устройства от проникновения мелких животных и птиц, а также от мусора. Бюджетные варианты – пластиковые, дорогие – алюминиевые. Некоторые производители комплектуют решетки москитными сетками.
С внутренней стороны клапан закрывается оголовком. Это такая коробочка, в которую и устанавливается фильтрующий материал. Оголовок закрывается крышкой. Существует широкое разнообразие оголовков. С помощью некоторых можно снижать или увеличивать подачу поступающего воздуха. У них может быть разная форма, размеры, места расположения отверстий для прохождения воздуха.
Цилиндр вставляется в просверленное отверстие в стене. Чтобы шум с улицы не проникал в дом, чтобы стены зимой не промерзали, между стеной и пластиковым цилиндром укладывается тепло- и шумоизоляционный материал. Обычно это цилиндрической формы изделие.
Как видите, конструкция очень проста, но при этом очень эффективна. Правда, надо отметить и тот факт, что вентиляционный клапан будет бесполезен, если в доме плохо работает вытяжка. Ведь суть вентиляции – это как приток воздуха, так и удаление его из помещений. Поэтому несколько советов:
- вытяжка должна быть все время в исправном состоянии, даже если это отверстие под потолком в санузле и в кухне;
- в межкомнатных дверях должны быть решетки или высота дверного полотна подбирается так, чтобы между его нижними краями и полом оставался зазор, равный 15 мм.
Преимущества и недостатки
Основным достоинством клапана является то, что с его помощью можно легко увеличить эффективность вентиляционной системы. При этом вкладываются минимальные финансы. Сам прибор стоит недорого, а его установка – это всего лишь высверливание отверстия в стене, куда устройство и устанавливается.
И другие преимущества:
- Если сравнивать настенный клапан приточной вентиляции с оконными, то он в разы эффективнее и мощнее. Его производительность варьируется в пределах 60-70 м³/ч. Это серьезный показатель.
- При этом нет необходимости открывать окна. То есть увеличивается срок службы фурнитуры последних, а значит, и самих оконных конструкций.
- Воздух с улицы, проходя через фильтр, становится чище. Через клапан не пройдет пыль, а значит, комнаты будут гораздо чище, чем, если бы производилось проветривание помещений через окна.
- Всегда присутствует возможность регулировать входящий воздушный поток. То есть можно провести настройку с учетом размеров помещения и всего дома, а также с учетом сезона.
- Воздухообмен через клапан не сопровождается тепловыми потерями в сравнении с оконным проветриванием.
- Устройство работает в автономном режиме. Ему не требуется какая-то либо энергия.
Что касается недостатков, то они в первую очередь касаются неправильно проведенного монтажа. И хотя производители в инструкциях подробно этот процесс описывают, домашние мастера умудряются что-то сделать не так. Поэтому:
- Отверстие в стене снижает прочность несущей конструкции. Риск потери целостности незначительный.
- Если неправильно провести монтаж, то велика вероятность, что в месте установки клапана стена будет промерзать.
- В сильные морозы через прибор может просачиваться холодный воздух.
- Установленный внутрь стены цилиндр со временем забивается пылью. Ее придется периодически удалять.
Есть мнение, что клапан приточного типа является источником проникновения в комнаты холодного воздуха извне, что снижает температуру внутри дома. Если его установить в неправильное место, такое может быть. Поэтому чаще всего приспособление монтируют в стену между подоконником и радиатором отопления. То есть холодный воздух, поступая внутрь дома, тут же нагревается от тепла радиатора отопительной системы. Конечно, никто не запрещает устанавливать клапан в каком-нибудь другом месте, но под окном – идеальный участок.
Правила выбора
Прежде чем приобретать вытяжной вентиляционный клапан в стену, надо определить кубатуру дома, в котором организуется естественная вентиляция. Отталкиваясь от этого, выбирается диаметр клапана, а соответственно его производительность, а также количество устанавливаемых устройств.
Кроме производительности надо учитывать допустимый температурный режим эксплуатации, длину цилиндра, способ управления. У разных производителей все эти параметры могут быть разными. И это надо будет учитывать.
К примеру, средняя величина производительности – 40 м³/ч. Учитывая объем дома и число проживающих в нем людей, выбирается марка прибора. Некоторые производители обязательно указывают в паспорте изделия температурный диапазон эксплуатации. И если такой параметр указан, то не стоит его нарушать.
Длина цилиндра определяется толщиною стены, в которую он устанавливается. Что касается способа управления, то на рынке приточники представлены в виде устройств с ручным или автоматическим управлением. Последние – это все те же клапана, внутрь которых установлен гигростат – прибор, отслеживающий влажность воздуха внутри дома. Вам надо только на панели установить требуемую влажность, гигростат сам будет ее не только отслеживать, но и подавать команды, чтобы открывалась или закрывалась заслонка.
Если система вентиляции в доме отсутствует
Что такое вентиляция – это система, состоящая из двух отверстий. В одну воздух извне поступает, в другую загрязненный и влажный воздух выходит. Происходит воздухообмен, который является залогом здоровья проживающих в доме людей. Если вытяжная вентиляция в доме была заложена при строительстве, то установка приточного клапана решает все проблемы.
А если такой вентиляции нет. Тогда придется ее создать. Для этого устанавливается приточный и вытяжной клапан вентиляции в стену, последний монтируют под потолком. При этом оба приспособления устанавливают на противоположных стенах, чтобы создался воздушный поток снизу вверх и по диагонали комнаты. То есть процесс естественной вентиляции проходит по законам физики, где теплый воздух поднимается к потолку, создает там давление. А снизу входит холодный воздух с улицы. Получается своеобразный сквозняк, который не ощущается.
Сегодня производители предлагают вытяжные клапана с принудительной системой вытяжки воздуха. Просто в цилиндр устанавливается небольшой вентилятор, который включается при необходимости быстро проветрить помещение. Некоторые модели снабжены реле, с помощью которого можно регулировать скорость вращения лопастей вентилятора. То есть вытяжку воздуха можно организовать в интенсивном режиме или в слабом.
Монтаж приточного клапана
Установка устройства – процесс пыльный и шумный, потому что приходится сверить стену. Для этого потребуется алмазная коронка и перфоратор. Мастера пользуются специальным инструментом – установкой алмазного бурения.
Пробуренное в стене отверстие обязательно очищают от пыли, для чего используют пылесос. Затем в отверстие вставляется теплоизоляционный материал. Обычно для этого сегодня используют скорлупу из минеральной ваты или полиуретана, которая продается длиною 1 м. Ее просто подрезают под ширину стены.
Обратите внимание! Диаметр алмазной коронки выбирается под диаметр утеплителя.
Далее в скорлупу вставляется цилиндр клапана. С внешней стороны к стене саморезами на пластиковые дюбеля крепится декоративная решетка. С внутренней оголовок с фильтрующим материалом.
Видео описание
В видео показано, как надо правильно устанавливать приточный клапан вентиляции в стене:
Так как разновидностей клапанов на рынке много, то способы их установки также разняться, но принцип один и тот же. К примеру, есть приборы, в цилиндр которых устанавливается теплоизоляционная скорлупа. То есть бурят стену по диаметру пластиковой трубы. Внешняя декоративная решетка не крепится к стене, а вставляется в торчащий конец цилиндра в виде крышки. То же самое и с оголовком.
Видео описание
В видео специалист рассказывает о конструкции проточного клапана, о принципе его работы и способе установки:
Клапан приточный оконный
Как было обещано выше, дадим небольшую информацию о вентиляционном клапане для пластиковых окон. Начнем с того, что герметичность пластиковых окон привела к большим проблемам. Многие производители тут же откликнулись на требования потребителей. Так в оконные рамы стали вставлять различные устройства, через которые воздух стал проходить в помещения. К примеру:
- стали использоваться профили вентилируемого типа;
- устанавливались ограничители открывания рам и фрамуг;
- использовались уплотнители с частичной проницаемостью воздуха через них;
- монтировались штапики, в конструкции которых присутствовала открывающаяся задвижка.
Оконные приточные клапаны получили большую популярность среди потребителей за счет высокой эффективности воздухообмена. На рынке они представлены тремя видами:
- Фальцевые. Это устройство врезается в раму окна. То есть установку можно провести на действующую оконную конструкцию, не меняя другие части или элементы. Есть у этой разновидности один недостаток – невысокая производительность до 5 м³/час. Но это самые дешевые клапаны.
- Щелевые. Эти модели устанавливаются в зазор между рамой и створкой. Именно это и усложняет процесс монтажа. В остальном приборы лучше фальцевых за счет более эффективного воздухообмена – до 20 м³/ч. Размер приточников ограничен только длиною зазора.
- Накладные. Эти приточные клапаны на пластиковые окна устанавливаются в процессе монтажа стеклопакета. И это с одной стороны минус. Другая отрицательная сторона – приспособления пропускают через себя много шума, поэтому их не рекомендуют устанавливать в домах. Но устройства обладают высокой производительностью – до 100 м³/ч. Их можно устанавливать как в глухих, так и в открывающихся окнах.
Видео описание
В видео рассказывается об оконном приточнике, как производится установка клапана в окно:
Коротко о главном
Что собой представляет приточный вентиляционный клапан, принцип его работы, для каких целей предназначен.
Преимущества и недостатки устройства, на что необходимо обратить внимание, выбирая его.
Технология установки, нюансы монтажного процесса.
Оконный приточник: разновидности, отличительные особенности, видео – как установить простейший клапан на пластиковое окно.
Как регулировать пластиковые окна на зиму: подробная инструкция
Пластиковые окна редко промерзают, отлично защищают от сквозняков, легко открываются и закрываются, но только в том случае, если их поддерживают в исправном состоянии. Сезонная регулировка пластиковых окон своими руками (зима-лето) — не такая уж сложная задача, особенно если изделие было установлено сравнительно недавно и его механизмы не успели износиться. Поговорим о том, как обслуживать оконную систему из ПВХ перед наступлением холодов.
Всё о наладке окон ПВХ
Нужна ли помощь специалиста
Сегодня появляется всё больше фирм и частников, специализирующихся на обслуживании и ремонте оконных систем. Если владелец квартиры не хочет разбираться, как регулировать пластиковые окна на зиму, он может обратиться к профессионалам. Но их работу всё равно нужно контролировать. При этом сервисные услуги не так уж дёшевы — скажем, в крупных городах за вызов мастера придётся заплатить 1 500-3 000 руб. плюс 300-500 руб. за настройку каждой створки (за балконную дверь –800-1 200 руб). Проще сделать всё своими руками.
Как часто требуется регулировка
Специалисты по изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций рекомендуют регулировать прижим створок дважды в год — весной и осенью. Разумеется, это довольно хлопотно, но зато таким способом можно добиться максимально комфортных условий в квартире и требуемого нормативами притока свежего воздуха. Принцип здесь очень прост: на зиму прижим створок к коробке усиливают, а на лето ослабляют. Переключение исправной фурнитуры на зимний и летний режим займёт всего несколько минут (для каждой створки).
Этапы регулировки пластиковых окон на зиму
Проверка створки и притвора
Прежде чем приступать к регулировке запирающего механизма, нужно убедиться, что створка не провисла и закрывается легко. Если она задевает за коробку, то в первую очередь регулируют петли. Для этого требуется снять декоративные колпачки и вращать отвёрткой или шестигранником регулировочные винты, которых обычно имеется по два на каждой петле. Винты обеспечивают смещение створки вверх-вниз и вправо-влево на 2-3 мм.
Следующий этап подготовки — проверка притвора и поиск неплотностей (обычно они обнаруживаются в углах). Для этого надо просто провести по периметру створки пламенем зажигалки либо мокрой рукой — так вы почувствуете сквозняк даже в сравнительно тёплую погоду. Усиливать прижим надо только в тех зонах, где есть негерметичность.
Наладка
Далее регулировка пластиковых окон самостоятельно на зиму будет намного проще. Алгоритм действий зависит от марки и конкретной серии механизма, но обычно для изменения силы прижима требуется вращать эксцентриковые цапфы (на каждой створке их как минимум две, чаще четыре) — для этого вам понадобится ключ-шестигранник 4 или 6 мм. Иногда на цапфе есть значки «+» и «-», тогда вращение в сторону« +» усиливает прижим. Повернув ключ примерно на 10 градусов, как показано на фото ниже, необходимо снова проверить герметичность притвора, и так до тех пор, пока окно не будет закрываться достаточно плотно. Если сразу повернуть цапфу на 45-90 градусов, то при попытке запереть створку вы можете повредить механизм.
Некоторые старые модели фурнитуры предполагают регулировку не цапф, а ответных планок или зацепов на коробке, которые передвигают также с помощью эксцентриков. Увы, в этом случае процесс может закончиться неудачей, особенно если окну уже более 10 лет.
Чистка деталей
Одновременно с регулировкой обычно проводят чистку фальца и деталей фурнитуры. Долгое время считалось, что все подвижные части пластикового окна необходимо раз в год смазывать силиконовой или иной универсальной консистентной смазкой. Однако практика показала, что в условиях города смазка быстро покрывается слоем пыли и сажи от выхлопов, а её замена превращается в грязную и сложную процедуру. Разумнее просто дважды в год тщательно мыть и насухо вытирать зону притвора, а затем наносить на подвижные части водовытесняющую жидкость типа WD-40.
Мыть фальцевые (внутренние, невидимые в закрытом виде) поверхности можно обычным мыльным раствором, но лучше приобрести специальный очиститель для пластика. Он содержит защитные присадки, антистатик и глицерин, благодаря чему освежает поверхность из ПВХ. Нельзя применять моющие средства для сантехники и стальной посуды, которые часто содержат довольно грубые абразивы, а также хлорку и кислоты — реакция с этими веществами может привести к изменению цвета пластика и ржавлению деталей фурнитуры. Нежелательно пользоваться жёсткой губкой, предпочтительна обычная тканевая салфетка.
Также при сезонном обслуживании важно не забыть прочистить дренажные отверстия в верхнем и нижнем профилях рам — они хорошо видны при открытых створках, а снаружи закрыты декоративными колпачками. Если эти отверстия забьются грязью, то во время дождя влага будет скапливаться в фальцлюфте, проникать внутрь помещения, а зимой створки могут даже примёрзнуть к раме. Защитные колпачки дренажных отверстий снимать необязательно. Прочистку осуществляют с противоположной стороны (со стороны фальца).
Замена уплотнителей
Если после регулировки петель и запирающего механизма герметичность не улучшилась, скорее всего, проблема кроется в изношенных уплотнителях. Заменить их самостоятельно, не имея приспособлений и навыка, сложно, да и продаются новые прокладки в основном в специализированных магазинах, которых очень немного даже в крупных городах. Поэтому проще заказать услугу. Её цена — всё те же 1 500-3 000 руб. за визит мастера плюс от 150 руб. за каждый метр уплотнителя.
При замене уплотнители легко повредить. Поэтому если вы решили взяться за дело сами, купите прокладки с запасом.
В завершении предлагаем посмотреть видео о регулировке пластиковых окон самостоятельно на зиму, где дана инструкция и советы.
Регулировка клапанов ВАЗ 21213 своими руками
Клапана
Нива – полноприводный автомобиль, который получил признание не только на родине, но и за рубежом. Это надежная неприхотливая машина, самостоятельный ремонт которой доступен большинству автолюбителей. Поэтому без лишних расходов можно вовремя проводить профилактические мероприятия. Регулировка клапанов на ВАЗ 21213 с карбюраторным двигателем может производиться своими руками и не потребует чрезмерных трудозатрат и особых навыков.
Зачем нужно проводить регулировку
Силовой агрегат нуждается в подстройке примерно один раз на двадцать тысяч километров. Если этого не делать, то зазор в клапанном механизме может стать слишком маленьким или слишком большим. Это приведет к неприятным последствиям.
- Чрезмерно большой зазор приводит к неполному открытию клапанов. Это становится причиной плохой наполняемости камеры сгорания, нарушает работу системы газораспределения и, как следствие, приводит к сильному снижению мощности двигателя. Это верно как для карбюраторного, так и для инжекторного силового агрегата.
- Кроме того, увеличение зазора приводит к характерному стуку («клапаны стучат»), который опытные водители определяют, даже находясь в салоне машины Нива 2121. Этот звук помогает вовремя диагностировать неполадку и принять меры по ее устранению.
- Уменьшенный зазор характерен для выпускных клапанов. Вследствие износа седла происходит сближение деталей. Воздействие кулачка на клапан происходит раньше, он дольше остается открытым. Это нарушает работу газораспределительной системы и силового агрегата в целом.
- Другая проблема маленького зазора появляется из-за уменьшения времени контакта с седлом – ухудшается теплообмен. Клапан перегревается, что, в итоге, становится причиной его прогорания.
Стук означает также, что клапаны подвергаются повышенным ударным нагрузкам, что быстро снижает их ресурс и может привести не только к поломке самих деталей, но и к выходу из строя двигателя. Поэтому меры по ремонту следует принимать незамедлительно, как только появился подозрительный шум. Зазор в клапанном механизме можно и нужно привести в соответствие с нормами эксплуатации ВАЗ 2121 Нива.
Инструменты и подготовительные работы
Для регулировки клапанов Нива должна быть размещена на ровной площадке. Работы допустимо проводить как в гараже, так и на открытом воздухе, можно заехать на эстакаду, но это не обязательно.
Инструменты и материалы
Из особого инструмента, который, возможно, есть не у каждого автомобилиста, понадобится щуп толщиной 0,15 мм. Его ширина должна быть достаточной, чтобы применять для регулировки клапанов впуска. Также необходим щуп толщиной 0,2 мм. С его помощью производится настройка выпускного клапана.
Для работы надо иметь следующие инструменты и материалы:
- Рожковые ключи 17, 13, 8;
- Трещотку (накидной ключ с храповиком и сменными головками);
- Торцевые ключи на 8 и 10;
- Свечной ключ;
- Ключ поворота коленчатого вала;
- Отвертка;
- Тряпка, ветошь – чистая;
- Щетка.
Также пригодится магнит на телескопическом держателе для обнаружения и выемки упавшего крепежа. Почти весь инструмент – кроме ключей на 13 и 17, а также щупов – нужен для разборки, чтобы получить доступ к регулируемым деталям.
Предварительная подготовка
В первую очередь, необходимо отключить аккумулятор. Далее потребуется отсоединение воздушного фильтра. Для этого необходимо отключение от него шланга картерных газов. Затем приступают к демонтажу крышки корпуса фильтра путем открепления четырех защелок.
Теперь, чтобы снять крышку, осталось только открутить гайку на 10, которая установлена на шпильку посередине узла. Корпус фильтра держится с помощью четырех гаек на 8, их проще всего снять накидным ключом. В завершение требуется накрыть карбюратор технологической крышкой (ее можно изготовить самостоятельно из картона или фанеры), чтобы внутрь него не попала грязь.
Далее следует отключить от карбюратора:
- Продольную тягу. Она отсоединяется снятием скобы крепления с рычага возвратной пружины;
- Поперечную тягу. Она расположена на рычаге привода дроссельных заслонок;
- Трос подсоса;
- Шланг отвода картерных газов;
- Топливную магистраль.
Продолжение разборки следует начать с открепления шланга тормозов от вакуумного усилителя. Потом отсоединяют от свечей и катушки зажигания высоковольтные провода. Снимают крышку датчика распределителя совместно со всеми проводами. Свечи зажигания выкручивают. Вытаскивают масляный щуп.
Получение доступа к клапанам
Чтобы начать настраивать зазоры, необходимо убрать клапанную крышку. Она удерживается восемью гайками на 10. Окрутив их, необходимо снять все кронштейны и прижимные шайбы.
После этого будет возможно поднять клапанную крышку. Она аккуратно снимается со шпилек – сначала ее задняя часть, затем передняя.
Кроме того, следует проверить затяжку гаек, которые крепят корпус подшипника. Если необходимо, то нужно подтянуть их. Надежная установка подшипников важна для нормальной работы распредвала. Поэтому процедура не будет лишней даже в том случае, когда основная задача – регулировка клапанов.
Пошаговая инструкция регулировки клапанов с фото
После демонтажа крышки следует произвести поворот коленчатого вала таким образом, чтобы в верхней точке оказался четвертый цилиндр. Для этого шкив коленвала и передняя крышка двигателя снабжены специальными отметками. Их хорошо видно и не составит труда обнаружить. Данные метки следует совместить.
Чтобы осуществить данную операцию, вал потребуется вращать. Это можно сделать как без инструментов – обеими руками он плотно обхватывается и крепко зажимается. Либо поставить вал в нужное положение допустимо, зацепившись подходящим ключом за храповик.
Когда вал выставлен, то начинается регулировка клапанов на ВАЗ. Первыми клапанами, с которыми придется иметь дело, будут 6 и 8. Здесь нужен щуп 0,15. Его надо вставить в зазор между рокером и кулачком распредвала.
В зазор щуп должен вводиться с небольшим усилием. Если он входит свободно или наоборот – его не удается просунуть – значит клапан необходимо отрегулировать. Чтобы произвести настройку, следует ключом 17 ослабить контрящую гайку, а 13 ключом регулировать положение клапана. Когда происходит затяжка контргайки, то следует придерживать регулировочную, чтобы она не провернулась.
Аналогичные действия следует произвести со всеми клапанами по очереди. Покручивая коленчатый вал на 180˚ – это половина оборота – выставляем 4 и 7 клапаны. Совершив еще один полный оборот, надо поработать над клапанами 1 и 3. Клапаны 2 и 5 будут отрегулированы, когда вал повернется на полтора оборота (540˚). Порядок регулировки следует соблюдать.
Чтобы точно определить подлежащий настройке элемент, следует помнить, что отсчет номера клапана производится слева направо.
Для систем, как с карбюратором, так и с инжектором, все операции по настройке производятся совершенно одинаково. Поэтому данная инструкция подойдет как к моделям ВАЗ 21213, так и 21214.
Заключительная проверка зазоров
Когда все клапаны отрегулированы, следует вернуть коленвал в стартовое положение (совместить метки) и заново проверить, правильно ли отрегулированы зазоры. Основные этапы проверки:
- Впускные клапаны проверяются щупом 0,15 мм, выпускные – 0,20 мм.
- Инструмент должен входить в зазор с некоторым усилием.
- Если инструмент не входит, или входит свободно, то настройку клапана надо повторить.
- Затяжка контргайки сбивает регулировку. Поэтому процедуру либо осуществляют два раза – во второй раз лишь немного подтягивая гайки, прогнозируя смещение при затяжке.
Либо изначально регулировку следует проводить с помощью настроечной планки и микрометра, точно учитывая смещение, вызываемое затяжкой. Данный метод лишь немногим сложнее, но требует наличия специального оборудования.
Полезные советы
Чтобы двигатель работал нормально, требуется своевременная регулировка клапанов на автомобиле «Нива». Для успешного проведения настройки, надо знать несколько важных моментов. Во-первых, регулировка, конечно, не самый сложный процесс, но, всё-таки, приниматься за подобную работу имеет смысл, только если уже есть хотя бы небольшой опыт в простом ремонте и техническом обслуживании автомобиля.
Если во время ремонта авто ВАЗ появятся вопросы, то необходимую информацию можно без труда найти в сети. Это могут быть как статьи, так и темы на специализированных форумах. Там же можно задать свой вопрос, если не удалось обнаружить ответ на него.
Во-вторых, если решение проводить работы самостоятельно принято, то следует помнить: регулировать зазор можно только если мотор остыл до температуры окружающей среды. Желательно, чтобы его температура соответствовала 20-25 ˚C.
Для упрощения работы и более удобного отсчета поворотов коленвала следует помнить несколько простых нюансов. Так, угол вращения удобнее определять, сделав дополнительные отметки, например, маркером. Или можно ориентироваться на движение бегунка трамблера. При вращении вала на 180˚ бегунок повернется на 90˚.
После окончания затяжки контрящей гайки надо убедиться, что зазоры не изменились. Это без труда можно сделать, когда гайка будет закручена. Если произошло уменьшение, то следует повторить регулировку, с учетом данной погрешности.