Cto-nk.ru

О Автосервисе доступно
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка рабочих органов асфальтоукладчиков

Регулировка рабочих органов асфальтоукладчиков

  • Продукция
  • О компании

Принцип работы асфальтоукладчика

Асфальтоукладчик – спецтехника, без которой невозможно уложить новое дорожное полотно. Она применяется для благоустройства автомобильных и пешеходных улиц в городах, на строительных объектах, площадках аэродромов, на территории промышленного предприятия.

Ассортиментное предложение отечественных и зарубежных производителей позволяет подобрать оптимальные по ширине рабочей поверхности укладчики. Их выбор действительно широк и возможно работать с моделями для стесненных городских условий или с магистральными укладчиками, чья ширина позволяет одномоментно формировать сразу две полосы движения на дорогах общего пользования.

Главные функции спецтехники:

укладка асфальтобетонного полотна;

уплотнение смеси;

распределение материала ровным слоем.

В большинстве случаев для эффективного технологического процесса асфальтоукладчик функционирует на объекте вместе с грузовиком, который обеспечивает поставку смеси из саморазгружающегося кузова. Конструкция и технические параметры спецтехники оптимально адаптированы для максимального уплотнения дорожного полотна за один проход. Чтобы понять принцип работы асфальтоукладчика, рассмотрим подробнее каждый этап укладки полотна.

Как работает асфальтоукладчик: основные стадии укладки дорожного полотна

Укладка нового дорожного полотна осуществляется в три этапа по одной из схем – в разбежку, звеньями с двумя или тремя асфальтоукладчиками. Основные элементы конструкции, отвечающие за выполнение задачи – трамбующий брус, регулировочный винт, шнек для распределения смеси, рама, силовой механизм, ходовая часть, бункер с питателем. Именно от их функциональности и возможностей зависит, как работает асфальтоукладчик.

На первой стадии бригада проводит подготовительные мероприятия, выставляет уровень и параметры. После появления грузового самосвала начинается подача асфальтобетонной смеси, формирование слоя, его разравнивание и уплотнение. Перед началом нового цикла необходимо проверить результат работы на отсутствие неровностей, исправить ошибки. Их игнорирование приведет к развитию больших проблем, чье решение в дальнейшем может существенно повлиять на затраты финансовых средств и временных ресурсов. Ведь легче исправить маленькую оплошность, чем потом трудится над коррекцией большого промаха.

Второй этап начинается с установки асфальтоукладчика и грузового самосвала на исходную позицию. На черновое полотно щебенки опускают лыжу и плиту. Водитель, используя электрические механизмы, измеряет и отмечает уровень поперечного уклона и толщину будущего полотна. Выполняется настройка датчиков.

Начало третьего этапа начинается с подачи сигнала водителем асфальтоукладчика. Грузовой самосвал задним ходом подъезжает к месту выгрузки, и черновой щебень перемещается в бункер. Для полного расхода асфальтобетонной смеси конструкция укомплектована складывающимися вставками. Вот, по сути, и весь принцип работы асфальтоукладчика. Как работает асфальтоукладчик далее?

Оператор запускает рабочие органы.

Первая партия асфальтобетонной смеси распределяется на подготовленной поверхности.

Бригада с помощью лопаты разравнивает насыпь.

Спецтехника двигается с минимальной скоростью, виброплита и вибробрус предварительно уплотняют материал.

Асфальтоукладчик имеет максимально продуманную конструкцию и габариты, предназначенные для эффективного уплотнения дорожного полотна. От качества исполнения механизма зависит, насколько долго прослужит новое дорожное полотно, будет ли оно устойчиво к неблагоприятным погодным факторам. Функциональность транспортного средства влияет на комфорт и точность управления.

Современные модели асфальтоукладчиков отличаются применением для их разработки и производства инновационных наработок ученых. Дополненные лучшими комплектующими, системами управления, мощными двигателями и исходными материалами с высоким запасом прочности, они становятся надежной, функциональной техникой, чьи возможности сохраняются даже после длительной эксплуатации.

Как асфальт уложишь, так он и будет служить. Устройство и работа асфальтоукладчика

Асфальтоукладчики — первая и основная спецтехника, которая используется при создании дорожного покрытия. Зачастую они отличаются высокой производительностью. Некоторые модели асфальтоукладчиков могут за час уложить материала больше, чем произведет асфальтобетонный завод.

В Украине твердое покрытие подавляющего числа дорог, тротуаров, автостоянок и парковок, дворовых площадок – из асфальтобетона. Хоть по соотношению компонентов и составу этот материал отличается от природного, его часто тоже называют асфальтом. О строении автомобильной дороги, технологиях укладки асфальтобетона ЗАПОВНЮВАЧІ уже писали в статье «Нужно быстро освоить современные технологии асфальтирования”.

Асфальтоукладчик Bomag BF 800 C — тяжелая машина для больших проектов.

Ответственная операция асфальтоукладка

Дорога получится гладкой, ровной, прочной, сможет выдержать большие нагрузки и прослужит долго, только если асфальт уложен правильно, а это значит:

  • Смесь имеет однородный состав, без комков.
  • Температура и плотность на момент уплотнения катками не ниже, чем установлено нормативами.
  • Слой не имеет волн и перепадов плотности.
  • Температура укладки стабильна, без перепадов по длине ковра.
  • Боковые стороны полосы ровные.

Соблюдение этих условий зависит от того, правильно ли выбран метод укладки и как справляется со своими задачами специализированная техника.

Асфальтоукладчики: между самосвалом и дорогой

Что такое асфальтоукладчик? Как становится ясно из общего названия, это машина для укладки верхних слоев дороги – асфальтового покрытия. Главная его задача – уложить горячий асфальтобетон правильно, чтобы он мог выдержать вес тяжелых катков при окончательном уплотнении и выравнивании.

Асфальтоукладчик CAT.

Как работает асфальтоукладчик ? Рассмотрим этот вопрос более подробно. Общее строение машины разработала фирма Barber Greene (США) еще в 1932 году. За 88 лет устройство и работа асфальтоукладчика принципиально не изменились.

Читайте так же:
Схема и регулировка сцепления ваз 2107

Типы асфальтоукладчиков

Прицепной работает только в сцепке с самосвалом. Сначала его готовят: устанавливают требуемую ширину и толщину асфальтового слоя, прицепляют к автомобилю. В самосвал загружают асфальт, и тот едет к месту работ. Там поднимает кузов, и пересыпает материал в бункер укладчика. Затем неспешно движется по дороге, а прицепленный сзади укладчик укладывает асфальтобетон. Когда смесь заканчивается, агрегат перецепляют к другому самосвалу. Теперь этот автомобиль выгружает асфальт в емкость укладчика, и цикл повторяется. Достоинство такого способа – в простоте. Но есть и недостаток – за время остановки на смену самосвала смесь на дороге успевает остыть. На стыке нового (горячего) и остывшего асфальта возникает шов. Там полотно разрушается быстрее, чем на сплошной полосе.

Полуприцепные асфальтоукладчики – это навесное оборудование к тракторам и грейдерам. Их производительность выше, чем прицепных, потому что не теряется время на смену тягача. Однако и они прекращают укладку, пока принимают материал из самосвала.

Самоходные асфальтоукладчики работают непрерывно. Поэтому высокопроизводительны и делают хорошее качество покрытий.

Устройство асфальтоукладчика

Теперь рассмотрим, из чего состоит асфальтоукладчик и как взаимодействуют его части.

Гусеничный асфальтоукладчик Bomag.

По типу ходовой части машины делятся на гусеничные и колесные. Из-за большой опорной площади давление гусеничных на дорожное покрытие небольшое. Они могут укладывать полотно значительной ширины и выполнять огромные объемы работ. Применяются на больших по площади объектах (загородных автодорогах, аэродромах).

У машин с колесным шасси ширина захвата меньше. Они за один проход создают не более двух полос движения. Их легче перегнать или перевезти с одного места работы на другое. Такие машины чаще применяют в городах.

В передней части асфальтоукладчика установлен бункер , в который тот принимает материал. На больших машинах применяют конвейер-перегружатель; он исключает колебания скорости движения при подходе и отходе самосвалов. Для стабильности процесса асфальтоукладки по американской технологии может применяться перегружатель асфальтобетонной смеси.

Из него материал в бункер асфальтоукладчика подается при помощи поворотного конвейера. Также возможен вариант, когда смесь из самосвала высыпается на дорогу продольным валиком, а затем при помощи подборщика поднимается в бункер. Чтобы ширина бункера не препятствовала перевозке, асфальтоукладчики часто делают с раскладными бортами.

Далее смесь при помощи скребковых или пластинчатых питателей подается в шнековую камеру . Там она двумя шнеками – правым и левым – равномерно распределяется по ширине укладки. Скорость и направление вращения шнеков можно менять. Это позволяет не только регулировать подачу, но и перемешивать смесь, делать ее более однородной.

Следует отметить, что название «шнековая камера» несколько условное. На самом деле это короб, у которого вместо днища – дорога. А шнеки работают непосредственно в призме асфальтовой смеси, насыпанной питателями: равномерно ее распределяют по ширине укладки.

Можно ли изменить ширину асфальтоукладки?

Очевидно, что общая длина шнеков должна такой же, как и ширина укладываемой полосы. Но бывают случаи, когда надо увеличить ширину укладки. Не покупать же ради этого другую машину! Ответ на вопрос, можно ли регулировать ширину асфальтоукладчика , положительный.

Производители большинства современных асфальтоукладчиков предлагают другое. Они создают технику с запасом мощности и прочности, достаточным для того, чтобы решить задачу с помощью дополнительных секций – уширителей. Сами же их и выпускают.

Уширители механически прикрепляются к выглаживающей плите. Это простое и надежное решение. Но некоторые асфальтоукладчики снабжают гидравлическими раздвижными уширителями. Конечно же, это дороже, чем в стандартной комплектации. Но, зато не требует времени на остановку и переоборудование. Такой вариант особенно полезен, если ширину укладки приходится менять по нескольку раз за смену.

Гусеничный асфальтоукладчик Ammann 700-3 с уширителем.

Подготовленный асфальтобетон попадает под рабочие органы — трамбующий брус и выглаживающую плиту . Брус придает асфальтобетону необходимую для последующей укатки прочность. А плита выравнивает и дополнительно уплотняет. Иногда брус и плиту снабжают устройствами, которые заставляют их вибрировать с амплитудой 3-8 мм и частотой от 30 до 70 Гц. Кроме того, плиту оснащают подогревателями – газовыми или электрическими. Это повышает качество уплотнения и выравнивания уложенного слоя. Естественно, уширение шнековой камеры не имело бы смысла, не будь и других уширителей – для брусьев и плит. Конструкторы предусмотрели и это. Благодаря уширителям мощные машины могут сразу укладывать дорожное полотно шириной до 18 метров.

Существуют и безбункерные асфальтоукладчики . Одни с помощью откосников, вертикальных щитков формируют валики из материала, предварительно уложенного на основание дороги. Другие обходятся без формирующих приспособлений. В последнем случае валик материала раскладывается по дороге специальным распределительным устройством, прицепленным к самосвалу. Общий недостаток безбункерных асфальтоукладчиков – трудности со строгой дозировкой материала.

Безбункерный асфальтоукладчик.

Управление асфальтоукладчиком

Следующий вопрос: как управлять асфальтоукладчиком ? За последние годы в этом процессе автоматика и телематика все более принимают на себя функции, которые раньше выполняли люди. Автоматические системы обеспечивают соблюдение поперечных и продольных уклонов машины и ее рабочих органов. Электроника поддерживает скорость и направление движения машины, скорость и направление вращения шнеков, регулирует количество смеси в шнековой камере, толщину укладываемого слоя, поддерживает постоянную температуру выглаживающей плиты. Следит за состоянием двигателя, гидросистемы машины и многими другими параметрами. Благодаря этому оператор может сосредоточить больше внимания на управлении движением асфальтоукладчика и его взаимодействием с другими машинами. Такая компьютеризация продиктована не альтруизмом. Интеллектуальные системы позволяют лучше произвести укладку асфальтобетона в соответствии с возросшими требованиями к ровности и текстуре поверхности покрытия.

Читайте так же:
Как регулировка муфту сцепления на ваз 2109

Именно на поле автоматизации и компьютеризации сейчас идет основная борьба между производителями.

Кабины имеют далеко не все модели асфальтоукладчиков . Чаще – над креслом оператора просто устанавливают тент. Кресло защищено от вибрации. На пульте управления – кнопки выбора режимов, жидкокристаллические дисплеи, световые индикаторы. Некоторые тяжелые модели имеют слева и справа два равноценных поста управления или возможность перемещать один пост к одному или другому борту.

Асфальтоукладчик: технические характеристики — основное на что обращают внимание при его выборе. Асфальтоукладчики разных фирм различаются по типу приема смеси (бункерный, безбункерный), объему бункера, мощности мотора, скорости передвижения, массе, габаритам, ширине, толщине укладываемого слоя, скорости укладки. Последние три показателя непосредственно связаны с производительностью.

Производительность асфальтоукладчика

Показатель количества материала, который машина может уложить за час, объективно связан с ее габаритами и массой. Кроме того, важно понимать сколько весит асфальтоукладчик . Эта информация необходима, потому что вес асфальтоукладчика нужен, чтобы определить, как и на чем доставить его к месту работ.

Мини-асфальтоукладчики весят до 6 т. Их, как правило, применяют в городах для укладки полотна шириной от 1 до 3,5 м. Производительность не превышает 250 т в час.

Асфальтоукладчик Ammann AFT 200-2, вес 5,9 т, максимальная ширина укладки с уширителями — 3,1 м.

Масса асфальтоукладчиков среднего класса – от 6 до 10 т. Производительность 250-700 т в час. Ширина укладываемой полосы достигает 5 м.

Тяжелые асфальтоукладчики весят более 10 т, ширина покрытия – от 3 до 12 м, а производительность – 700 – 850 т в час. Нужны при строительстве автомагистралей І и ІІ категорий.

Как можно определить производительность асфальтоукладчика исходя из класса модели.

Обеспечить надежную работу асфальтоукладчиков, их гидравлических систем позволяют современные силовые установки и трансмиссия. Как правило, инженеры создают машины с достаточным запасом мощности. Именно это и позволяет технике эффективно использовать основное и дополнительное оборудование, в частности – уширители, о которых сказано выше.

Асфальтоукладчики комплектуются дизельными моторами, которые независимо от марки и мощности отвечают современным стандартам по выхлопу. Они оснащены электронными системами, которые контролируют обороты, нагрузки, расход топлива, не допускают длительного холостого хода. «Умная техника» выбирают оптимальные режимы работы трансмиссии, гидравлических исполнительных механизмов. Это обеспечивает минимальный расход топлива на работу асфальтоукладчика.

Чтобы сделать окончательный выбор, надо знать, сколько стоит новый асфальтоукладчик . Подобно другим строительным машинам асфальтоукладчики довольно дорогие. Например, цена компактного гусеничного CAT АP255E выше 4,5 млн. грн. Он укладывает полосу шириной от 1,4 до 3,4 м и толщиной от 10 до 200 мм. Скорость укладки – 33 м/мин. Тяжелый Bomag BF 700 C-2 стоит около 10 млн. грн. Под стать и производительность – 700 т в час. Машина укладывает полосу шириной от 2,5 до 9,0 м со скоростью 25 м/мин. Толщина слоя – до 300 мм.

Новый универсальний асфальтоукладчик Bomag BF 700 C-2 стоит порядка 10 млн грн.

Но всегда надо знать, что эффективная эксплуатация асфальтоукладчиков возможна только при слаженной работе всех участников технологического комплекса – асфальтобетонного завода, самосвалов, и конечно же – сотрудников.

Укладка горячей асфальтовой смеси на необходимую ширину с соответствующей градацией , страница 6

Разравнивающий брус, буксируемый тяговым устройством асфальтоукладчика, устанавливает толщину асфальтового слоя и предопределяет первоначальную структуру нового покрытия. Кроме того, за счет своего веса и вибрации разравнивающий брус придает некоторую степень плотности укладываемому материалу. На Рис 15-12 изображены разравнивающий брус и тяги.

В начале 1930 годов была разработана концепция свободно плавающего разравнивающего бруса асфальтоукладчика. Эта концепция позволяет разравнивающему брусу, присоединенному к тягачу только в одной точке с каждой стороны машины, усреднять изменения спусков и подъемов, вызываемые колесной базой (резиновыми шинами или гусеницами) тягача. В настоящее время на всех современных асфальтоукладчиках применяется плавающий разравнивающий брус.

Тяговые (буксирные) точки

Разравнивающий брус присоединяется к тягачу только в одной точке с каждой стороны асфальтоукладчика. Эта точка, показанная на Рис. 15-12, называется тяговой (или буксирной) точкой. Тяговые точки представляют собой штифтовые соединения, которые позволяют выравнивающим рычагам (также называемыми боковыми или тяговыми рычагами) разравнивающего бруса поворачиваться или вращаться вокруг этих точек. Штифтовое соединение уменьшает передачу движения между тягачом и разравнивающим брусом.

Читайте так же:
Порядок регулировки клапанов уаз 421 мотор

Идея тяговых точек и свободно плавающего разравнивающего бруса позволяет тягачу обеспечивать колесную базу для разравнивающего бруса. Разравнивающий брус поворачивается вокруг тяговых точек, которые расположены в центре длины колесной базы тягача, и усредняет спуски и подъемы в пределах колесной базы тягача.

Рис. 15-12 Принцип действия разравнивающего бруса

При движении по неровной поверхности тягач может качаться из стороны в сторону, не изменяя положения буксируемого разравнивающего бруса. Чтобы строго соблюдался принцип плавающего разравнивающего бруса в режиме ручного управления, важно, чтобы тяговые точки по обеим сторонам тягача были на одинаковом уровне над грунтом. Автоматическое управление разравнивающим брусом рассмотрено в Разделе 16. Положение тяговых точек может изменяться подъемом или опусканием штанг, на которых находятся тяговые точки. Для большинства асфальтовых смесей тяговые точки должны располагаться возле центра штанги. Однако для некоторых асфальтовых смесей, которые являются очень плотными или мягкими, вероятно, выгоднее повышать или понижать уровень тяговых точек, чтобы улучшить структуру укладываемого покрытия. Если асфальтоукладчик эксплуатируется в режиме автоматического управления, как рассмотрено в следующем разделе, уровень тяговых точек обычно устанавливается в среднее положение в начале работ по укладке. Это положение затем изменяется с целью соблюдения нужного угла атаки разравнивающего бруса.

При работе некоторых асфальтоукладчиков в режиме ручного управления и слишком высоко поднятых тяговых точках, передняя часть разравнивающего бруса опускается вниз для поддерживания приемлемого угла атаки на желаемой толщине покрытия. Это может привести к преждевременному износу ведущего края разравнивающего бруса, ухудшению гладкости покрытия и к уменьшению степени первоначального уплотнения смеси. С другой стороны, если тяговые точки слишком низки, передняя часть разравнивающего бруса поднимается вверх для поддерживания нужной толщины укладываемой асфальтовой смеси. Тогда может дополнительно изнашиваться задний край разравнивающего бруса.

В случае асфальтоукладчика, не оборудованного автоматическим управлением разравнивающего бруса, соотношение между движением тяговых точек и изменением угла атаки переднего края разравнивающего бруса обычно составляет 8 к 1. Так, если тяговые точки поднимаются на 25 мм, угол атаки разравнивающего бруса увеличится на 3мм. Как подробно рассмотрено ниже, асфальтоукладчик должен проехать вперед приблизительно на расстояние, равное пятикратной длине выравнивающих рычагов или тяг, перед тем, как разравнивающий брус подойдет к новому уровню тяговых точек, и усилия на разравнивающем брусе снова уравновесятся.

Комбинация точек вращения (поворота) разравнивающего бруса на концах выравнивающих рычагов, соединенных с тягачом, и устройство регулирования толщины на разравнивающем брусе дает возможность регулировать угол атаки разравнивающего бруса. На Рис. 15-13 показан угол атаки. Благодаря способу соединения разравнивающего бруса с тягачом (трактором) действие разравнивающего бруса аналогично поведению водного лыжника, буксируемого моторной лодкой. Когда моторная лодка идет быстрее, лыжник больше выходит из воды, и угол атаки водных лыж уменьшается. Когда асфальтоукладчик едет быстрее, угол атаки разравнивающего бруса уменьшается, и слой покрытия, укладываемого асфальтоукладчиком, становится тоньше. Если лыжник скользит по спокойной поверхности воды, угол атаки водных лыж будет оставаться постоянным. Однако если лыжник пытается пересечь кильватер лодки, угол атаки лыж будет увеличиваться, когда лыжи взбираются на волну. Аналогично, если поток материала перед разравнивающим брусом увеличивается, угол атаки разравнивающего бруса будет увеличиваться, так как разравнивающий брус реагирует на увеличение усилия, действующего на него. В результате этого укладываемый асфальтоукладчиком слой покрытия будет толще.

Далее в этом разделе подробно рассматривается ручное управление разравнивающим брусом. Но сначала уделяется внимание силам, действующим на разравнивающий брус, и влияниям начала работы и остановки асфальтоукладчика.

Предисловие

В последние годы в практике дорожного строительства наметилась четкая тенденция к устройству асфальтобетонных покрытий высокими темпами с перенесением основного удельного веса уплотнения смесей на рабочие органы асфальтоукладчика — трамбующий брус и виброплиту.

Повышение степени предварительного уплотнения смеси и увеличение ширины укладки асфальтоукладчиком приводят к уменьшению или ликвидации продольных швов, что позволяет значительно повысить продольную и поперечную ровность покрытия.

В настоящих "Методических рекомендациях по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей различного типа при использовании высокопроизводительных асфальтоукладчиков и катков" изложены особенности технологии укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками, даны рекомендации по выбору соответствующего отряда машин при устройстве конструктивных слоев из асфальтобетона и методика определения степени предварительного уплотнения смесей рабочими органами асфальтоукладчика.

"Методические рекомендации" составлены на основе научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных Союздорнии в 1979 — 1982 гг.

"Методические рекомендации" разработали кандидаты технических наук Б.С. Барышев, Б.М. Слепая, М.А. Либерман, инженеры Л.М. Кириллова, Э.Б. Островский.

1. Общие положения

1.1. Технология строительства асфальтобетонных покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками с активными уплотняющими рабочими органами является наиболее прогрессивной и позволяет одновременно со снижением трудозатрат улучшить основные транспортно-эксплуатационные параметры асфальтобетонного покрытия (ровность, однородность, прочность покрытия).

1.2. Работы, связанные с приготовлением, транспортированием и укладкой асфальтобетонных смесей в покрытие и основание дорожной одежды, следует проводить в соответствии со СНиП III -40-79 и "Руководством по строительству асфальтобетонных покрытий" (М., Транспорт, 1978), с учетом особенностей скоростного строительства покрытий.

Читайте так же:
Как отрегулировать дворники ваз классика

1.3. Для обеспечения эффективной работы асфальтоукладчиков производительность асфальтобетонного завода должна соответствовать сменному темпу укладки и составлять не менее 200 т/ч; целесообразно применять асфальтосмесители с накопительными бункерами, объемом не менее часовой производительности выпуска продукции АБЗ.

1.4. Транспортирование смесей с АБЗ к асфальтоукладчику следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 7 — 12 т (МАЗ-503А, КамАЗ-5510, КрАЗ-256Б).

1.5. При высоких темпах устройства асфальтобетонных покрытий и верхнего слоя основания дорожной одежды, если позволяют технические возможности асфальтоукладчика, смеси следует укладывать на всю ширину полосы ( II и III категории автомобильных дорог). При укладке смеси сопряженными полосами двумя укладчиками технологический разрыв между ними должен составлять 30 м.

1.6. Отряды катков следует комплектовать в зависимости от типа гранулометрии укладываемой асфальтобетонной смеси, степени уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика и с учетом имеющегося состава парка катков.

1.7. На завершающей стадии уплотнения конструктивных слоев покрытия, уложенных из асфальтобетонных смесей всех типов гранулометрии, следует применять трехосный гладковальцовый каток массой 11 — 18 т (ДУ-48А, ДУ-48Б).

2. Устройство верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей

2.1. При устройстве верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей скорость перемещения асфальтоукладчика должна составлять 2 — 3 м/мин; уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика должны иметь следующие режимы работ: частоту вращения валов трамбующего бруса 1000 — 1500 об/мин. и вибраторов виброплиты — 2500-3000 об/мин.

2.2. Состав отряда катков следует подбирать исходя из существующего на данном объекте парка машин, руководствуясь табл. 1 настоящих "Методических рекомендаций".

2.3. Для производства работ в условиях пониженных температур воздуха целесообразно укладывать смеси при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин. При этом можно достичь уплотнения слоя до значения 0,98, что позволит исключить процесс уплотнения катками.

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Режим работы катка

Число проходов по одному следу

Самоходный на пневматических шинах массой 18 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А5)

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ- 31А)

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 9-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ48Б)

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый. трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

2.4. При укатке смеси рабочими органами асфальтоукладчика до коэффициента уплотнения 0,9 и более в состав отряда вводятся катки двух типоразмеров: средний гладковальцовый массой 9 — 13 и (или самоходный на пневматических шинах) и гладковальцовый тяжелый массой 11 — 18 т (марки ДУ-49А).

Допускается уплотнять смеси одним тяжелым гладковальцовым катком при увеличенном числе проходов в соответствии с требованиями табл. 1.

3. Устройство верхнего слоя асфальтобетонных покрытий из плотных смесей

3.1. Для устройства верхнего слоя дорожных покрытий применяют асфальтобетонные смеси всех типов, предусмотренных ГОСТ 9128-84.

3.2. Смеси всех типов, установленных ГОСТ 9128-84, укладывают при следующем режиме работы рабочих органов асфальтоукладчика: частота вращения вала трамбующего бруса 1000 — 1400 об/мин, вала вибраторов виброплиты — 2500 — 3000 об/мин.

3.3. Смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 % следует укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика не более 2 — 3 м/мин; при этом следует соблюдать следующие режимы работы рабочих органов: частота вращения вала, трамбующего бруса 1000 — 1400 об/мин, частота вращения вала вибраторов виброплиты 2500 — 3000 об/мин.

3.4. Асфальтобетонные смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 %, уложенные при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин и частоте вращения валов трамбующего бруса и вибраторов виброплиты; соответственно 1200 — 1500 и 3000 об/мин, могут иметь коэффициент уплотнения до 0,99 и не требуют уплотнения катками.

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Режим работы катка

Число проходов по одному следу

Асфальтобетонная смесь типов А, Б (40-50 % щебня)

Гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-47А)

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

и гладко вальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

и гладковальцовый массой 11-18 т

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-813, ДУ-48А, ДУ-48Б)

и гладковальцовый массой 11-18 т

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

На пневматических шинах массой, 13 т (ДУ-31)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-48А, ДУ-48Б, ДУ-8В)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Читайте так же:
Регулировка и чистка карбюратора газель

Асфальтобетонная смесь типа Б (35-40 % щебня) и типа В

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Асфальтобетонная смесь типов Г и Д

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

3.5. Смеси типов В и Б с содержанием щебня до 40 % допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 4 м/мин. Если коэффициент уплотнения смеси после прохода асфальтоукладчика не превышает 0,85, скорость перемещения укладчика следует уменьшить до 2 — 3 м/мин.

3.6. Смеси типов Г и Д допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 5 м/мин.

3.7. При укатке смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика не ниже 0,87, в отряд катков не включают легкий каток массой 6 — 8 т.

3.8. При уплотнении смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика ниже 0,87, при наличии в парке вибрационных катков массой 6 — 8 т уплотнение следует начинать катком с выключенными вибраторами (вместо применения статического легкого катка).

3.9. Для уплотнения верхнего слоя покрытия из асфальтобетонных смесей типов А, Б, В, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика 0,9 — 0,94, следует в отряд катков включать вибрационные катки массой 6 — 8 т, либо катки на пневматических шинах массой 16 т, либо гладковальцовые катки массой 10 — 13 т. Во всех случаях обязательно наличие в отряде катка гладковальцового трехосного массой 11 — 18 т.

3.10. Уплотнение песчаных асфальтобетонных смесей типов Г, Д и малощебенистых типа В с коэффициентом уплотнения после прохода асфальтоукладчика менее 0,9 следует начинать гладковальцовым катком массой 6 — 8 т, при этом рабочая скорость движения катка в начале укатки должна составлять 3 км/ч.

3.11. Для уплотнения смесей типов А, Б и В ведущим катком в отряд целесообразно включать каток двухвальцовый вибрационный массой 6 — 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б). При отсутствии такого катка его можно заменить катком на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) или катками статическими гладковальцовыми массой 9 — 13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ-48Б).

3.12. Уплотнение смесей типов Г, Д и В при коэффициенте их уплотнения рабочими органами асфальтоукладчика менее 0,87 следует начинать катком вибрационным массой 6 — 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) с выключенным вибратором либо гладковальцовым статическим массой 6-8 т (ДУ-50).

3.13. Состав отрядов катков в зависимости от типа уплотняемой смеси и коэффициента уплотнения после прохода асфальтоукладчика, а также режимы их работы следует назначать согласно табл. 2.

4. Контроль качества работ

4.1. Контроль качества работ следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.7 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и настоящих "Методических рекомендаций".

4.2. Перед началом работ по устройству покрытия и основания дорожной одежды из асфальтобетонных смесей следует проверить режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин и установить требуемые скорости, укладки и частоты колебания трамбующего бруса асфальтоукладчика.

4.3. В процессе работы асфальтоукладчика в заданном режиме следует определить коэффициент уплотнения слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и катков.

4.4. Степень уплотнения асфальтобетонных смесей рабочими органами асфальтоукладчика определяют по результатам испытаний образцов, отобранных из укладываемого слоя непосредственно после укладки его асфальтоукладчиком, работающим в заданном режиме. Для этого перед проходом асфальтоукладчика на нижний слой уложенного покрытия (или основания дорожной одежды) укладывают металлическую пластинку площадью 200×150 мм и толщиной 1,5 мм. Место расположения пластины фиксируют металлической проволокой, прикрепленной к краю пластины. После прохода асфальтоукладчика пластину со смесью извлекают. Образец снимают с пластины не ранее чем через 2 ч, затем стандартным методом определяют коэффициент уплотнения.

4.5. Для рационального подбора состава отряда катков следует определять степень предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.4 настоящих "Методических рекомендаций".

5. Техника безопасности

При строительстве покрытий и оснований дорожной одежды из асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков и катков следует руководствоваться "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978), р.8 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и СНиП III -4-80.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector