Cto-nk.ru

О Автосервисе доступно
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности правового положения автономного учреждения регулирует

Особенности правового положения автономного учреждения регулирует

Нормативно-правовые акты, регулирующих вопросы разработки и утверждения локальных актов

автономных образовательных учреждений
Локальный нормативный правовой акт автономного образовательного учреждения – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом автономного образовательного учреждения в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Локальные акты конкретизируют и дополняют нормы законов, указов Президента Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов органов власти применительно к специфике образовательного учреждения, особенностям его деятельности.

Локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения издаются на основе и во исполнение законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность этих учреждений, а также Устава образовательного учреждения.

Основным локальным актом автономного образовательного учреждения является его устав.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон) устав автономного образовательного учреждения утверждается учредителем.

Общие требования к уставу автономного учреждения установлены в статье 7 Федерального закона, согласно которой устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения автономного учреждения;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (включая выполнение работ, оказание услуг, относящихся к его основной деятельности, осуществляемых за плату на одинаковых по однородным услугам условиях);

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов (при этом законом предусмотрено, что к этим органам относятся наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие);

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом уставом автономного учреждения может устанавливаться:

меньший по сравнению с установленным статьей 14 Федерального закона (крупная сделка – это та сделка, размер которой превышает десять процентов балансовой стоимости активов) размер крупной сделки, имеющей особый порядок совершения;

более короткий срок рассмотрения Наблюдательным советом предложения руководителя о совершении крупной сделки, сделки с заинтересованностью (в соответствии со статьями 15 и 17 Федерального закона срок рассмотрения Наблюдательным советом таких предложений руководителя автономного учреждения – 15 дней);

и некоторые другие вопросы.

Устав автономного образовательного учреждения также должен учитывать требования статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которой в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

организационно-правовая форма образовательного учреждения;

цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; правила приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

порядок изменения устава образовательного учреждения;

порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

права и обязанности участников образовательного процесса;

перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона автономное учреждение должно обеспечивать открытость и доступность отдельных локальных актов, например, устава с изменениями и дополнениями, положений о филиалах, представительствах автономного учреждения, документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения и пр.

Следует учитывать, что согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, т.е. в соответствии с Федеральным законом при изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения на автономное не требуется принятие вновь устава и иных локальных актов образовательного учреждения. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Примерная структура устава

автономного образовательного учреждения
1. Общие положения.

2. Прием в образовательное учреждение.

3. Образовательная деятельность.

4. Научная деятельность.

5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации.

6. Управление образовательным учреждением.

органы образовательного учреждения:

Общее собрание (конференция);

Совет (педагогический, ученый и др.);

Руководитель (директор, ректор и др.);

Президент (при наличии);

Попечительский совет (при наличии);

иные органы (при их наличии).

7. Международная и внешнеэкономическая деятельность.

8. Обучающиеся и сотрудники образовательного учреждения.

9. Экономическая деятельность.

10. Учет, отчетность и аудит.

11. Локальные акты образовательного учреждения.

12. Порядок реорганизации и ликвидации автономного образовательного учреждения.

В соответствии с ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Общероссийским классификатором управленческой деятельности ОК 011-93 в деятельности Учреждения используются следующие виды локальных актов, включённые в общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

Читайте так же:
Как регулировать фары на иномарке

Приказ – это локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый руководителем образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед учреждением. Например, к таким локальным актам относятся приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего распорядка и др.

Решение является локальным правовым актом, принимаемым общим собранием работников (обучающихся) для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам и др.

Постановлениями и приказами органов управления образовательным учреждением утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение – это локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления, структурного подразделения образовательного учреждения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – это локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы, правила ведения делопроизводства. Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила – это локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся. Примерами данного вида локальных актов являются правила внутреннего трудового распорядка, правила приема в образовательное учреждение, правила поведения обучающихся (воспитанников), правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

Условно локальные нормативные правовые акты автономного образовательного учреждения можно разделить на группы в зависимости от круга вопросов, которые данные акты регулируют:

локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;

локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса;

локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками;

локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления в образовательном учреждении;

локальные акты, обеспечивающие делопроизводство образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Московской области и уставу образовательного учреждения.

При необходимости регламентации деятельности образовательного учреждения иными локальными актами их наименования подлежат включению в текст устава образовательного учреждения в установленном порядке.

Примерный перечень локальных актов Автономного учреждения
1) Устав Автономного учреждения;

2) Соглашение Автономного учреждения с учредителем о порядке и условиях предоставления субсидий для финансового обеспечения выполнения задания;

3) План финансово-хозяйственной деятельности Автономного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) Коллективный договор;

5) постановления (коллегиальных органов по вопросам основной деятельности);

6) приказы, распоряжения, указания (директора);

7) протоколы (заседания, общего собрания коллектива);

8) решения (коллегиального органа по вопросам основной деятельности);

9) акты по вопросам основной деятельности;

о Наблюдательном совете в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

Положение о закупке в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц»;

Вопросы-ответы по бухгалтерии

Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию? 16.06.2014 16:40

Вопрос: Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию?

Ответ: Правовой статус автономной некоммерческой организации (далее — АНО) и автономного учреждения (АУ) имеет как общие черты, так и существенные различия.

Общие черты обусловлены тем, что и АНО, и АУ являются некоммерческими организациями. Соответственно, им присущи основные признаки некоммерческих организаций, указанные в ст. 50 ГК РФ: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности; предпринимательская деятельность может осуществляться ими постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль не распределяется между учредителями.

Различия в правовом статусе обусловлены, прежде всего, целями, для которых создаются эти некоммерческие организации: АУ выступают инструментом реализации государственных (муниципальных) обязательств в социальной сфере.

Основным документом, регламентирующим статус автономных некоммерческих организаций, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 этого Закона автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономное учреждение является одним из видов государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Правовое положение АУ определяется ст. 120 ГК РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 этого закона АУ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Проведем сравнительный анализ правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО) и автономного учреждения (АУ).

АНО: граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: учредителем могут выступать только РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы власти, а также государственная академия наук — в отношении подведомственных ей автономных учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

2. Цель деятельности:

АНО: предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (определены уставом) (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Читайте так же:
Регулировка зажигания на тулице

АНО: вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель утверждает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (части 1 и2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

4. Источник финансирования:

АНО: добровольные имущественные взносы учредителей (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

5. Права на имущество:

АНО: Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

6. Распоряжение имуществом:

АНО: учитывая, что имущество является собственностью АНО, она осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с его назначением для выполнения уставных задач и целей.

АУ: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

7. Распоряжение доходами:

АНО: Вся прибыль от предпринимательской деятельности является собственностью организации и не может распределяться между учредителями (п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества (части 8 и 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

8. Структура органов:

АНО: высший орган управления — коллегиальный высший орган управления, наименование которого определяется учредительными документами. Основная его функция — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;

исполнительный орган — может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации (ст.ст. 28-30 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Структура, компетенция органов, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения. Решение важнейших вопросов в деятельности АУ отнесено к компетенции учредителя (ст.ст. 8 и 9 Закона N 174-ФЗ).

9. Имущественная ответственность:

АНО: Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ (части 4-6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Относительно преобразования автономного учреждения в автономную некоммерческую организацию отметим следующее.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций определяется Законом N 7-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 17 этого Закона преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом N 174-ФЗ (ст. 18), ни иными федеральными законами не предусмотрена возможность реорганизации автономного учреждения в форме преобразования. Предусмотренная же ч. 14 ст. 5 и ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ возможность изменения типа учреждения преобразованием не является.

Поэтому реорганизация автономного учреждения путем его преобразования (в том числе в АНО) не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке. Косвенно это подтверждено судебной практикой, свидетельствующей о неправомерности реорганизации учреждений путем преобразования (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 20АП-546/2009).

Особенности правового положения автономного учреждения регулирует

Тимошкина Ю. В.

Тимошкина Ю. В.,
главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены законодательно. Это сделано для повышения их эффективности, открытости, исключения различных злоупотреблений, поскольку в данном случае расходуются бюджетные средства.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов госвласти, местного самоуправления. АУ работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в соответствии с федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется. Таким образом, АУ вправе применять УСН при условии соблюдения всех требований, установленных гл. 26 НК РФ.

Читайте так же:
Как регулировка клапана на сузуки гранд витара

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Имущество закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления. Это означает, что оно владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

При этом доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, также поступают в оперативное управление.

Регулирование порядка закупок автономными учреждениями

Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ВАЖНО В РАБОТЕ

Законом № 223-ФЗ установлены лишь общие требования к организации процесса закупок, тогда как автономным учреждениям предоставлена значительная самостоятельность при их осуществлении.

Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.

Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона, приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.

Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Автономное и бюджетное учреждение – это разные виды государственных (муниципальных) учреждений (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Основное отличие между ними заключается в границах имущественной ответственности по обязательствам.

Законом установлено, что автономное учреждение может установить в подобном положении любой способ закупки, а не только аукцион или конкурс. Как отмечает Минэкономразвития РФ, это могут быть как способы, указанные в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и иные способы: открытые конкурсы, электронные аукционы, двухэтапные конкурсы, закупки из единственного источника и т. д. При этом автономное учреждение обязано установить в положении о закупке порядок осуществления закупки выбранным способом.

Закупка ряда товаров (работ, услуг), таких как бумага, канцелярские принадлежности, электронно-вычислительная техника, автомобили, услуги по уборке зданий и др., может осуществляться только в электронном виде (полный перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616). Такие разъяснения даны ФАС РФ в письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12. При этом способ осуществления закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также ее порядок указанным способом автономное учреждение определяет самостоятельно – также в положении о закупке.

ПОЗИЦИЯ ФАС

Закупка автономным учреждением любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в установленном порядке.

Пункт 4 письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12

Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения (пп. 3 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) и не требует дополнительного утверждения каким-либо органом государственной власти, в том числе Минэкономразви-тия РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 № 28718-АС/Д28). Впрочем, кроме положения о закупке, АУ необходимо подготовить план закупки. Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к его форме утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

План закупок может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность автономного учреждения как заказчика:

  • производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтная программа (план ремонтов);
  • инвестиционная программа (включая техническое перево-оружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иные программы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность автономного учреждения (заказчика) и содержащий требования к закупке, в том числе:
— порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки);
— условия их применения;
— порядок заключения и исполнения договоров;
— иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Он формируется по утвержденной Правительством РФ форме в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на электронных носителях и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Информационная открытость закупок товаров (работ, услуг)

Одним из принципов, которыми заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупок товаров (работ, услуг), является информационная открытость.

В целях реализации данного принципа Законом № 223-ФЗ установлена обязанность автономных учреждений размещать информацию о закупках на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).

Так, на официальном сайте необходимо размещать следующие документы:

1. Положение о закупке и вносимые в него изменения – не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

2. План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год (планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 размещаются на трехлетний срок).

3. Извещение и документацию о закупке, проект договора (который является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке), а также изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

ВАЖНО В РАБОТЕ

План закупки формируется автономным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения, по которым Правительством РФ принято решение о неразмещении информации о них на официальном сайте. Например, распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и(или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но и не подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.

Читайте так же:
Ушм 125 с регулировкой оборотов и плавным пуском запчасти

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство исходит из принципов информационной открытости закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Автономные учреждения также вправе не размещать на официальном сайте данные о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год превышает 5 млрд рублей, оно вправе не размещать в Интернете сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Помимо информации о планирующихся закупках автономные учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте данные о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Изменения в регулировании закупок с 01 января 2014 года

С 01.01.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Статьей 15 Закона установлено два случая, когда на автономные учреждения распространяется действие указанного закона.

Во-первых, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В этом случае на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контракта, и положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Во-вторых, если государственные органы или органы местного самоуправления, являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, передают на безвозмездной основе автономным учреждениям полномочия на осуществление закупок на основании договоров (соглашений). В этом случае АУ осуществляют закупки в пределах переданных им полномочий, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и мунaиципального заказчиков.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если автономное учреждение осуществляет закупки для государственных (муниципальных) нужд, с 01.01.2014 оно подпадает под действие Федерального закона о контрактной системе, который более детально регулирует процесс таких закупок по сравнению с закупками, проводимыми по Закону № 223-ФЗ.

В остальных ситуациях проводимые автономными учреждениями закупки так же, как и раньше, должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ процедуры, связанные с планированием и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, детально регламентированы. Автономным учреждениям предоставляется значительно меньше самостоятельности в принятии связанных с закупками решений, чем было прописано в Законе № 223-ФЗ.

И все же, хотя основные положения Закона № 44-ФЗ вступили в силу с 01.01.2014, переход к контрактной системе будет осуществляться постепенно. Так, большинство положений о планировании закупок для государственных и муниципальных нужд вступит в силу с 01.01.2015, положения об общественном обсуждении закупок, ряд положений о единой информационной системе, мониторинге и контроле в области регулируемых законом закупок – с 01.01.2016. При этом положение о том, что наименование объекта закупки будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступит в силу с 01.01.2017.

Финансы казенных и автономных учреждений

Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций.

Статус и особенности деятельности казенных учреждений регулирует Бюджетный кодекс Российской Федерации. Во многих законах, в которые были внесены изменения в связи с принятием Закона № 83-ФЗ, наименование «бюджетные учреждения» просто было заменено на «казенные учреждения». То есть на казенные учреждения в большинстве случаев распространены те нормы, которые ранее действовали для бюджетных учреждений.

Доходы казенных учреждений от оказания услуг, выполнения работ на платной основе зачисляются в бюджет.

Казенные учреждения финансируются на основании бюджетной сметы. При этом государственные (муниципальные) задания в отношении казенных учреждений не являются обязательным документом — решение о формировании задания казенному учреждению принимает орган, исполняющий функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Другими словами, ГРБС решает, необходимо ли устанавливать задание казенному учреждению или планирование его деятельности будет осуществляться по прежней схеме (смета плюс отраслевая и статистическая отчетность). По обязательствам казенного учреждения ГРБС несет субсидиарную ответственность.

Казенное учреждение не вправе открывать счета в банках, получать субсидии, кредиты, совершать операции с ценными бумагами, а также участвовать в капитале других юридических лиц. На казенные учреждения распространяются нормы Закона № 94-ФЗ.

На федеральном уровне к казенным учреждениям отнесены в основном специализированные учреждения. Их закрытый перечень приведен в п. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ. Это следующие федеральные учреждения:

• управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

• учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно- исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции управления;

• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

• учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийноспасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор к 156

• психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Автономные учреждения в обязательном порядке получают от учредителя государственное (муниципальное) задание на оказание

государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения (нового типа), не вправе отказаться от выполнения задания учредителя.

Финансирование деятельности автономных учреждений из бюджета соответствующего уровня осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым выступает соответствующее имущество, а также с учетом мероприятий по развитию автономного учреждения, перечень которых определяется учредителем.

Помимо выполнения задания учредителя автономные учреждения могут оказывать платные услуги, которые должны быть прямо предусмотрены в уставе автономного учреждения и соответствовать уставным целям деятельности последнего.

Доходы автономного учреждения (в том числе доходы от оказания платных услуг, и имущество, которое автономное учреждение приобретает за счет этих доходов) поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения в соответствии с п. 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Указанным Законом также закреплена норма о том, что собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст.

Автономные учреждения могут размещать средства на счетах в банках. Законом № 83-ФЗ для автономных учреждений также

предусмотрена возможность открытия счетов в органах Казначейства Российской Федерации и в финансовом органе региона (муниципального образования). Для открытия таких счетов автономному учреждению Федеральное казначейство и финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) должны разработать и утвердить соответствующие порядки.

Исходя из этого автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или

муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ».

Еще одно преимущество статуса автономных учреждений по сравнению с бюджетными и казенными заключается в том, что автономные учреждения вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, автономное учреждение — тип государственных (муниципальных) учреждений в Российской Федерации с широкой

Автономные учреждения стоят особняком в сети государственных и муниципальных учреждений по следующим причинам.

1. В отличие от бюджетных учреждений автономные учреждения не обязаны расходовать средства через процедуру государственного (муниципального) заказа в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Таким образом, автономные учреждения фактически выведены за рамки бюджетного сектора и самостоятельны в осуществлении деятельности, но при этом выполняют обязательные для них задания учредителя и их имущество находится в государственной (муниципальной) собственности.

2. Автономные учреждения самостоятельны в распоряжении всеми доходами, вправе размещать средства на счетах в банках и обладают широкими правами по управлению своими финансовыми средствами — могут участвовать в капитале любых других юридических лиц, брать кредиты, совершать операции с ценными бумагами и пр.

Автономные учреждения (как и бюджетные учреждения) по своему статусу и особенностям функционирования во многом приближены к негосударственным (немуниципальным) некоммерческим организациям, и порядок их бюджетного финансирования соответствует характеру их правового положения. Органами государственной власти и органами местного самоуправления финансируется не существование автономного учреждения — а его деятельность по выполнению государственного (муниципального) задания с учетом всех необходимых для осуществления этой деятельности расходов.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях за счет средств соответствующего бюджета финансируются расходы автономных учреждений:

• на выполнение автономным учреждением задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

• на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;

• на мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

При этом если автономное учреждение с согласия учредителя сдает в аренду недвижимое или особо ценное движимое имущество, то расходы на содержание этого имущества финансируются за счет средств учреждения.

Финансирование автономных учреждений из бюджета

соответствующего уровня осуществляется в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации автономным учреждениям также могут предоставляться субсидии на иные цели, помимо выполнения задания учредителя.

Таким образом, бюджетное финансирование автономных

учреждений имеет строго целевой характер и направлено на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными в уставе учреждения.

Помимо выполнения задания учредителя автономные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы на платной основе — в соответствии с

основными видами деятельности, утвержденными в уставе.

Можно выделить четыре основных источника финансирования автономных учреждений в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации:

1) бюджетное финансирование выполнения задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с основными уставными видами деятельности автономного учреждения;

2) бюджетное финансирование автономного учреждения на иные цели (включая мероприятия по развитию автономного учреждения);

3) доходы автономного учреждения от оказания платных услуг, помимо выполнения задания учредителя в соответствии с видами его уставной деятельности;

4) добровольные взносы, грантовые и спонсорские средства и иные источники финансирования автономного учреждения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector