Зил -130
Стояночная тормозная система автомобилей ЗИЛ
Тормозная система состоит из тормозного механизма и привода. Для безопасности движения на каждом автомобиле должны устанавливаться две тормозные системы: первая (основная), действующая на колеса, является рабочей‚ а вторая, в большинстве случаев действующая на вторичный вал коробки передач, стояночная.
Стояночный тормоз ЗИЛ
Наибольшее распространение в качестве колесных получили фрикционные колодочные тормозные механизмы. Фрикционные колодочно-дисковые и ленточные тормоза используются главным ‚образом как стояночные.
Колодочный тормозной механизм грузовых автомобилей ЗИЛ (рис. 217) имеет две внутренние колодки 14 с приклепанными к ним фрикционными накладками. Колодки опираются на пальцы 2. При торможении колодки раздвигаются кулаком , и фрикционные накладки прижимаются к внутренней поверхности барабана. В исходное положение колодки приводятся стяжными пружинами. Колодки нежных тормозов автобуса ПА3-672 и автомобилей ГАЗ (рис. 218) раздвигаются поршнями 2 колесных цилиндров.
Устройство стояночного тормоза
Снятие ручного тормоза. Для снятия ручного тормоза с коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 с одноконтурным тормозным приводом надо отсоединить фланец карданного вала отвернуть гайку крепления фланца на ведомом валу коробки передач, снять плоскую шайбу и фланец в сборе с барабаном при помощи съемники.
Ручник ЗИЛ-130
Рис.12—17. Трансмиссионный тормоз автомобиля:
1 фрикционная накладка; 2 — барабан; З — кронштейн; 4 — манжета; 5 и 14 — соответственно калия и большая стяжные пружины колодок; 6 и 13 колодки: 7 — ось колодок; 8 — гайка крепления фланца; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки передач; 11 — регулировочный болт; 12 — ограничительная шайба; 15 — сухарь колодки; 16 — разжимной кулак:17 — щит; 18 — регулировочный рычаг; 19 — вилка: 20 — тяга привода; 21 — ушко тяги тормозного крана; 22 — палец тяги; 23 — гайка; 24 -пластина рычаге; 25 — зубчатый сектор; 26 — распорная втулка; 27 -стопорная защелка; 28 — тяга стопорной ; 29 — рычаг; 30 – рукоятка тяги стопорной защелки.
Снятие пружин
Рис 12-18 Способ снятия стяжных пружин колодок стояночного тормоза.
Отсоединить пружины колодок при помощи щипцов (рис.12-18), отвернуть и вынуть два болта крепления колодок с двумя распорными втулками и двумя плоскими шайбами и снять тормозные колодки.
Отвернуть боты крепления кронштейна на картере коробки передач и вынуть болты с шайбами.
Снять кронштейны стояночного тормоза в‘ сборе с разжимным кулаком, регулировочным рычагом и манжетой.
При отсутствии щипцов для снятия пружин ‹: тормозных колодок рекомендуется снимать их в следующем порядке: вывернуть болты 11 (рис.12-17) и снять ограничительные шайбы 12; снять колодки с оси разжимного кулака, после чего пружины легко освобождаются. Устанавливать колодки следует в обратном порядке.
Требования к ремонту деталей тормоза аналогичны требованиям к ремонту рабочих тормозов.
Сборка и установка стояночного тормоза. Собрать щиток 17 (см. рис. 12-17) с кронштейном 3 тормоза, соединив их вручную и закрепив болтами. Запрессовать в гнездо манжету 4 с помощью оправки и молотка, вставить разжимной кулак 16, надеть регулировочный рычаг 18 с тягой и вилкой и закрепить их.
Щиток с кронштейном установить с прокладкой На картер коробки передач и закрепить их болтами. Закрепить ось 7 тормозных колодок. Надеть на тормозные колодки обе стяжные пружины 5 и 14 и установить колодки на ось.
Установить с дистанционными втулками два болта о простыми шайбами в эллипсные отверстия колодок и закрепить их.
Установить фланец 10 с тормозным барабаном 2 на шлицы вторичного вала, надеть плоскую шайбу и, навернув гайку, закрепить ее угловым торцовым ключом, момент затяжки 300 Н м(30 кгс м ), закернить гайку тупым зубилом и молотком, вдавив тонкий край гайки в паз вала.
Установить рычаг привода тормоза на картер коробки передач.
Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ
Колесный тормоз
Рис. 217. Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ и автобусов ЛАЗ и ЛИАЗ-677:
Тормоз колеса ПАЗ
Рис. 218. Тормоз переднего колеса автобуса ПА3—672и автомобиля ГАЗ-53А:
1 — защитный колпак; 2 —— колесный цилиндр; 3— опорный диск; 4—стяжная пружина; 5—направляющая скоба; 6—колодка; 7 —фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9— шайба; 10—пружина эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12 -пластина опорного кольца; 13 — эксцентрик опорного пальца; 14 —опорный палец; !5—гайка; пружинная шайба.
При износе тормозных барабанов и фрикционных накладок зазор между ними увеличивается, отчего тормозной путь автомобиля удлиняется. Величину зазора регулируют, поворачивая при помощи червячного механизма 10, 11 и 12 (см. рис. 217) разжимной кулак или эксцентрик 11 (см. рис. 218), изменяющий расстояние между колонкой б и барабаном. 7
При переклепке фрикционных накладок, значительном их износе или при нарушении установки колодок вследствие ослабления опорных пальцев положение колодок изменяют, поворачивая опорные пальцы, шейки которых эксцентричны.
При торможении давление жидкости перемещает вправо поршень 3, который прижимает колодку к тормозному барабану. Если зазор между фрикционной накладкой и тормозным барабаном вследствие износа увеличился, то поршень 3 увлекает за собой через резьбовое соединение пружинное кольцо 2, преодолевая при этом усилие натяга. Пружинное кольцо 2 передвигается в цилиндре на величину износа.
Когда водитель перестает нажимать на тормозную педаль, давление в цилиндре падает, стяжные пружины — стягивают тормозные колодки и поршень 3 передвигается по цилиндру влево. Однако поршень 3 может передвинуться только на величину люфта в резьбовом соединении с пружинным кольцом 2, так как усилие стяжных пружин колодок составляет 20 кг, а усилие натяга кольца более чем в 2 раза больше, и оно сдвинуться влево не сможет. Таким образом, ограничивается возвратный ход поршня, а следовательно, и колодки.
Стояночный ручной тормоз барабанного типа (рис. 221) устанавливается на автомобилях ГАЗ. ПАЗ-672, ЗИЛ—1ЗО, 3ИЛ-164А, автобусах ЛАЗ и автомобилях «Урал». При оттягивании рьчага 2 разжимной кулак 8 разводит колодки к барабану 5. При оттормаживании стяжные пружины 6 жины 6 оттягивают колодки от барабана.
У автомобилей МАЗ-500 ручной стояночный тормоз барабанного типа смонтирован на заднем мосту автомобиля. Такое расположение тормоза позволяет использовать его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.
Привод тормоза ЛИАЗ
У автомобиля ЛиАЗ-б77 ручной тормоз имеет механический привод и действует на задние колеса (рис. 222) что дает возможность использовать его в качестве аварийного.
Приводы колесных тормозов на отечественных автомобилях гидравлические, пневматические и пневмогидравлические. Для облегчения работы водителя на некоторых автомобилях применяют усилители. Привод ручного тормоза механический;
Гидравлический привод тормозов имеет ряд достоинств: передача давления на все тормоза колес происходит равномерно и плавно, привод срабатывает быстро.
Гидравлический привод легковые автомобили грузовые ГАЗ—БЗА, ГАЗ-66, автобусы ПАЗ состоит из главного тормозного цилиндра, цилиндров колесных тормозов и магистралей.
Стояночный тормоз
Рис. 221. Ручной тормоз ‚автобусов ЛАЗ и. автомобилей ЗИЛ:
1— резьбовая вилка тяги; 2—рычаг ручного тормоза; З—сектор: 4 — регулировочный рычаг тормоза; 5 — тормозной барабан; 6 —стяжная пружина; 7—тормозная колодка; З—разжимной кулак.
Главный тормозной цилиндр (рис. 223) отлит совместно с резервуаром для тормозной жидкости и сообщается с ним через два отверстия. При нажатии на педаль тормоза манжета 3 перекрывает отверстия Б и В, жидкость выжимается через перепускной клапан 8 в магистраль и поступает в цилиндры колесных тормозов, поршни которых прижимают тормозные колодки к барабанам
Главный цилиндр ПАЗ-ГАЗ
Рис 223 Главный цилиндр гидравлического тормозного привода автобусов ПАЗ и автомобилей ГАЗ:
1- стопорное кольцо; 2- упорная шайба; 3- манжета; 4- пластинчатый клапан; 5- резиновая манжета; 6- пружина перепускного клапана; 7- обратный клапан; 8- перепускной клапан; 9- резьбовая пробка; 10- крышка корпуса; 11- корпус; 12- штуцер; 13- пружина; 14- поршень; 15- чехол; 16- толкатель; 17- контргайка; 18- тяга; 19- педаль; 20- оттяжная пружина.
Тракторы Deutz-Fahr
Немецкий бренд Deutz-Fahr специализируется на выпуске сельскохозяйственной техники, тракторов. Золотое правило производителя – вкладывать средства в развитие и инновационные разработки. Как результат, из конвейера сходит современная и надежная с/х техника, которая облегчает работу и в разы увеличивает производительность. По всему миру сегодня эксплуатируется около 1 млн. тракторов бренда.
Продукция
Бренд выпускает большое количество с/х техники, самые востребованные – тракторы, системы точного земледелия и комбайны.
Сегодня выпускаются тракторы следующих серий:
- 6G.
- 9 серия TTV.
- 6 серия.
- 7 серия. . . . .
- Agrotrac 130/150/170. .
- Agrofarm G410/430. . .
- Agroclimber F.
- Agroplus F-V-S.
Системы точного земледелия используются на многих современных с/х предприятиях. Автоматизированное управление и синхронизация операций существенно увеличивает эффективность работ. Deutz-Fahr предлагает надежную и высокоточную автоматику. Система точного земледелия от Deutz-Fahr это:
- Прием сигналов с использованием всех спутниковых систем, в том числе корректирующих.
- Единый интерфейс для всех процессов и областей применения. Его диагональ может быть 8 или 12 дюймов.
- Системы рулевого управления представлены визуальным, рулевым механизмом с усилителем.
- Высокоточное секционное управление, которое исключает наложения и пропуски.
- Возможность полной автоматизации управления данными.
- Внедрена система безопасности для крупных тракторов, камеры имеет большой угол обзора.
- .
- HTS 6060/6090/6095. .
История и востребованность
История бренда началась значительно раньше, чем в 1977 году, который фигурирует во многих источниках. Главным действующим лицом стал Николаус Август Отто, который основал первое в мире предприятие, специализирующееся на производстве двигателей в 1864. Уже в 1890 году придумали молотилку. Спустя 4 года выпущен первый трактор Deutz с бензиновым двигателем мощностью 26 л.с. В 1927 году произведен первый дизельный трактор Deutz МТН222, собственно он и стал началом серийного производства стандартных и привычных сейчас тракторов.
С 1936 году небольшие с/х предприятия уже стали использовать механизацию и ее лицо – Deutz F1V 414, с мощностью 11 л.с.
В 1937 году приобретен Klöckner, который стал Klöckner-Humboldt-Deutz или просто KHD. Эта компания становиться крупнейшим конгломератом Рейха. На тот момент KHD работала во всех сферах связанных с производством двигателей.
С 1949 года запущено производство трактора с дизельным мотором и воздушным охлаждением Deutz F1514 и F2514. Уже в 1955 году произведен 100 тысячный экземпляр.
1961 – начало сотрудничества с Fahr AG. Оно стало возможным за счет обмена доли акций компании KHD. В 1968 KHD покупает часть акций Fahr AG и появляется бренд, который сегодня узнаваем во многих странах – Deutz-Fahr.
В 1977 году поставлены на серийное производство двигатели серии DX, которые уже спустя год официально представили. Это были дизельные двигатели с 5 и 6 цилиндрами. Мощность их варьировалась от 80 до 160 л.с. Чуть позже, в 1980 году серия пополнилась также 4 цилиндровыми моделями.
В 1990 году запущено производство тракторов AgroXtra. 1991 год комбайн серии Topliner.
1995 год стал знаковым, ведь именно в это период к корпорации присоединилась итальянская группа SAME. Полное названием компании стало выглядеть так: SAME Deutz-Fahr или SDF. Также выпущена серия Agrotron.
В 1996 году решено перенести производственные мощности из Кельна в Лауинген. В том же году представили кормоуборочный комбайн Gigant 400. Дальнейшая история в большей мере связана с выпуском новой техники, а именно:
- 2001 – Agrotron TTV с бесступенчатой трансмиссией.
- 2004 – запущено производство погрузчиков Teleskoplader и роторного комбайна
- 2009 – стартовал выпуск серии Agrotrac. Предназначена она для стран с более лояльными нормами по выбросам в атмосферу газов.
- 2013 – серия комбайнов С9000.
Последнее знаменательное событие в истории бренда произошло в 2017 году, когда начал работать самый современный тракторный завод в Европе. Основная специализация – техника мощностью 130 л.с.
Агрегаты Deutz-Fahr востребованы в с/х практически во всех странах мира, а особенно в России и СНГ. Их полюбили за производительность, современность, мощные и экономичные двигатели. После отечественных тракторов и комбайнов многие оценили и комфортные условия оператора.
Сертификаты
Вся продукция бренда оснащена сертифицировано системой ISOBUS и TIM. Также техника получила необходимые сертификаты соответствия на тракторы и двигатели, используемый в агрегатах. Это подтверждает их безопасность и надежность.
Тормозные колодки клепаем или нет?
Вопрос в заголовке темы,выгодно сейчас клепать тормозные колодки или проще и НАДЕЖНЕЕ купить новые в магазине заведомо исправные и заводские.
От себя добавлю,мужик у которого Мазы постоянно возил клепать колодки ибо новые дорого для него а Камазисты всегда покупают новые ибо новые пара стоят в пределах 1000 рублей а клепать берут 300 руб/колодка.
P/S.Тему создал в Трепе ибо обсуждение всех марок машин планируеься в этой теме а не одной марки Зил.
Я себе на зил 131 клепал все 6 колодок. год назад до сех пор ездят, правда каждый месяц подвожу их изнашуются быстро, барабаны шлифованные
Станислав, а ты сможешь проточить потом под размер барабана, после наклёпывание? Там станок нужен и он не маленький.
В идеале, колодки и барабан вместе под размер,как было раньше на автобазах.
Я клепаю сам на свои машины, колодки беру «ВАТИ» , они проточеные и сверленные, заклёпки маркированные в комплекте, ходят они прекрасно (120-130 тыс.км) и цена 1200 за комплект на мост (т.е. на 4 колодки 8 накладок), в то время, как цена одной хорошей колодки от 1,5 тыс.руб., те что дешевле — все фуфло, я проверял на личном опыте. На дешевых колодках тормоза «мыльные», пустым вроде и тормозит, но хорошо груженый тормоза «плывут».
Р.S. Никого не принуждаю к своему опыту, только делюсь накопленным.
Очень правильно делаете.Я наверное отстал от жизни. С уваж.
Рамир Слесарь-Водитель Команда форума
Сообщения: 3.182 Симпатии: 741 Адрес: Екатеринбург Автомобиль: ЗиЛ 433360 двс 509 Имя: Сергей
сталкнулся с такими,клепал сам.Они вроде тормозят,но если гружёному при 80км ч остановиться за100 150 метров ,слышен запах горелых колодок. А если ехать с перевала им хана,небудут работать.Вчера камазист на светофоре аж запаникавал,думал у него колодка заклинила
Наждачкой сбивал потом? А то и будет так …
Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума
Сообщения: 7.385 Симпатии: 2.591 Адрес: Майкоп Автомобиль: ЗиЛ-4331 509+9ст Имя: Олег
А что, после резца нужно? Какова должна быть чистота поверхности? Какую наждачку (зернистость) понести токарю?
Я вот пожег колодки на перевалах-серпантинах, эффективность тормозов упала, собираюсь переклепывать и барабаны точить.
А наждачкой не испортишь барабан.там главное сбить шереховатость от резца,а то чигуний накладки сожрет мгновенно
Токарь сам сскажет пошоркать дома,станок не нужен,да и доступа на станке нет
Конечно нождачкой все барабаны прошол
Именно с этой фирмой или просто проточеный комплект? может подделка?
Фотки позже скину, использую описанный выше метод уже много лет.
Oleg65 Убежденный автомобилист Команда форума
Сообщения: 7.385 Симпатии: 2.591 Адрес: Майкоп Автомобиль: ЗиЛ-4331 509+9ст Имя: Олег
Также использую готовые комплекты (сверленые и проточенные, с заклепками) после того как из АТП ушел, где станок был. Вот только по марке — вроде ТИИР. С ВАТИ не знаком (или кажется, что не знаком, может просто не обращал внимание). Столкнулся с тем, что 180 мм с трехрядной сверловкой (задние 433180, 534330, ПАЗ) — редкость, в магазинах пожимают плечами. А брать автобусные, сверлить, клепать, точить — что-то не хочется.
Сергей, где берете ВАТИ? Есть контакты? Можно поинтересоваться?
Петрович, я беру в одном магазине на трассе Тимашевск-Славянск, но на Зил они привезли мне всего один раз, сказали у ихних поставщиков проблемы с Зиловскими расходниками.
Я посмотрю в закладках, была у меня ссылка на интернет магазин, у них я видел необходимые тебе накладки, сверленые и проточеные
Страница 1 из 2
10.06.2011 20:49 #1
Сегодня столкнулся с такой проблемой: загрузил в ЗИЛ тонн 6 обрубков свай стал спускаться с горы, а эффективности тормозов не хватает, тормозная система обычная, без энергоаккумуляторов, трещётки разведены, накладки на колодках есть, давление в системме ок.7. Слыхал, что ставят от КАМАЗА энергоаккумуляторы назад, а вперёд торм. камеры и эффективность торможения возрастает. Может кто ставил уже? На 4331 тоже была такая ситуация с 8 тоннами кирпича, но там колодки были изношены. Переклепал и всё стало нормуль. Зиловоды, у кого какие улутшения в лучшую сторону от стандарта имеются не только по тормозам, другим системам, но и по всей машине. Может кто делал интегральное оперение капота на 130 ЗИЛ как у 4331 а то коленки уже назад выворачиваются когда колупаешь мотор.
10.06.2011 21:52 #2
Совсем не надо колупать мотор в позе омара. Кидаешь куфаечку, комфортно садишься ножками к мотору и т.д.
Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон…
11.06.2011 07:54 #3
Сообщение от vorv
Совсем не надо колупать мотор в позе омара. Кидаешь куфаечку, комфортно садишься ножками к мотору и т.д.
У меня и то т и другой ЗИЛ. Правда удобней на 4331 откинуть капот и обслуживать мотор сидя на колёсике, чем на фуфеле в 130 согнувшись.
11.06.2011 10:50 #4
Мне кажется никогда на отечественных машинах небыло реально эффективных тормозов. А по теме,если поставишь с камаза камеры,то вроде как должно стать получше.Они же больше размером,значит сильнее давить будут.
11.06.2011 11:27 #5
Помню в красной армии, в конце восьмидесятых, ребята ставили на 130й МАЗовские тормозные камеры. Говорили что эффект ощутимый был.
11.06.2011 18:01 #6
У меня МАЗовских камер не осталось вроде, мне кажется у них крепёж пошире. После выходных схожу в магаз, померяю.
12.06.2011 16:04 #7
переделывать ничего не надо,надо сделать как положено.сам говоришь-на другом колодки переклепал и нормально стало.барабаны проточить,колодки наклепать и проточить под размер барабанов.мне токарь метит каждую пару на каждый барабан,как топливщик форсунки к тнвд метит.кулаки поворотные чтоб не болтались во втулках.оси колодок должны регулироваться и не быть изношены.тормозной кран давно смотрел?про негрол на колодках молчу.да сам всё знаешь,просто хочешь как легче,наверно…
12.06.2011 22:51 #8
Сообщение от kamazunic
переделывать ничего не надо,надо сделать как положено.сам говоришь-на другом колодки переклепал и нормально стало.барабаны проточить,колодки наклепать и проточить под размер барабанов.мне токарь метит каждую пару на каждый барабан,как топливщик форсунки к тнвд метит.кулаки поворотные чтоб не болтались во втулках.оси колодок должны регулироваться и не быть изношены.тормозной кран давно смотрел?про негрол на колодках молчу.да сам всё знаешь,просто хочешь как легче,наверно…
Да всё глядел, а эффективность торможения с грузом не устраивает меня. На 4331 стоят КАМАЗовские энергоаккумуляторы, а на 130 простые камеры. Вот и думаю на 130 воткнуть КАМАЗовские энергоаккумуляторы, благо они и кран ручника лежат в запасе.
13.06.2011 20:33 #9
Сообщение от tRIALIST
Да всё глядел, а эффективность торможения с грузом не устраивает меня. На 4331 стоят КАМАЗовские энергоаккумуляторы, а на 130 простые камеры. Вот и думаю на 130 воткнуть КАМАЗовские энергоаккумуляторы, благо они и кран ручника лежат в запасе.
Мы на 133ГЯ заднюю телегу ставили от Камаза, последняя ось была с энергоаккумуляторами. Если грузить до 10тонн, тормоза были нормальные. 12-13т и выше-вялые..
MAN 12.224 Опыт — это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
13.06.2011 20:36 #10
Сообщение от tRIALIST
Может кто делал интегральное оперение капота на 130 ЗИЛ как у 4331 а то коленки уже назад выворачиваются когда колупаешь мотор.
Один раз встречал переделанную кабину 130-го, открывалась как на 4331. Сделано было хорошо. Но наверное проще переставить кабину от 4331-го.
MAN 12.224 Опыт — это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
13.06.2011 21:01 #11
Сообщение от RUSLAN 18
Один раз встречал переделанную кабину 130-го, открывалась как на 4331. Сделано было хорошо. Но наверное проще переставить кабину от 4331-го.
Переставить не проще, рамы разные. Крепления кабины на других местах. Было бы проще я б квадратную кабину на 130 накинул.
13.06.2011 21:03 #12
Сообщение от RUSLAN 18
Мы на 133ГЯ заднюю телегу ставили от Камаза, последняя ось была с энергоаккумуляторами. Если грузить до 10тонн, тормоза были нормальные. 12-13т и выше-вялые..
Пустой 130 тоже тормозит почти в юз, а с грузом вяло, вяло. Вот и хочется избавиться от этой вялости.
13.06.2011 21:09 #13
Сообщение от tRIALIST
Переставить не проще, рамы разные. Крепления кабины на других местах. Было бы проще я б квадратную кабину на 130 накинул.
Тогда наверное переделывать. Жаль тогда не сфотографировал переделку кабины..
MAN 12.224 Опыт — это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
14.06.2011 05:26 #14
У меня за последний год было два ЗИЛа, 130 и 133.
Как же я счастлив, что у меня их больше нет………….)).
Аренда автокрана 25т, 32т, 50т. в СПб kran78.ru
14.06.2011 12:03 #15
Сообщение от крановщик
У меня за последний год было два ЗИЛа, 130 и 133.
Как же я счастлив, что у меня их больше нет………….)).
Ну 133, это ДА, а 130 меня не напрягает вовсе.
23.06.2011 22:39 #16
Так выглядят уставшие рессоры ЗИЛ-130.
23.06.2011 23:06 #17
Сообщение от tRIALIST
Так выглядят уставшие рессоры ЗИЛ-130.
Если они так выглядят без груза, тогда точно,- уставшие..
MAN 12.224 Опыт — это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
24.06.2011 07:57 #18
Сообщение от RUSLAN 18
Если они так выглядят без груза, тогда точно,- уставшие..
НЕ, с грузом ок 6-7 тон блоков. Отдали на вывоз, вот и забирал.
24.06.2011 08:27 #19
Сообщение от tRIALIST
Так выглядят уставшие рессоры ЗИЛ-130.
А можно фото ПТСа на этого зила? Или свидетельства о регистрации?
24.06.2011 08:36 #20
Сообщение от foma38
А можно фото ПТСа на этого зила? Или свидетельства о регистрации?
Можно, но доки на него в машине. Кратко: ЗИЛ 130Г, 1990г.в. Двиг. ЗИЛ бенз.
Замена и регулировка тормозных колодок ЗИЛ-130
Колодки передних и задних тормозных механизмов отличаются только шириной накладок. Колодки передних тормозных механизмов имеют ширину 80 мм, а задних — 100 мм.
Порядок снятия. Снимают колесо и тормозной барабан, стяжные пружины колодок; отвертывают гайки опорных пальцев колодок, удерживая пальцы от проворачивания; снимают опорные пальцы, эксцентрики, пластину опорных пальцев, колодки.Проверяют кривизну накладок шаблоном радиусом 210 мм. Допускается просвет не более 0,30 мм. Отклонение от окружности и неравномерное изнашивание выправляют шлифованием. Накладки заменяют при утопании заклепок внутрь накладки менее 0,5 мм. При смене накладок высверливают или срубают заклепки накладок. Проверяют состояние отверстий под опорный палец. Отверстие не должно быть эллипсным и диаметромболее 28,3 мм. При необходимости заваривают отверстие и растачивают до диаметра 28+0,45 мм. Проверяют шаблоном кривизну обода колодки. При радиусе шаблона 210 мм щуп 0,3 мм между шаблоном и ободом колодки не должен проходить.
Проверяют состояние поверхности тормозного барабана. Если увеличение внутреннего диаметра барабана меньше 1,5 мм по сравнению со стандартным размером, то устанавливаютстандартные накладки. Если диаметр на 1,5 — 3,0 мм превышает стандартный размер, то применяют накладки ремонтного размера или устанавливают прокладки между ободом колодки и накладкой толщиной 0,8-1,5 мм. Устанавливают новую фрикционную накладку на колодку и, начиная со средних отверстий, приклепывают ее к ободу. Проверяют зазор между накладкой и ободом колодки. Накладка должна плотно прижиматьсяк ободу, щуп 0,25 мм не должен проходить между ними на глубину более 20 мм. По ширине накладка не должна выступать за обод колодки. На концах накладки должны быть скосы длиной 8- 14 мм. Отшлифовывают накладки так, чтобы их диаметр был на 0,2 — 0,4 мм меньше диаметра барабана.
1 — суппорт; 2 — ось колодки; 3 — колодка; 4 — фрикционная накладка; 5 — оттяжная пружина; 6 — опора ролика; 7 -ролик; 8 — тормозная камера; 9 — кронштейн тормозной камеры; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимной кулак; 12 — тормозной барабан
Установка. Устанавливают тормозные колодки па щит между направляющей скобой и ее пластинчатой пружиной. Надевают нижние концы колодок на опорные пальцы, предварительно подобрав их с новыми латунными эксцентриками и пластиной. Верхние концы колодок надевают паопорные пальцы, предварительно подсобрав их с новыми латунными эксцентриками и пластиной. Верхние концы колодок вставляют на кулаки. Устанавливают опорные пальцы метками внутрь и, придерживая их специальным ключом, завертывают гайки с пружинными шайбами. Устанавливают стяжную пружину тормозных колодок. Повертывают регулировочные эксцентрики, чтобы получить максимальный зазор для установки тормозногобарабана. Устанавливают барабан на ступицу, ввертывают три винта. Устанавливают колеса. Проводят полную регулировку тормозов. После приработки тормозов повторяют регулировку зазора между накладками и тормозными барабанами.
Регулировка тормозов колес может быть полная или частичная.
Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипниковступиц колес.
При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Полную регулировку надо производить в следующем порядке:
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси меткамиодну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1-1,5 кг/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).
Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320
Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали
Просмотр содержимого документа
«Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»
Тема «Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»
Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.
Иллюстративный материал — учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.
Перечень работ при выполнении задания — приводится описание в общем, виде последовательности выполнения задания по изучению тормозной системы каждого из автомобилей в процессе операций разборки-сборки тормозных механизмов.
При изучении тормозной системы необходимо уяснить места расположения и крепления ее агрегатов.
Изучить тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ- 53-12), включающую в себя колесный тормозной механизм, стояночный тормоз, главный тормозной цилиндр и гидровакуумный усилитель.
Разобрать колесный тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
вывернуть три винта крепления колесного тормозного барабана к ступице колеса и снять его;
закрепить поршни колесного цилиндра от выпадения (стянуть проволокой);
вынуть конец стягивающей пружины из отверстия колодки с помощью тонкой отвертки;
отвернуть контргайки опорных пальцев колодок со стороны тормозного щита, снять опорные пальцы, эксцентриковые шайбы, пластину;
снять тормозные колодки, резиновые защитные чехлы, нажимные сухари с концов корпуса колесного цилиндра. Вывернуть из корпуса цилиндра перепускной клапан, извлечь поршни, манжеты, разжимную пружину.
Внимание! Фрикционная накладка задней колодки короче, чем у передней.
Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную разборке. Опорные пальцы устанавливать метками внутрь.
Помнить, что колесные тормозные цилиндры гидроприводов тормозных механизмов (см. рис. 5.2) передних и задних колес различаются только размерами.
Выполнить полную регулировку колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:
• вращая тормозной барабан по ходу движения автомобиля повернуть опорный палец передней колодки против часовой стрелки до взаимного касания колодки и тормозного барабана, после чего палец поворачивать в обратную сторону до наступления момента свободного вращения тормозного барабана;
• повернуть опорный палец задней колодки по часовой стрелке, выполняя те же операции, что и при регулировке передней колодки. Опорные пальцы передней и задней колодок должны быть повернуты на одинаковый угол;
Внимание! При регулировке тормозного механизма задних колес и повороте опорного пальца задней колодки барабан необходимо вращать против хода движения автомобиля.
поворачивая подпружиненные болты регулировочных эксцентриков, выполнить частичную регулировку тормозного механизма (при вращении тормозного барабана), подводя накладки колодок к барабану для обеспечения минимального зазора между ними и выполняя такие же операции, как и при полной регулировке.
Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных
а — двухпоршневой; б — однопоршневой; I — перепускной клапан; 2 — пробка; 3 — толкатель; 4 — резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; б — поршень; 7 — резиновая манжета; 8 — пружина
Колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А:
1 — опорные пальцы; 2 — эксцентриковые шайбы; 3 — фрикционные накладки колодок; 4 — направляющие скобы; 5 — регулировочный эксцентрик; 6 — опорный диск; 7 — колесный цилиндр; 8, 9 — пружины; 10 — корпус колесного цилиндра; II — манжета; 12— защитный колпак; 13— перепускной клапан; 14 — поршень; 15 — сухарь; 16 — контргайки (стрелками показано их затягивание)
5. Ознакомиться с устройством и разобрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
зажать в тиски главный тормозной цилиндр;
снять защитный чехол толкателя, предварительно сняв отверткой кольца крепления чехла;
извлечь из картера главного тормозного цилиндра со стороны толкателя стопорное кольцо, упорную шайбу, поршень с пластинчатым клапаном, манжету, пружину, перепускной и обратный клапаны в сборе;
вывернуть болты крепления крышки к картеру главного тормозного цилиндра.
Внимание! Прочистить перепускное и компенсационное отверстия в нижней части бачка.
Собрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Ознакомиться с устройством и разобрать гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
зажать гидровакуумный усилитель в тисках за корпус цилиндра усилителя;
отсоединить резиновый шланг от воздушной камеры усилителя, затем отвернуть его вместе со штуцером от корпуса клапана управления;
Главный тормозной цилиндр гидропривода тормозных механизмов автомобиля ГАЗ-5ЗА:
1 — стопорное кольцо; 2 — упорная шайба; 3, 5 — манжеты; 4 — пластинчатый клапан; 6 — пружина перепускного клапана; 7 — обратный клапан; 8 — перепускной клапан; 9 — резьбовая пробка; 10 — крышка картера; II — картер главного тормозного цилиндра; 12 — штуцер; 13 — пружина; 14 — поршень; 15 — защитный чехол толкателя; 16 — толкатель; 17 — контргайка; 18 — тяга; 19 — педаль; 20 — оттяжная пружина; А, Б — перепускные отверстия; В — компенсационное отверстие
отметить положение вакуумной камеры относительно цилиндра усилителя;
разъединить хомуты вакуумно-воздушной камеры и снять их;
отвернуть гайку штока цилиндра усилителя, придерживая резиновую диафрагму рукой, снять со штока пружинную шайбу, малую тарелку, диафрагму с упорной тарелкой, пружину, резиновое кольцо с шайбой штока;
отвернуть гайки крепления цилиндра к корпусу вакуумной камеры и снять ее вместе с картонной прокладкой и уплотнитель- ным кольцом;
отвернуть торцовую пробку цилиндра усилителя вместе с уп- лотнительной (медной) шайбой и извлечь из цилиндра шток в сборе с поршнем;
вывернуть из цилиндра усилителя гайку уплотнительного корпуса и извлечь уплотнительный корпус и упорную шайбу;
Гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля
1 — впускная труба; 2 — шланг; 3 — вакуумная камера; 4 — диафрагма; 5 — пружина; 6 — шток; 7 — вакуумный клапан; 8 — крышка; 9 — воздушный клапан; 10 — пружина вакуумного и воздушного клапанов; 11 — пружина клапана управления; 12 — корпус; 13 — клапан управления; 14 — поршень клапана управления; 15 — воздушный фильтр; 16 — перепускной клапан; 17 — цилиндр усилителя; 18 — поршень; 19 — клапан поршня; 20 — манжета; 21 — толкатель; 22 — шайба; 23 — уплотнительный корпус; 24 — главный тормозной цилиндр; 25 — педаль; 26 — запорный клапан; А, Б, Д, Е — полости; В, Г — отверстия; cz — разрежение; к^ — движение воздуха; — движение тормозной жидкости
отвернуть болты крепления крышки, а затем корпуса клапана управления, снять его с цилиндра, вынуть клапан управления из цилиндра усилителя.
Собрать гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Изучить (см. рис. 5.6) и разобрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-5ЗА (или ГАЗ-53-12) следующим образом:
отсоединить вилку тяги привода от рычага разжимного механизма;
вывернуть болты крепления тормозного барабана, снять его;
1,6 — рычаги; 2 — зубчатый сектор; 3 — защелка; 4 — тяга; 5 — тормозной барабан; 7 — палец; 8 — отражатель; 9, 13 — тормозные колодки; 10, 14 — пружины; 11 — корпус регулировочного механизма; 12 — тормозной щит; 15 — корпус разжимного механизма; 16 — ребро колодки; 17 — плавающие опоры тормозных колодок; 18— сухарь; 19— толкатель; 20— шарики; 21 — разжимной стержень; 22 — регулировочный винт; КП — коробка передач
отсоединить от тормозных колодок стягивающие пружины и снять колодки;
Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А:
снять регулировочный механизм, предварительно вывернув болты крепления. Вывернуть из корпуса регулировочный винт и извлечь плавающие опоры тормозных колодок;
снять разжимной механизм, предварительно вывернув болты его крепления к тормозному щиту. Извлечь из корпуса разжимной стержень с шариками и толкателем.
Собрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-5ЭА (или ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Выполнить регулировку стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:
поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;
завернуть регулировочный винт так, чтобы от усилия рук тормозной барабан не проворачивался;
отвернуть контргайку регулировочной вилки тяги привода стояночного тормоза;
расшплинтовать палец вилки и вынуть его;
отрегулировать длину тяги привода регулировочной вилкой до упора рычага разжимного механизма в разжимном стержне, выбрав все зазоры в соединении;
увеличить длину тяги привода, отвернув регулировочную вилку на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге;
поставить палец головкой вверх и зашплинтовать;
отвернуть регулировочный винт на столько, чтобы барабан свободно вращался, а при приложении усилия 600 Н на рукоятку рычага защелка должна перемещаться на три-четыре зуба сектора.
Изучить тормозную систему автомобиля ЗИЛ-130, в том числе колесный тормозной механизм, его регулировку, стояночный тормоз и др.
Разобрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 следующим образом:
снять ступицу колеса вместе с тормозным барабаном;
отсоединить стягивающие пружины от колодок при помощи длинного стержня;
отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок, снять фиксирующие скобы и серьги, извлечь эксцентриковые оси и снять колодки.
Продефектировать снятые детали.
Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Разобрать тормозную камеру, в частности:
снять крышку и диафрагму;
ослабить контргайку, отсоединить вилку штока от регулировочного рычага и вывернуть ее и контргайку;
извлечь из корпуса камеры шток с пружинами и опорным диском.
Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130:
1, 15 — кронштейны; 2 — эксцентриковая ось; 3 — чека; 4 — накладка; 5 — щит; 6 — обод щита; 7 — тормозная колодка; 8 — фрикционная накладка; 9 — войлочное уплотнение; 10 — шайба; 11, 22 — пружины; 12 — диафрагма; 13 — хомутик; 14 — тормозная камера; 16 — шток; 17 — рычаг; 18 — квадратная головка вала червяка; 19 — кронштейн поворотного вала; 20 — поворотный вал; 21 — кулак; 23 — фиксатор; 24 — червяк; 25 — червячная шестерня
Продефектировать детали и далее собрать тормозную камеру автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в порядке, обратном разборке.
Выполнить полную регулировку тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-130. Перед регулировкой проверить и устранить осевой люфт подшипников ступиц колес. Тормоза при регулировке должны быть холодными. Полная регулировка тормозного механизма проводится в следующем порядке:
ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув их метками одну к другой;
отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щиты;
вынуть палец штока тормозной камеры и, нажав на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану;
поворачивая эксцентрики в одну и в другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Проверять зазор щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20. 30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах проверку выполнять удобнее со стороны заднего моста — щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
не отпуская регулировочного рычага и удерживая эксцентриковые оси от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру заднего моста;
отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
Для проведения частичной регулировки тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-130 выполнить следующее:
провернуть регулировочный болт регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15. 25 мм для передних тормозов и 20. 30 мм для задних;
проверить, как вращаются тормозные барабаны (должны вращаться свободно, равномерно, без касаний колодок). Щупом проверить зазоры между тормозным барабаном и колодками (должны быть зазоры: 0,4 мм у разжимного кулака и 0,1. 0,2 мм у осей колодок).