Регулировка углов установки колес
Регулировка углов установки колес
Прежде чем вести разговор о регулировке геометрических параметров ходовой части, нужно четко уяснить себе некоторые положения, полезные для практической работы.
1. Нарушение углов установки колес, как правило, может быть вызвано одной из следующих причин:
— износ или ослабление крепления шаровых шарниров подвески или рулевых тяг;
— деформация, ослабление крепления или разрушение резинометаллических шарниров (сайлентблоков или втулок реактивных штанг);
— деформация рычагов подвески, рулевых тяг, амортизаторных стоек и их опорных узлов;
— деформация несущей системы автомобиля (рамы или кузова), а также балок передней или задней подвески;
— разрушение или деформация рессор;
— потеря упругости пружин;
— потеря упругости торсионных стержней или деформация стабилизаторов поперечной устойчивости либо нарушение регулировки их тяг.
Поэтому, прежде чем приступить к замеру параметров геометрии, необходимо удостовериться в отсутствии у автомобиля любого из вышеперечисленных дефектов. Правда, некоторые из этих признаков (речь идет о деформациях несущей системы) могут быть обнаружены непосредственно в процессе замера.
2. Постоянные нагрузки — толчки или динамические удары, возникающие при преодолении неровностей дорог. В любом случае нагрузки отличаются только величиной. Направлены они всегда в одну и ту же сторону. Причем общая тенденция такова, что изменение углов установки колес обычно идет под действием веса автомобиля или сил сопротивления движению. То есть развал, схождение и продольный наклон оси поворота под влиянием нагрузок, как правило, стремятся к отрицательному значению.
3. Параметры, которые в технической характеристике автомобиля указаны как не подлежащие регулировке, могут быть доведены до нормы путем замены или ремонта деталей, влияющих на их значение.
4. Само собой разумеется, что замена или ремонт любой из перечисленных деталей, влияющих на геометрию, требует последующей ее проверки и регулировки. Для восстановления заданных значений параметров геометрии ходовой части во все конструкции подвесок встроены узлы, позволяющие в некоторых пределах регулировать углы установки колес.
На рис показаны схемы основных методов конструктивного решения этой задачи. Наиболее простой, быстрый и точный способ регулировки — применение резьбовых муфт. В первую очередь это касается регулировки схождения, что обязательно имеет место на всех видах подвесок. Во-первых, нарушение регулировки этого параметра, как правило, вызывает наибольший износ шин, по отношению, скажем, к развалу или продольному наклону, а во-вторых, его регулировка возможна в больших пределах и не требует значительных конструктивных ухищрений. Схема этого процесса показана на левой нижней четверти рисунка.
Здесь и далее тонкие стрелки изображают деталей при выполнении регулировки, а жирные — направление изменения положения колес. На некоторых моделях автомобилей. особенно спортивных и гоночных, таким способом регулируют все параметры геометрии подвесок. Для этого резьбовые муфты вставляют не только в рулевые тяги, но и в рычаги подвесок, стойки стабилизаторов и т.д.
Еще один способ регулировки — применение эксцентриковых узлов. Проворачивая эксцентрик (см. левый верхний угол рисунка), добиваются изменения положения поворотного кулака относительно оси амортизаторной стойки подвески, что приводит к перемещению плоскости вращения колеса в направлении, показанном жирной стрелкой, то есть к изменению развала.
Третий из наиболее распространенных способов регулировки — использование регулировочных шайб. Этот метод применяют для всех параметров, кроме схождения. Как видно из схем, изображенных на правой стороне рисунка, вставляя или удаляя шайбы, проставленные между деталями подвески и несущей системой автомобиля (балкой, рамой или кузовом), можно перемещать положение осей подвижных элементов подвески (обычно качающихся поперечных рычагов) по направлению, указанному тонкими стрелками. Тогда плоскость вращения колеса (верхняя схема) или центр шаровой опоры (нижняя схема) будут перемещаться по направлению, изображенному жирными стрелками. В таком случае будет изменяться угол развала (вверху) или продольного наклона оси поворота (внизу). Этот способ хорош тем, что жестко и надежно фиксирует заданный размер, однако имеет недостатки: ступенчатое регулирование и большую трудоемкость.
Правило регулировки геометрии колес
Проверка и регулировка геометрии подвески
Регулировке подлежат только следующие параметры: развал передних колес, поворотный угол, сходимость (передние и задние колеса) и угол курсового отклонения.
Проверка/регулировка производится в следующем порядке: дорожный просвет (передние и задние колеса) — развал (передние и задние колеса) — углы продольного наклона осей поворота колес (передние колеса) — поворотные углы передних колес — сходимость передних колес — сходимость задних колес — угол курсового отклонения (задние колеса).
Регулировка углов установки колес относится к числу требующих особой точности измерения процедур, для качественного выполнения которых необходимо наличие специального, достаточно громоздкого и дорогостоящего оборудования. Выполнение данной работы правильнее всего будет поручить профессиональным механикам автосервиса.
Дорожный просвет
Прежде чем приступать к регулировкам углов установки колес следует проверить правильность настройки дорожного просвета автомобиля.
Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием, установите передние колеса в прямолинейное положение, затем прокатите автомобиль вперед порядка 5 метров усадки компонентов подвески.
Удостоверьтесь в полноте заправки топливного бака, проверьте загрузку автомобиля, — в багажном отделении должны находиться лишь запаска, домкрат и стандартный набор инструментов.
Проверьте правильность накачки шин.
Визуально оцените равномерность распределения дорожного просвета по длине и ширине транспортного средства. В случае выявления несоответствий удостоверьтесь в отсутствии в салоне и багажном отделении тяжелых предметов.
При помощи отвеса определите точки колесных арок, расположенные непосредственно над осями соответствующих колес (А).
Регулировка развала производится путем вращения верхнего болта крепления нижней опоры стойки, — болт имеет эксцентриковую головку, что позволяет изменять угол наклона стойки.
Для увеличения развала правого колеса регулировочный болт следует вращать по часовой стрелке, левого колеса — против часовой стрелки, для уменьшения — наоборот. Поворот болта на одно деление шкалы соответствует изменению развала приблизительно на 0°10′.
Закончив регулировку, затяните крепеж с требуемым усилием (175 Нм).
Отклонение развала задних колес от номинального значения (см. Спецификации) требует проверки геометрии рамы автомобиля. Не исключена также вероятность повреждения поперечных рычагов задней подвески, а также износа стоек, винтовых пружин и резинометаллических втулок.
Угол продольного наклона оси поворота колеса (выбег)
Выбегом называется угол продольного наклона оси поворота переднего колеса, т.е., угол отклонения данной оси от вертикали в плоскости колесного диска. Если ось поворота наклонена назад, выбег называется положительным, наоборот.
Проверка сходимости может быть произведена путем нанесения на протекторы пары меток с задней стороны колес на высоте положения осей последних и измерения расстояния «А» между ними. Далее автомобиль следует прокатить вперед таким образом, чтобы метки оказались с передней стороны колес и повторить измерение (размер «В»). Величина сходимости определяется путем вычитания результат второго измерения из результата первого (А — В)
Проверьте правильность установки высоты дорожного просвета (см. выше).
Разверните передние колеса автомобиля в прямолинейное положение и заблокируйте рулевую колонку.
Ослабьте контргайки наконечников обеих рулевых тяг.
Регулировка сходимости осуществляется путем вращения штанг тяг в наконечниках в соответствующем направлении, — обе тяги следует поворачивать строго на одинаковый угол!
Закончив регулировку, затяните контргайки наконечников тяг с требуемым усилием (83 Нм), — проследите, чтобы защитные чехлы ШРУСов приводных валов не оказались перекручены.
Регулировка сходимости задних колес
Ослабьте самоконтрящуюся гайку регулировочного болта с внутренней стороны заднего поперечного рычага подвески.
Для увеличения схождения правого колеса регулировочный болт следует вращать против часовой стрелке, левого колеса — по часовой стрелки, для уменьшения — наоборот. Одновременный поворот регулировочных болтов обоих колес на одно деление шкалы соответствует изменению сходимости приблизительно на 3 мм.
Закончив регулировку, затяните контргайки с требуемым усилием (120 Нм).
Угол курсового отклонения
Под углом курсового отклонения понимается угол отклонения диаметральной плоскости (ДП) автомобиля от курсового направления движения.
Своим образованием угол курсового отклонения обязан нарушению равномерности углов схождения задних колес.
Для проверки угла курсового отклонения загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием, установите передние колеса в прямолинейное положение, затем прокатите автомобиль вперед порядка 5 метров. И измерьте расстояние «L» между центральными линиями следов, оставленных передними и задними колесами. Если результат измерения превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации), произведите соответствующую регулировку (см. ниже).
Регулировка угла курсового отклонения
Регулировка производится путем выравнивания углов сходимости обоих задних. Одновременный поворот регулировочных болтов обоих колес на одно деление шкалы соответствует изменению сходимости приблизительно на 0°10′ (7.5 мм расстояния «L»).
Колеса и шины Skoda Kodiaq с 2017 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
ремонт ходовой части Skoda Kodiaq , ходовая часть автомобиля Skoda Kodiaq , передняя подвеска Skoda Kodiaq , задняя подвеска Skoda Kodiaq , ремонт передней подвески Skoda Kodiaq , ремонт задней подвески Skoda Kodiaq
3. Колеса и шины
Углы установки управляемых колес
Измерение углов установки колес
Нарушение управляемости и появление вибраций не всегда являются следствием неправильной регулировки углов установки колес. Одна из возможных причин – дисбаланс колес и шин. Другая причина связана с износом или неподходящей конструкцией используемых шин. Увод автомобиля проявляется в отклонении автомобиля от прямолинейного движения на прямом участке ровной асфальтированной дороги, при этом для удержания автомобиля на прямой приходится прикладывать усилие к рулевому колесу.
Перед выполнением любых регулировок, влияющих на углы установки колес, необходимо выполнить следующие проверки и регулировки для получения правильных значений геометрии подвески:
- Проверить давление в шинах и наличие неравномерного износа шин.
- Проверить биение колес и шин.
- Проверить наличие люфтов в колесных подшипниках.
- Проверить шаровые опоры на предмет ослабления или износа
- Проверить наконечники рулевых тяг на предмет ослабления или износа.
- Проверить ослабление крепления рулевого редуктора к кузову.
- Проверить стойки/амортизаторы на наличие износа, течей и различимых шумов.
- Проверить рулевое колесо на предмет повышенного сопротивления или плохого возврата вследствие жесткости или ржавчины компонентов подвески.
- Проверить уровень топлива. Топливный бак должен быть полон или же автомобиль должен быть загружен компенсирующим весом.
Также необходимо принять во внимание дополнительные нагрузки, например, комплекты инструмента, запасное колесо и т.п. Если данное оборудование обычно перевозится в автомобиле, то оно должно быть на месте и при проведении регулировки углов установки колес.
Использовать оборудование для измерения и регулировки углов установки колес необходимо в соответствии с инструкциями производителя.
Удовлетворительная эксплуатации автомобиля может быть обеспечена и при более широком диапазоне настроек подвески, однако для получения оптимальных показателей всё же более предпочтительны приведенные значения (см. раздел «Сервисные данные и спецификация» в конце главы).
Для измерения углов установки передних и задних колес необходимо выполнить следующее:
1. Установить специальное оборудование согласно инструкциям производителя.
2. Трижды нажать на передний и на задний бамперы («прокачать» подвеску).
3. Измерить углы установки колес и записать полученные значения.
Рекомендуется записывать значения углов установки колес «До» и «После» регулировки.
При выполнении регулировки углов установки всех четырех колес автомобиля сначала рекомендуется регулировать углы задних колес, а затем передних.
4. Если необходимо, отрегулировать углы установки колес согласно спецификации (см. раздел «Сервисные данные и спецификация» в конце главы).
Развал и угол продольного наклона оси поворота колеса
Развал — угол отклонения плоскости вращения колеса от вертикали. Угол (развал) положителен, если колесо (верхняя его кромка) наклонено наружу автомобиля. Угол отрицателен, если колесо наклонено внутрь автомобиля.
Настройки развала влияют на управляемость автомобиля и на износ шин.
Увеличенный положительный развал приведет к преждевременному износу наружной части шины и станет причиной повышенного износа элементов подвески.
Увеличенный отрицательный развал приведет к преждевременному износу внутренней части шины и также станет причиной повышенного износа элементов подвески.
Отличающийся на один градус или более развал с двух сторон автомобиля является причиной увода автомобиля в сторону с более положительным развалом.
Угол продольного наклона оси поворота колеса (кастер или кастор) положителен, если верхняя точка крепления оси поворота смещена назад относительно нижней точки ее крепления. Угол отрицательный, если верхняя точка крепления оси поворота смещена вперед относительно нижней точки ее крепления.
Угол продольного наклона оси поворота колеса влияет на управляемость автомобиля, однако не приводит к увеличению износа шин автомобиля. Угол продольного наклона оси поворота колеса зависит от высоты автомобиля, поэтому важно следить за тем, чтобы высота кузова соответствовала установленной заводской конструкцией величине. Перегрузка автомобиля или ослабление пружин задней подвески влияет на угол продольного наклона оси поворота колеса. Если задняя часть автомобиля ниже, чем передняя, передняя подвеска смещается к положительному кастеру, и наоборот.
При слишком малом положительном угле продольного наклона оси поворота колеса рулевое управление на высоких скоростях движения станет слишком чувствительным, кроме того, может быть уменьшена способность возвращения колес в прямолинейное положение при выходе из поворота. Если одно из колес имеет большее значение угла продольного наклона оси поворота колеса, чем второе, это колесо будет тянуть к центру автомобиля, вследствие чего автомобиль будет уводить в сторону с более положительным углом продольного наклона оси поворота колеса.
Таблица номинальных значений углов установки колёс передней оси
Передняя ось | Стандартная ходовая часть, код комплектации G08/G09, модели с DCC, передний/полный привод, 5-/7-местные модели |
Общее схождение колёс (без нагрузки) | +10′ ± 10′ |
Развал (при установленных в положение Прямо колёсах) | -16′ ± 30′ |
Максимальная разница между обоими сторонами | не более 30′ |
Обратное схождение в повороте при повороте рулевого колеса на 20° влево или вправо | 1° 21′ ± 20′ |
Продольный угол наклона оси поворота | 7° 07′±30′ |
Максимальная разница между обоими сторонами | не более 30′ |
Измеряемая высота подвески (расстояние между центром ступицы колеса и нижнем краем колёсной арки) | 450 ± 10мм |
Таблица номинальных значений углов установки колёс задней оси
Задняя подвеска | Стандартная ходовая часть, код комплектации G08/G09, модели с DCC, передний/полный привод, 5-/7-местные модели |
Общее схождение колёс (без нагрузки) | +10′ ± 10′ |
Максимально допустимое отклонение осей | не более 20′ |
Развал (при установленных в положение Прямо колёсах) | -1° 20′ ± 30′ |
Максимальная разница между обоими сторонами | не более 30′ |
Измеряемая высота подвески (расстояние между центром ступицы колеса и нижнем краем колёсной арки) | 465 ± 10мм |
Регулировка развала передних колес
1. Снять звукоизоляционное покрытие.
2. Отпустить болты крепления (1) – (4) подрамника передней подвески к кузову автомобиля.
3. Перемещая подрамник передней подвески (5) отрегулировать углы развала передних колес.
В данном случае допускается перемещение подрамника только влево или вправо, исключить перемещение подрамника в продольном направлении.
4. Отвернуть гайку крепления (1) и снять напольное покрытие в направлении стрелки, как показано на рисунке ниже.
5. Посмотреть и проверить, чтобы зазор между универсальным шарниром вала рулевой колонки (1) и поперечиной кузова составлял 5 мм.
3D-геометрия колес
Компания «Formula7» оказывает профессиональную услугу 3D-геометрии колес для легковых автомобилей. Для выполнения работ используется специализированный стенд, работают мастера с большим опытом. Благодаря этому услуга оказывается качественно и оперативно. Предлагаем узнать, зачем нужна эта услуга, и заказать ее.
Стоимость геометрии колес на F7 от 3 500 тенге. Цена зависит от вашего автомобиля. Узнать стоимость услуги на ваше авто можно в наших сервисных центрах или по номеру 7210 (звонок с мобильного бесплатный).
Когда нужна регулировка геометрии?
На то, что пора заказать эту услугу, указывают следующие признаки:
• На поворотах дороги водителю нужно прилагать больше усилий, чем раньше, для удержания курса.
• Во время движения по прямой автомобиль отклоняется в какую-либо сторону без поворачивания руля.
• Появление вибраций и посторонних шумов в районе передних или задних колес во время движения.
• Наблюдается неравномерный износ автомобильной резины с акцентом на правую или левую сторону.
• Общее ухудшение управляемости автомобиля даже при езде по отличной сухой дороге из асфальта.
• Заметное увеличение расхода топлива одновременно с ускорением износа автомобильной резины.
Если вы регулярно замечаете один или одновременно несколько перечисленных признаков, незамедлительно отправляйтесь в сервис для корректировки геометрии колес.
Рекомендуем обращаться в компанию «Formula7». Мы выполняем профессиональную настройку схождения и геометрии колес по относительной низкой цене. Рекомендуется выполнить диагностику и регулировку геометрии колес после замены деталей ходовой части автомобиля. Также стоит регулярно обращаться за этой услугой, если вам приходится регулярно ездить по плохим дорожным покрытиям, и если колеса машины часто попадают в ямы и другие дефекты дороги.
Как выполняется геометрия колес?
В ходе регулировки геометрии колес проводится регулировка двух основных параметров — развала и схождения. Под развалом понимается величина угла относительно продольной вертикальной оси колеса. Если его верхняя часть завалена внутрь кузова, то развал отрицательный. Если же наружу, то наоборот, развал положительный. Схождение представляет собой параметр, которым определяется параллельность колес в паре относительно друг друга. Если при взгляде на машину сверху передние части колес находятся ближе друг к другу, чем задние, то схождение колес отрицательные. В прямо противоположном случае схождение называют положительным.
Порядок проведения работ:
1) на специальном стенде проводится геометрия колес путем диагностики авто. Максимально точно определяем схождение и развал автомобильных колес за минимальное время.
2) обнаружив проблемы, мастера приступают к работе.
3) для настройки схождения колес мастера меняют длину боковых рулевых тяг, от которых и зависит положение колес в паре относительно друг друга.
4) длина тяг меняется посредством ослабления стяжных хомутов и поворачивания регулировочных муфт обеих колес в противоположных направлениях.
5) по окончании регулировки стяжные хомуты тщательно затягиваются.
6) для настройки развала мастера увеличивают или уменьшают количество прокладок, расположенных между осью нижнего рычага и поперечным элементом эксцентрика колеса. Чем больше прокладок, тем больше развал, и наоборот.
7) перед настройкой схождения и развала мастера тщательно проверяют надежность крепления рулевых тяг, соединений, шарниров и креплений. Если все нормально, тогда и начинается работа.
Эффекты от регулировки геометрии
Главный результат — общее улучшение управляемости машины на любых покрытиях.
Увеличивается как комфортность, так и безопасность эксплуатации автомобиля, что обусловлено эффектами:
• увеличение курсовой устойчивости машины;
• улучшение маневренности на поворотах;
• снижение риска заносов и опрокидывания;
• увеличение ресурса автомобильной резины;
• уменьшение расхода топлива автомобилем.
Закажите услугу у профессионалов
Доверяйте свой автомобиль только ответственным исполнителям. Таких вы найдете в нашей компании. Каждая машина обслуживается мастерами с опытом работы более 10 лет. Для развала и схождения используются стенды профессионального уровня, рекомендованные к применению ведущими автомобильными производителями. Оставьте заявку прямо сейчас, чтобы мы перезвонили и записали вас в автосервис в любое удобное вам время. У нас найдете низкие цены и оперативное обслуживание, а также длительную гарантию на выполняемые работы.