Cto-nk.ru

О Автосервисе доступно
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка натяжения спиц велосипедного колеса

Регулировка натяжения спиц велосипедного колеса

Спицовка и самостоятельная сборка велосипедных колес. На что обратить внимание. Совместимость

Очень краткая статья по сборке, настройке и прочему ремонту велосипедных колес для чайников.

Почему краткая? — Да потому что в интернете таких статей уже полно, и размазывать тут сопли не вижу необходимости 🙂

Что собственно хотел написать в статье:

1) замена втулки

3) правка восьмерки и яйца

Начнем с вопроса, которым я задавался за месяц до написания статьи — «а смогу ли я сам полностью собрать колесо и настроить его?» — да, сможешь!

Ничего сверхъестественного там нет, хотя, сразу можно сказать — если вам позволяют финансы, то покупайте готовое колесо, процедура сборки и главное настройки хоть и не сложная, но все же отнимает немало времени. Ну и точность настройки не будет такой как у мастера.

1) замена втулки.

Зачем это может понадобиться?

1.а) например у вас стоит втулка, в которой сильно износилась внешняя сторона насыпного подшипника, и замена по отдельности не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей.. Фух блин написал. вобщем нужно тем, у кого подшипник не меняется отдельно от втулки))

1.б) вы собрались поставить на китайский велосипед новую навеску, например от Шимано. Смотри пункт 4.

2) замена спиц.

Если вы заказываете новую втулку, рекомендую сразу же заказать и комплект новых спиц. Можно использовать и старые, но лично я, когда вытаскивал их из старой втулки, немного повредил и погнул их. Ерунда, но все же лучше ведь прямые?

При спицовке рекомендую применить сразу две подсказки — youtube и. второе колесо!

Обычно спицы делаются в «три креста», на ютубе все рассказывается как это сделать, но мне были непонятны пара моментов и я «подглядел» на втором собранном колесе.

Кстати обращайте внимание при просмотре видео, собирают колесо на 32 или 36 спиц, при некоторых методах могут быть различия.

На переднем колесе можно сразу протянуть все спицы примерно с равным усилием (но без сильного напряга!).

На заднем колесе лучше протягивать установив его в раму «вверх ногами» и настраивая зонт так, что бы обод вращался по центру рамы.

Вообще с натягом спиц надо быть осторожным. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть. У обоих действий есть и плюсы и минусы — перетянутые спицы дают лучшую передачу усилий велосипедиста колесам, но при этом могут лопнуть спицы и колесо получается более жесткое. Недотянутые спицы дают более мягкое колесо, но и часть энергии будет уходить на сгибание спиц.

Так же очень важно равномерное натяжение спиц, иначе нагрузка на них будет идти не равномерно, со всеми вытекающими последствиями. Но к сожалению сделать это «на глазок» уже не получится, нужен как минимум прибор для измерения натяжения (тензометр).

3) правка восьмерки и яйца.

Вот этот пункт самый интересный 🙂

Делал свое колесо «на глазок», но получилось очень не плохо, хотя есть еле заметные биения, выявленные приклеиванием бумажек около обода))

Как все это делается думаю вполне покажет ютуб, главное понять саму суть правки восьмерок (и яиц)) —

Ищете куда «бьёт» колесо, находите границы (я делал это так — поднося к ободу палочку и вращая колесо, смотришь в каком месте палочка касается обода — там и восьмерка),

берете одной рукой за эти спицы (либо помечаете границы чем то), а второй спицевым ключем протягиваете спицы с обратной стороны от «горба».

делайте не торопясь, по четверть, максимум пол-оборота.

Если спицы уже сильно затянуты — то отпускаете со стороны «горба».

Так же и с яйцом, находите наиболее выступающую часть колеса — протягиваете (тоже по немногу!) Если уже чрезмерная натяжка — отпускаете другую часть.

После каждой операции контрольное вращение и проверка.

И правило мастеров — сперва правится яйцо, потом восьмерка, хотя, я обычно стараюсь и то и другое исправлять понемногу, так как сильная восьмерка помешает точно исправить яйцо.

Я надеюсь перед принятием решения о замене чего либо, вы все таки дочитали до этих строк.

Что мы имеем из основных узлов на колесе, которые стоит проверить на совместимость:

  • втулка. Сразу смотрите на совместимость с а) тормозами (центр.лок или 6 болтов), б) способ крепления кассеты (звездочек) на задней втулке в) диаметр оси (бывает 9, 15, 20мм), на ашан-байках обычно стоит 9мм.
  • ротор дискового тормоза. Если у вас дисковые тормоза, то заранее убедитесь что ротор подойдет к новой втулке. Если сомневаетесь, то лучше закажите новый, этой же фирмы. Мой старый китайский на 6 болтов оказался не совместимый с шимановской втулкой (тоже 6 болтов).
  • спицы. При замене втулки убедитесь что длины спиц хватит, либо она не окажется избыточной. Расчитать длину можно в интернете.

Вспомнить сразу все мелочи и описать их тут невозможно. поэтому кому что непонятно — спрашивайте на форуме

Как заспицевать мотор-колесо

Спицовка мотор-колеса в идеале выполняется в мастерской, с использованием специального оборудования. В завершение проводится наладка и проверка собранного электроколеса на стенде – для устранения овальности и бокового биения. При желании, заспицевать колесо можно и самому, но придется запастись временем и терпением. Неправильная заспицовка может вызвать различные проблемы – от взаимного истирания спиц в местах их касания до аварийных ситуаций. Поэтому к выполнению таких работ необходимо отнестись с максимальной ответственностью.

Читайте так же:
Регулировка клапанов man d2676

Основными видами спицовки выступают:

  1. Радиальная – используется для сборки передних колес, предусматривающих установку ободных тормозов. Существенным изъяном радиальной сборки является высокая вертикальная нагрузка, испытываемая спицами. Главное преимущество данного типа заспицовки – привлекательный вид.
  2. Крестовая – практичный и универсальный тип спицовки. Смотрится не так красиво, как радиальный, но гораздо лучше реагирует на усилие торможения и вращения от втулки. При спицевании крестом даже большие нагрузки от торможения и вращения педалей переводятся на растяжение спиц.
  3. Смешанная – сочетает в себе особенности предыдущих типов, применяется гораздо реже.

Заспицевать мотор-колесо

Подготовительный этап

Чтобы заспицевать мотор-колесо, следует вначале выяснить, в какие отверстия вы будете вставлять спицы. Последовательность их установки очень важна. Необходимо заранее понять, какие спицы будут располагаться параллельно, какие – крестообразно, и через какое количество отверстий будет размещаться каждая следующая спица. Для более удобной работы стоит воспользоваться передней вилкой перевернутого велосипеда.

Также на начальном этапе следует определить требуемую длину спиц. В случае установки электроколеса спереди дела обстоят проще – на переднем колесе спицы идентичны по длине. На заднем колесе устанавливается несколько скоростей, из-за чего его центровка усложняется. Спицы здесь различны по длине и углу наклона, и для расчета их актуальной длины стоит воспользоваться онлайн-калькулятором.

Помните, на большинстве ступичных моторов эланцы под 36 спиц и обод на 32 спицы не подойдет.

Установка спиц

Если вы впервые взялись за спицовку, внимательно рассмотрите положение отверстий на ободе – они имеют небольшое смещение (наклон ) в стороны. Основной принцип спицовки: с правого фланца – в отверстия, наклоненные вправо, с левого – в наклоненные влево. На обоих фланцах есть поровну спицы 2-х типов:

  1. Хвостовые – они имеют направление противоположно вращению обода, зачастую имеют обозначение в красных тонах.
  2. Лидирующие – имеют направление по ходу вращения, обычно выполнены в синих тонах.

Установка спиц

Для заспицовки мотор-колеса понадобятся: ступичный электродвигатель, обод, спицы рассчитанной длины, втулка, ключ для спиц, отвертка. Вначале берем хвостовую спицу, вставляем ее снаружи правого фланца и направляем в наклоненное вправо отверстие обода (находящееся непосредственно за золотником). Чтобы обезопасить спицу от выпадения, ниппель закручиваем на пару оборотов. Последующую спицу устанавливаем также в отверстие правого фланца, на расстоянии 3-х отверстий после 1-ой.

Установка спиц

Далее поворачиваем колесо левым фланцем к себе. Вращаем обод вверх золотником. Продолжаем ставить хвостовые спицы. Если начальная спица стоит в 1-ом отверстии за золотником, 1-ую спицу левого фланца располагаем левее. Если же начальная спица находится во 2-ом отверстии за золотником, 1-ую спицу левого фланца устанавливаем слева от нее.

После установки всех хвостовых спиц беремся за лидирующие. Колесо размещаем правым фланцем к себе, и ставим спицы в произвольные отверстия с его внутренней части. Установив спицу, вращаем втулку по часовой стрелке, добиваясь пересечения лидирующей спицы с 3-мя хвостовыми: 2-х с внешней стороны и 3-й – с внутренней. При необходимости, спицы допускается незначительно изогнуть. Так же выполняем установку оставшихся спиц.

Настройка натяжения

Путем корректировки натяжения спиц необходимо сделать обод колеса максимально похожим на идеальный круг. Для этого:

  1. Ось электроколеса фиксируем штатными гайками. Спицы одинаково подтягиваем, поочередно подкручивая ниппели на равное количество оборотов, только не затягиваем!
  2. Ликвидируем овальность, вернее – радиальное биение из-за неравномерно затянутых спиц. Берем индикатор или обычный мелок. Его упираем в недвижимую часть электровелосипеда, оставляя зазор 1–2 мм до торца кромки обода, и приводим колесо в движение. На участках, где останутся следы от мелка, чуть подтягиваем ниппели. Для усиления натяжения спицы ниппель вращаем против часовой стрелки (глядя со стороны вхождения в него спицы). Учтите, что ниппели из алюминиевых сплавов и латуни требуют более бережного отношения – испортить резьбу на них гораздо проще, чем на стальных. Чтобы понять, из какого материала созданы используемые ниппели, воспользуйтесь магнитом – латунь и алюминиевые сплавы не магнитятся.
  3. Устраняем боковое биение. Мелок упираем в недвижимую часть сбоку обода и приводим колесо во вращение. Подтягиваем спицы, находящиеся во фланце с обратной стороны от отмеченных мелом участков. Согласно используемым на заводах допускам, отклонения обода по биению и овальности не должны превышать 1,5 мм, а использование специального стендового оборудования позволяет снизить их до 0,5–1 мм.

Настройка натяжения спиц

Спицы нужно натягивать «до звона», от этого зависит надежность электровелосипеда и безопасность его использования. В процессе эксплуатации велосипеда с электроприводом спицы следует периодически подтягивать – как минимум, ежемесячно. Если же вы используете свой электровелосипед для катания по пересеченной местности, проверять и регулировать натяжение спиц необходимо еще чаще. Дополнительная проверка необходима после каждого существенного удара обода.

О том, где и как лучше хранить персональный электротранспорт, читайте здесь.

Как подготовить велосипед к летнему сезону катания

Наступает сезон очередных покатушек и пришло время достать велосипед, проверить его, сдуть пыль, смазать и вперед – покорять новые километры дорог и получать удовольствие и укреплять здоровье.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора к 135 провал

Если железный конь был правильно подготовлен к длительному зимнему перерыву, если хранился всю зиму в квартире, теплом гараже или складе – то делать особенно ничего не нужно. Расконсервировать его будет просто. Нужно проверить все детали и узлы, смазать цепь, другие места, о которых поговорим ниже, накачать колеса, подтянуть тросики и все готово.

Если байк хранился в неотапливаемых помещениях, на балконе – работы будет по больше.

Рассмотрим, что нужно делать с каждой частью велосипеда.

Первое, как только достали велосипед – протрите его от пыли. Имеется ввиду все детали: раму, колеса, руль, седло и т.д. Все-таки приятнее работать с чистым велосипедом.

Проверяем раму велосипеда

Самое главное, осмотрите внимательно раму – нет ли на ней трещин, сильных вмятин или глубоких царапин. Трещины могут в любой момент привести к поломке и травмам в поездке, поэтому такой осмотр желательно делать регулярно и в течении всего сезона.

Трещины в велосипедных рамах

Если велосипед со стальной рамой и обнаружена трещина – идите к знакомому сварщику или в автосервис, они заварят ее.

Для алюминиевой рамы, любой сварщик уже не поможет, нужен специалист по сварке алюминия, который просто так не варится.

Если в карбоновой раме велосипеда есть глубокие трещины, расслоения или сильные вмятины, на мой взгляд, лучше с ремонтом не связываться. Хотя есть специалисты, утверждающие, что починят любую раму, но я бы не стал рисковать – ездить то на нем самому. Есть желание попробовать и рискнуть – ну это право каждого.

Про велосипед с титановой рамой говорить ничего не будем. Я не встречал в интернете историй о треснутых рамах из титана и сам ни разу такого не видел.

Стальные рамы осмотрите на предмет появления ржавчины, особенно если байк провел зиму во влажном помещении или мог подвергнуться воздействию воды. Если нашли ржавчину – лучше сразу удалите ее и закрасьте это место, для исключения ее появления в будущем.

Колесо

Проверьте, как оно закреплено в дропах и как крутится. Возьмите колесо руками за края и, покачивая его поперек продольной оси, проверьте отсутствие люфта.

Проверка и устранение люфтов на колесах велосипеда

При кручении колесо не должно скрипеть, стучать, биться о раму, вилку или другие части велосипеда. Оно должно крутиться строго в продольной плоскости, без «восьмерки», свободно, без заеданий и тихо.

Если во втулках слышны посторонние скрипы, возможно, ее нужно почистить и смазать. Делать это самому, при отсутствии знаний и опыта, я бы не советовал. Тут лучше обратиться к специалистам в сервис или купить новое колесо.

Как проверить спицы в колесе

Проверка натяжения спиц в колесе велосипеда пальцами рук

Если колесо без «восьмерки», все спицы натянуты и звучат при их «переборе» одним чистым тоном – все нормально.

Лучше всего проверить звучание спиц следующим образом.

Поставьте байк на руль и седло, выключите все внешние звуки и аккуратно, не очень сильно, стукните чем-то железным (гаечным ключом, отверткой) в центр каждой спицы и слушайте звук.

Если спица имеет низкий и глухой звук – она ослабла и ее нужно подтянуть.

Если же наоборот, спица звучит высоко – она перетянута и может лопнуть. Такую спицу нужно ослабить до получения такого же, как у остальных звука.

Если Вы не отличаете ноты друг от друга или чувствуете, что медведь все же «немного потоптался по ушам в далеком детстве» – лучше сразу езжайте в велосервис или воспользуйтесь вторым способом: Нужно аккуратно сжимать пальцами две смежные спицы (по однотипным парам) и смотреть, как они натянуты. Если какие-то пары спиц сжимается не так, как остальные — колесо нужно перетягивать.

Для натяжки спиц используйте специальный спицевой ключ. В детстве мы использовали велосипедный гаечный ключ или плоскогубцы.

Ну а вообще, для любителей точных наук, можно использовать для проверки натяжения спиц специальные инструменты – тензометры, которые бывают как механические, так и электронные.

Тензометры для проверки натяжения спиц и ключи для их натяжки

Осмотрите покрышки и камеры

Тут важно, чтобы на покрышках не было трещин.Трещины на велосипедных покрышках

Если велосипед при хранении стоял на колесах и они спустились, то, скорее всего, на покрышках появились трещины. Опять же, перепад температур в помещении, где хранился байк, не очень хорошо влияет на сохранность велорезины.

Внимательно осмотрите покрышку, чтобы из нее не торчало никаких проволочек, если есть трещины или покрышка явно слишком старая – меняйте ее на новую.

Разбирать колесо, чтобы осмотреть камеру – конечно лень, поэтому просто накачайте его чуть сильнее, чем обычно, но не выше чем максимально возможное давление, указанное на покрышке, и оставьте на некоторое время. Посмотрите, не очень ли сильно колеса спускают воздух. Если нет, с камерой все нормально.

Накачайте ее до того давления, которое нужно.

Да, не забудьте проверить нипели – не перекошены ли они и не травится ли через них воздух. Для этого просто поплюйте на палец и смажьте слюной сам нипель и посмотрите не появляются ли пузырьки воздуха.

Еще один нюанс с резиной. Если чувствуется, что покрышка за зиму задубела, для ее размягчения можно на тряпочку выдавить сок половинки лимона и протереть шины (только чистую резину). Лимонная кислота размягчит задубевшую покрышку и улучшит сцепление с дорогой.

Читайте так же:
Регулировка тормозных лент вом мтз

Как приготовить трансмиссию

Трансмиссия – это звезды системы (передние), кассеты (задние звезды), цепь, переключатели.Трансмиссия на велосипеде

Пощелкайте манетками переключения передач, чтобы проверить, как работает переключение скоростей, не заржавели ли тросики. Если при хранении велосипед подвергался перепадам температур или сырости, то тросики могут покрыться белым налетом. Их можно снять и залить в рубашки WD40.

Проверьте работу механизмов переключения скоростей. Посмотрите на состояние роликов заднего переключателя. Обратите внимание на то, что цепь не должна касаться скобы заднего переключателя, а само переключение было плавным и четким.

Посмотрите, чтобы на переключателях не было грязи и ржавчины. Если обнаружили её – удалите.

Цепь – если цепь изношена и при постановке велосипеда на хранение, Вы не заменили ее, то придется проделать эту операцию перед новым сезоном. Как проверить износ цепи — описано в статье «Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи».

Как смазывать цепь расказано в статье «Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь» и поэтому здесь мы повторяться не будем.

Прокрутите педали и послушайте цепь. Она не должна скрипеть и издавать непонятные звуки. Должен звучать тихий «шелест» или «стрекот» .

Проверка и подготовка тормозов.

Рассмотрим подготовку тормозов их по основным типам

Как проверить вибрейки (V-brake) .

Здесь все просто.

  1. Проверьте тормозные колодки – если они сильно изношены, обычно, если более чем на 2/3, лучше сразу заменить на новые. На самих колодках обычно есть контрольные пазы. Если их уже плохо видно – меняйте колодки на новые. Обратите внимание на то, чтобы они отходили от колеса на одинаковое расстояние и прикасаться к нему одновременно при нажатии на ручку тормоза.
  2. Так же как и с тросиками трансмиссии проверьте, не заржавели ли они. Можно дунуть WD40 в рубашки с тросами даже не разбирая их. Концы всех тросиков должны быть в колпачке, чтобы он не «лохматился». Если видите, что с тросиками не так, лучше замените их на новые.
  3. Проверьте, как работают тормоза при нажатии на ручки. Если большой свободный ход – подтяните тросики. Обратите внимание на то, что ручка при нажатии не должна касаться руля. Со временем возвратные пружины на тормозных рычагах ослабевают и их так же необходимо подтягивать.Правильное и неправильное положение ручки тормоза при нажатии не неё
  4. Проверьте, не повело ли колесо на восьмерку. При обычном хранении это не произойдет, но если колесо имело «восьмерку» в предыдущем сезоне и Вы ее не заметили, то теперь точно заметите. Приподнимите велосипед, крутаните колесо и проверьте, не бьются ли колодки об обода. Нажмите на тормоз и посмотрите, как колодки прилегают к ободу и как вообще работают. Наверное, излишне напоминать, что кататься на велосипеде при неработающих тормозах – прямая перспектива оказаться на больничной койке. Контрольная борозда для вибрейк тормозов
  5. Посмотрите, насколько изношены обода. Если на ободе есть контрольная борозда, то по ней можно оценить его изношенность. Если она хорошо просматривается – обод нормальный, если уже плохо – обод износился и пора менять колесо.

Проверка и подготовка к сезону дисковых тормозов

При проверке дисковых тормозов нужно так же выполнить пункты 1-3, как и при проверке вибрейков.

Толщина колодок должна быть как минимум более 1 мм, если тоньше – меняйте их.

Далее проверьте ротор, он должен быть ровным и при вращении колеса не должно быть никакого биения. Смотрите, чтобы пружинки, которые разжимают колодки не касались места контакта с диском.

Дополнительные моменты при подготовке гидравлических дисковых тормозов

Если на велосипеде установлены гидравлические дисковые тормоза, внимательно посмотрите, нет ли подтеков тормозной жидкости. Если с гидравликой есть проблемы лучше сразу обращаться в сервисные центры. Их ремонт требует специальных знаний и оборудования.

Если байк хранился в подвешенном за переднее колесо состоянии, в тормозную систему мог попасть воздух. Если в помещении для хранения было сыро, то тормозная жидкость могла вобрать в себя влагу. Если так, то нужно будет делать прокачку системы.

Учтите, что нажимать на ручки тормоза гидравлических тормозов при перевернутом вверх ногами велосипеде нельзя, так как в гидролинию могут попасть пузырьки воздуха и придется, опять же, прокачивать всю систему.

Ножные или барабанные тормоза

Самые простые и надежные. Просто проверьте — работают или нет.

Если работают все в порядке, если не работают – скорее всего, придется менять все заднее колесо. Хотя случаи, когда они перестают работать – большая редкость.

Менять только заднюю втулку или перебирать ее – не очень простая операция и не каждый сможет это сделать самостоятельно. При этом нужно снимать спицы, потом ставить и натягивать их снова – часто проще купить новое колесо.

Проверка шатунов и педалей.

Проверьте, что бы на шатунах и педалях не было люфтов ни в продольной, ни в поперечных плоскостях. Вращаться они должны плавно, без рывков, не скрипеть. При необходимости смажьте их.

Седло

Прежде всего посмотрите на надежность крепления седла и его настройку. Особенно это касается детских велосипедов. Ведь ребенок за зиму немного подрос, и кататься на неотрегулированном велике ему будет не удобно.

  1. Самое главное проверьте положение руля. Он должен быть строго перпендикулярен переднему колесу.
  2. Удостоверьтесь, что он поворачивается плавно, и при этом нет никаких люфтов, хорошо ли затянуты болты крепления выноса руля, рулевой колонки. Руль не должен двигаться в креплении на выносе.
Читайте так же:
Регулировка форсунок коммон рейл бош

Если руль крепиться в выносе 4-мя болтами (часто это на детских и подростковых моделях), то их лучше подкручивать по очереди, по диагонали, как показано на рисунках.

Амортизационная вилка

Проверьте, как она работает вообще – слегка «попрыгайте» на ней.

Для любой вилки нужно обильно смазать ноги, не забыв их представительно протереть от пыли, смазкой (можно силикатным или тефлоновым спреем) и опять же «попрыгав» на ней.

Её обслуживание зависит от типа вилки. У пружинных и пружинно-эластомерных нужно промазать зазор между ногами и штанами. У масляных и воздушно-масляных нужно 1-2 раза в год менять демпфирующее масло, воздушных — подкачивать давление воздуха.

Если обнаружились какие-либо проблемы лучше сразу обращаться в веломастерскую.

Болты и гайки

В заключении рекомендуем проверить и подкрутить все болты, гайки, эксцентрики, чтобы они не болтались и не имели никаких люфтов.

В конце для проверки возьмете велосипед двумя руками за руль и седло и потрясите его. Если он не издает никаких лишних звуков, щелчков, скрипов – значит все подтянуто и ничего не болтается.

Если Вы все проверили и считаете, что все отлично – катайтесь. Если есть сомнения лучше обратиться в веломастерскую и пусть там все проверят и подстроят.

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Спицы соединяют между собой втулку и обод, удерживая его и одновременно равномерно распределяя нагрузку на последний и передавая обратно ударные нагрузки от дороги через втулку с осью — на раму. Для соединения на одном конце спицы имеется крючок с головкой, а на другом — накатанная резьба (нарезанная очень бы ослабила спицу). К тому же, спицы в колесе расположены не по радиусам, а по касательным к втулкам, чтобы они, в основном, работали на растяжение.

Совсем не факт, что даже у новых колёс все спицы будут натянуты как положено, особенно у относительно дешёвых моделей. Но даже если в этом плане всё нормально, то после обкатки, наверняка, придётся подтянуть спицы. И если регулировка натяжения спиц — относительно простая работа, то зачастую случаются неприятности и посерьёзнее, и при их устранении без протяжки спиц не обойтись.

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Самым распространённым повреждением колёс, после проколов, являются «восьмёрки» — торцевой изгиб обода (местное отклонение от плоскости вращения) при резком наезде на препятствие или вследствие ослабления спиц при длительной эксплуатации без их подтяжки. Визуально это обнаруживается «вилянием» колеса при вращении (циклоидная кривая крайней точки изгиба при виде сверху выписывает узкую «восьмёрку»), Нередко часть обода отклоняется (изгибается) настолько, что начинает задевать за тормозные колодки (или при отсутствии тормоза, покрышка -за перо вилки) и препятствовать вращению колеса.

Есть несколько несложных способов спасти колесо. Самый простой — выправить полученную «восьмёрку» что называется «через колено». Много раз применял я эту народную технологию.

Перевернув велосипед и установив его на землю, оперев на руль и сиденье, потихонечку прокручиваю колесо и нахожу самое выпуклое (отклонённое) место. Ещё лучше произвести поиск этого места с помощью кусочка мела: только теперь колесо надо раскрутить побыстрее, а мел медленно приближать со стороны пера вилки (сбоку) к ободу до «чирка» — места их соприкосновения. Подставляю сюда колено, а руками захватываю покрышку с ободом слева и справа и с усилием выпрямляю. Снова прокручиваю и если обнаруживаю ещё выпуклость, то опять выправляю. Обычно нескольких таких манипуляций достаточно, чтобы кривизна обода уменьшилась, и колесо уже входило в вилку с боковыми зазорами, не задевая перьев при вращении. После такого ремонта ездить на велосипеде уже можно, но не очень приятно: кажется, что колесо как бы болтается на оси, а на большой скорости даже начинается тряска руля.

Чтобы выправить «восьмёрку» полностью («в круг»), придётся использовать другой способ — перетяжку спиц с учётом появившейся кривизны обода. Следует прокрутить колесо и наметить самые выпуклые точки обода. Затем здесь ослабить наружный ряд у двух-четырёх ближайших спиц, а на внутренний ряд — натянуть на один оборот ниппеля. Постепенно ослабляя-подкручивая соответствующие спицы, можно добиться достаточной ровности (плоскости) обода, не разбирая колеса.

После нескольких подобных ремонтов или неудачного «приземления» возможно радиальное смещение обода и появление овальности («яйца).

Для выявления овальности велосипед также переворачивают и кусочком мела, приближая его от коронки передней вилки при медленном прокручивании колеса, определяют овальность. Для её устранения следует поослабить во впадине и натянуть в выпуклом месте все спицы. Затем всё равномерно подтянуть до нормы. Ещё надо сильно сжать попарно все спицы в левом и правом ряду и снова протянуть ослабленные.

В итоге получится практически круглое колесо.

Перед очередным весенне-летним сезоном следует провести «юстировку» колёс с «голым» ободом, а при необходимости и более тщательную рихтовку.

Самый сложный ремонт колеса -его полная разборка и последующая сборка. На коленке такой ремонт не сделать. Для точности потребуется сборочное приспособление. Простейший кондуктор изготавливается на подходящем листе фанеры или древесно-стружечной плите. В центре сверлится отверстие по диаметру оси колеса.

Читайте так же:
Регулировка медогонка медуница 8 рамочное автомат

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Варианты ободьев из стальной ленты:
1 — для покрышки с проволочным бортом;
2 — коробчатого сечения;
3 — без внутренних полостей

После полной разборки колеса (снятия всех спиц) проводится рихтовка обода «на крутость» путём подгонки линии обода с ровной начерченной окружностью на поверхности листа. Хорошо отрихтованный обод должен быть абсолютно круглым и плоским.

При дефектации спиц следует обратить внимание на состояние резьбы, антикоррозийное покрытие и износ шейки крючка.

Для облегчения работы резьбу спиц и части обода в местах соприкосновения с шайбами ниппелей (вокруг отверстий) смазывают консистентной смазкой или машинным маслом.

Сборка начинается с заполнения спицами корпуса втулки в «ритме» головка слева (снаружи) — головка справа (изнутри). Здесь надо обратить внимание на следующее: если отверстия во фланцах втулки имеют зенковку с одной стороны, то головка спицы должна находиться с противоположной стороны — зенковка предназначена для изгиба спицы. К тому же, при внимательном рассмотрении втулки нельзя не заметить, что отверстия на фланцах втулки под спицы смещены относительно друг друга на полшага.

Затем втулка с осью прикручивается в центр приспособления, спицы распределяются по четырём будущим рядам, ставится голый обод.

При наборе первых девяти спиц необходимо вставить их в соответствующие отверстия обода (в те, которые смещены к фланцу, куда вставлена спица). Спицу следует прикрутить к ниппелю, соседствующему с вентилем (или при его отсутствии — с отверстием под него). Забегая вперёд, отмечу, что финишная спица последнего ряда должна расположиться по другую сторону от вентиля и не пересекаться с лидирующей спицей. Иначе будут трудности при подсоединении к вентилю насосного шланга.

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Колесо на стапеле:
1 — обод; 2 — втулка; 3 — координирующая опора (4-6 шт.); 4 — центрирующая втулка (2 шт.); 5 — широкая шайба; 6 — крепление колеса к стапелю (болт М8 с гайкой и шайбой); 7 — крепление опоры к стапелю (шуруп, комплект); 8 — стапель (ДСП или многослойная фанера)

При первом наживлении резьбовых ниппелей следует чётко определить направление и «ритм» спицовки колеса. Например, в заднем колесе обычного взрослого велосипеда — 36 спиц. Делим на четыре ряда — получается по девять спиц в ряду. Первый нижний наживляется через три отверстия на четвёртое. Второй ряд — в противоположную сторону, начав со среднего пустого отверстия и далее во все средние. Третий ряд — в одном направлении со вторым рядом в свободное по ходу отверстие и далее. Четвёртый, последний верхний ряд имеет направление, одинаковое с нижним первым. «Спицуется» он в оставшиеся отверстия обода.

Традиционный набор принято называть полутангенциальным, когда направление спиц приближается к касательной к фланцу втулки. Такое их положение делает колесо более жёстким по отношению к моменту вращения (и торможения). Большинство колёс собирается в три «креста» (но могут быть и в два, и в четыре, и даже в пять). Это означает, что каждая спица пересекается с тремя другими, идущими с того же фланца втулки.

Остаётся лишь равномерно подтянуть все спицы. Делать это следует вразнобой, и не спешить. Если концы спиц выступают из ниппелей внутрь обода, то их необходимо подпилить.

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Подготовленное колесо снимается с приспособления и ставится в вилку велосипеда.

Теперь, если сломался обод (а такое, к сожалению, тоже случается) или износилась втулка, смело покупайте новые, разбирайте колесо и заменяйте.

Возможна замена в колесе штатной втулки или обода на «неродные». Тогда возможно несовпадение количества отверстий под спицы у обода и втулки. Не страшно. Просто будет меньше спиц и немного собьётся «ритм» «спицовки». Запаса прочности обычно хватает.

Нередки случаи конструирования техники с велосипедными колёсами, когда требуется усиление втулки или обода (или той и другого). Тогда вытачивается новая расширенная втулка. Фланцы под крепление спиц тоже увеличиваются в диаметре — его можно прикинуть, примерив к обычному ободу штатную спицу или начертив несложный чертёж. Колёса тележки с уширенной втулкой и на обычных шариковых подшипниках качения (а не штатных, без обойм) будут надёжнее и прослужат дольше. Подобные колёса применяются и при изготовлении такого экзотического экотранспорта, как веломобили и велорикши.

В случае больших втулок в комбинации с ободьями небольшого диаметра, используют меньшее количество «крестов» (не более двух), чтобы избежать изгиба спиц у ниппеля.

Мотоциклетные и мопедные колёса устроены подобным образом, поскольку и то и другое — есть «производное» от велосипедов, только с двигателем. А потому и ремонт их идентичен.

Правка велосипедных колес: как убрать восьмерку, яйцо на колесе

Деформации обода:
а — обод без деформаций; б — «восьмёрка» (часть обода уходит за плоскость вращения); в — «яйцо» (обод не круглый — часть его вогнута или выпукла, или то и другое); г — «зонт» (середина обода смещена относительно середины втулки, обычно это результат неправильной сборки колеса)

Устранение деформаций обода без полной разборки колеса:
а — исправление «восьмёрки»; б — устранение «яйца»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector