0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рядные многоплунжерные насосы высокого давления с электронным регулятором

Рядные многоплунжерные насосы высокого давления с электронным регулятором

Это вторая статья цикла посвящённого ремонту топливной аппаратуры на нашем предприятии. Она, как и первая, посвящена рядным многоплунжерным насосам высокого давления (ТНВД), но с электронным регулятором. Насосная часть ТНВД настраивается и регулируется подобно описанному в предыдущей статье, поэтому рассмотрим подробно только регулятор типа RE.

Рядный ТНВД с регулятором RE

Первые рядные насосы с электронным регулятором начали появляться во второй половине восьмидесятых годов. Их появление было обусловлено удешевлением в производстве электронных компонентов и повышением экологических требований к автомобилям. Электронное регулирование топливоподачи позволяет с высочайшей точностью дозировать поступающее в цилиндр топливо. Система включает в себя массу датчиков:

  • потенциометр педали акселератора (электронная педаль);
  • датчик оборотов и положения коленчатого вала и/или распределительного вала;
  • датчик положения рейки ТНВД;
  • датчик положения вала ТНВД;
  • датчики давления наддува;
  • датчики температуры окружающего воздуха, охлаждающей жидкости и поступающего в насос топлива;
  • датчик скорости автомобиля;
  • блок системы круиз-контроля;
  • выключатель стоп-сигнала;
  • выключатель педали сцепления;
  • выключатель свечей накала и т.п.

Вся эта информация обрабатывается электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя, например MS 6.1, который передаёт управляющий сигнал широтной импульсной модуляции (ШИМ-сигнал) на исполнительный элемент, которым является соленоид (электромагнит), в регуляторе ТНВД. Соленоид отводит рейку ТНВД на необходимое расстояние от нулевого положения, тем самым обеспечивая искомую топливоподачу. Ход рейки контролируется полудифференциальным датчиком с кольцом замыкания (датчиком положения рейки) с высокой точностью. От его регулировки зависит работа насоса в целом, ведь он обеспечивает обратную связь для ЭБУ двигателя. Поэтому при приёмке ТНВД в работу – это первый датчик, который нами проверяется.

Для этого существует комплект приборов, включающий в себя:

  • Специальный электронный блок управления с набором кабелей для подключения к различным ТНВД;
  • Высокоточный мультиметр;
  • Стрелочный индикатор часового типа с набором крепления к рейке и корпусу ТНВД;
  • Электронный константер (блок управления);

Контрольные параметры настройки индивидуальны для каждого регулятора и доступны в тест-планах по каталожному номеру ТНВД. При этом точность регулирования соответствует 0,001 Вольта напряжения на выходном сигнале датчика положения и 0,01 миллиметра хода рейки.

Комплект оборудования для настройки электронного регулятора

Так же проверяется работоспособность соленоида регулятора и тепловой зазор между штоком соленоида и рейкой ТНВД. Для работы с этим регулятором существует специальный инструмент, основная часть которого объединена в инструментальные доски.

Инструментальная доска для ремонта электронного регулятора

Разборка регулятора должна происходить в полном соответствии с технологией Бош, так как при неправильном демонтаже крышки регулятора можно повредить кольцо датчика положения вала, а его неверную ориентацию, которую мы проверяем с помощью специальных шаблонов, очень сложно восстановить, и она неминуемо скажется на работе ТНВД. Также важно проверить радиальный люфт штока соленоида, превышение люфта отражается на стабильности работы насоса на холостом ходу.

Регулятор типа RE демонтированный с насоса

Датчик положения вала ТНВД, иногда устанавливаемый в регулятор, проверяется при вращении приводного вала с частотой 60 об/мин с помощью осциллографа. Оценивается амплитуда и форма выходного сигнала.

Осциллограмма датчика положения вала ТНВД

Опломбированный регулятор после ремонта

После ремонта регулятор пломбируется фирменными пломбами красного цвета. При этом чёрные пломбы – заводские. Описанные выше операции нельзя осуществить без необходимого оборудования, оснастки, приборов, инструмента и обученного персонала. Всё это есть на нашем предприятии, что позволяет Автоцентру «Петербург» предоставлять гарантию на ремонт насосов сроком один год. И быть уверенным в результате своей работы.

Статья составлена инженером-механиком по ремонту топливной аппаратуры дизельных двигателей Автоцентра «Петербург» Сандыбаевым Е.С.

Регулировка рейки топливного насоса

  • Меню
  • Каталог услуг
  • Обменный фонд
  • Применяемость топливной аппаратуры
  • статьи
  • заключение договоров

Залипание плунжерных пар ТНВД

Привезли в ремонт ТНВД.

Заявленный дефект – «двигатель не запускается». Рейка насоса потеряла подвижность, а когда ее пытаешься сдвинуть с места, идет с большим затруднением и очень медленно возвращается назад.

При разборке ТНВД обнаружилось. Что плунжер наглухо приклеился к втулке плунжера, в масляных полостях насоса сгустки черной, смолообразной массы, похожей на гуталин или гудрон.

Когда выдернули плунжер из втулки, на нижней его части, которая контактирует с маслом, черный круговой след.

Посчитали, что причиной этого было попадание тосола в масло, что и было подтверждено клиентом.

Насос полностью перебрали, очистив все каналы и полости от клееобразной массы и заменив все пары, клапаны и т.д.

Через месяц этот ТНВД привозят по гарантии, картина та же: рейка не ходит, плунжера склеены. Отдали другой насос. На следующий день звонок: «Через 15 минут после запуска двигателя он пошел в разнос». Вскрываем насос – внутри «гудрон».

Появились эти проблемы сравнительно недавно, где-то в 2005- 2006 годах. За месяц с такой причиной привозили 1 -2 насоса и никто не знал причину превращения моторного масла в черную, липучую жижу.

Попалась на глаза статья в журнале «За рулем» https://www.zr.ru/content/articles/407457-smertelnaja_bolezn_motornogo_masla/ , «Смертельная болезнь моторного масла» с описанием подобного явления на бензиновых двигателях. Там все серьезнее: или вкладыши приклеены к валу, или поршень к гильзе. На журнальных фото сгустки масла очень похожи на те, что мы извлеки из ТНВД. В совокупности с тем, что плунжер склеивается в нижней части, где есть контакт с маслом, сделаны выводы, что причины те же.

Через год в том же журнале появилась статья «Смерть масла и моторов: убийца найден». Пересказывать содержание статьи нет смысла, ее можно прочитать по ссылке https://www.zr.ru/content/articles/522788-smert_masla_i_motorov_ubijca_najden/ , основная мысль, в лабораторных условиях было смоделировано превращение масла в черную, липкую жижу.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора двигатель lifan

В результате сделаны выводы:

  1. Причины заклинивания насосов – масло.

В отличие от бензиновых двигателей, где достаточно большие зазоры, на дизельных склеивается не двигатель (хотя был один случай, когда приклеились вкладыши к валу), а детали ТНВД.

2. Для возникновения дефекта необходимы 2 причины:

А. в двигатель залито масло с садком, со дна бочки. В этом ответ на вопрос «у нас все машины заправляются из одной бочки, а сломалась только эта».

Б. Двигатель был перегрет, течь тосола – это следствие перегрева.

Рекомендации: хотя расслоение (осадок)_ в масле допускается стандартами производителей. Моторного масла, не допускайте заправку мутным маслом, дешевле его вылить, чем ремонтировать двигатель.

Если допустили перегрев хоть раз, сразу замените масло в двигателе.

Если произошла беда и вместо масло черная жижа, насос вышел из строя, то после переборки и регулировки ТНВД перед установку насоса на двигатель, переведите его в автономный режим.

Глушим подвод масла к ТНВД от двигателя, стакан моторного масла в насос. Устанавливаете ТНВД, запускаете двигатель, сливаете из масляной системы, все, что можно слить. Конечно. Самое оптимальное механически очистить поддон и все то, до чего руки смогут добраться в масляной магистрали мотора. Заправить недорогое моторное масло и отработать на нем одну смену, потом это масло слить. Подключить к насосу масляную трубку от двигателя и заправить машину тем маслом, на котором она будет работать.

Возникновение болезни моторного масла не зависит от марки масла. Для ее выявления очень полезна «капельная проба». Как ее провести, читайте в статье «Смерть моторного масла моторов: убийца найден» Найдите в себе силы прочитать материал.

Ремонт и настройка регуляторов RQ на ТНВД Камаз

Основные сведения для ремонта и регулирования насосов топлива давления 0 402 648 611, которые устанавливаются на ДВС автомашин КАМАЗ. Регуляторные элементы RQ и RQV рассмотрим, сравнив их с регуляторными элементами на механике RQV…K, которые устанавливаются на ДВС автомашин КАМАЗ.

Ремонт и настройка регуляторов RQ на ТНВД Камаз

Ремонт топливного насоса высокого давления с регуляторными элементами RQV…K

Единое изображение сбора ТНВД

Прежде чем начать сборку насоса для топлива, нужно сделать чистку и дефектовку. Мойку элементов насоса топлива и каркасов форсуночек, разумно делать в мойках с барабанами, которые работающих по замкнутому циклу. Автор около пяти мес. использует мойку Гейзер с диаметральным сечением барабана 70 см.

Изображение 1.1 — Комплект инструментов для устанавливания и фиксирования плунжера.

  • 2 418 455 727 — пара плунжеров — восемь штук;
  • 2 418 459 037 — клапан нагнетания — восемь штук;
  • 2 414 612 005 — пружинка клапана — восемь штук;
  • 2 410 422 013 — втулочка, поворачивающая плунжер (если есть изношенный шар, исследуем лупой 8х);
  • 2 417 010 022 — ремонтный комплект насоса для топлива полный;
  • 2 427 010 049 — ремонтный комплект регулятора ТНВД;
  • 2 421 015 057 — регуляторная прокладка;
  • 2 447 010 043 — ремонтный комплект клапанов насоса для топлива.

Изображение 1.2 — так стоят кулачки вала при установке и снятии толкательных стопоров.

Если есть дефектовка, обращаем интерес на деятельные верхние слои вала (кулачковый), толкательный, пружинок и подшипниковых элементов. Каркас ТНВД обязан быть очищенным, перед мытьем удаляем все колечки, которые остались после демонтажа плунжерных втулок.

На изображении 1.1 есть предметы для работы для установки плунжера и толкательного элемента и, чтобы зафиксировать толкатель.

Расположение фиксирующего элемента толкателя такое, что номерной знак в каталоге, который отмечен на каркасе толкателя стоит наверху, а метка «0» на повороте фиксирующего элемента — внизу. Толкательные стопоры устанавливаются и демонтируются на «от» и «до» отжатых кулачках для того, чтобы предотвратить дефекты стопоров.

Вал «с кулачками» нужно ставить, как показано на изображении 1.2. Установление вала делается так, как показано на изображении 1.3.

Изображение 1.3 — Установка вала «с кулачками» ТНВД.

Разбор и монтаж вала с «кулачками» в каркас ТНВД производится прессом или же несильными ударами сквозь наставочку из меди либо алюминия. Все действия с битьем советуем делать молоточком из резины. Заглушечки из металла используются только один раз.

Регулирование ТНВД на стенде

На стенд ставится насос для топлива в собранном виде. Вначале регулируют углы подачи секций ТНВД, соответственно, с планом тестов.

На изображении 2.1 представлено, как подключать подачу жидкости для тестов на насосе для топлива на стенде. Место подсоединения подачи показано в плане для теста на каждый ТНВД. Место подключения спереди ТНВД — точечка 1, сзади — точка 2. Подключать подачу касаемо данного случая, делается к точечке 3.2, в обратку, конечно же, — к точечке 3.1.

Изображение 1.3 — Установка вала «с кулачками» топливного насоса высокого давления (ТНВД).

В табличке ниже представлены высоты поднятия плунжера на ТНВД автомашин КАМАЗ разных моделек, при которых идет перекрывание подачи топливной смеси.

Табличка 2.1 — Отметка плунжерного подъема на насосе для топлива автомашин КАМАЗ

При регулировании уголков вместо клапана обратки ставится заглушечка и удерживается давление 26 бар, ход реечки и высота подъема плунжера соответствуют сведениям, приведенным в таблице 2.1.

Читайте так же:
Датчик регулировки фар ксенона

Изображение 2.2 — Установление хода реечки.

Для регулирования поднятия момента перекрывания подачи топливной смеси нужно пользоваться шайбами для регулировки хорошего качества. Обычно попадаются шайбы плохого производства, их толщина имеет отличия от той, что выбита на шайбе, на 0,05 мм и больше.

Оборудование для выхода реечки можете сделать такое же, как указано на изображении 2.2.

Изображение 2.3 — Установочка устройств, измеряющих ход рейки и высоту подъема плунжера.

При установочке времени подачи перекрытия топливной смеси, стоит учитывать, что плунжерные пары БОШ (Bosch), подачу, во многих случаях закрывают не полностью. Можно допустить падение капелек, с промежутком одна капелька в сек. (может и чаще).

Дальше, исходя из тест-плана установить маяк подачи топливной смеси. Этот процесс нужно делать на каждом ТНВД. В данном случае же, ставится лимб стенд в 270 градусов от одной секции, что будет в соответствии с начинанием подачи 8 секции, а также, устанавливается главная полумуфта муфты грузиков, как показано на изображении 2.4.

Изображение 2.4 — Установка маяка начала подачи смеси топлива.

Как окончится ремонт, нужно поставить привод ТНВД и установить маяк, как представлено на изображении 2.4, проверить совмещение меточек на каркасе насоса для топлива и муфте привода.

Конические верхние слои вала «с кулачками» и стержневой полумуфты перед обратным сбором нужно обезжирить, обработов средством Loxeal 82-21 либо чем-то подобным и произвести затягивание с моментом 75 Нм.

На изображении 2.5 представлена конструкция блока муфты грузиков с пружинами.

Изображение 2.5 — блок муфты грузиков с пружинами.

Нужно отметить, что в отличии от конструкции блоков с пружинами регуляторов RQ и RQV, в этом блоке нет каких-либо регулировок, помимо гаек натяжения (смотрите далее). В части D (запчасти) ESI (tronic) представлены шайбочки регулирования и втулочки регуляторов RQ и RQV, но на рынке их не бывает.

Пружинки грузиков и места посадки должны быть без деформаций и быть с заломами. Сбор блока с пружинами обязан быть в соответствии с разделом D (запчасти) ESI (tronic). Выступ шпиличек блока с пружинками должен равняться одному миллиметру (изображение 2.6). собираются блоки с пружинами соответственно схеме, которая указана в ESI (tronic).

По ходу следующего регулирования допускается изменять данный размер от 0 (гаечка заподлицо со шпилечкой) до 2,5 миллиметров. Причем на обеих шпилечках выступ обязан быть одинаковым!

Изображение 2.6 — основное регулирование выступа шпилечки 1 мм (допустимо 0 — 2,5 мм).

Изображение 2.7 — Регулирование хода оси муфты грузиков.

Дальше необходимо вмонтировать муфту грузиков без демпферов резиновых для регулирования ее хода с осями, как показано на изображении 2.7. Момент затягивания гаечки 75 Нм. Причем муфта обязана легко делать поворот, но у нее не должно быть осевого хода. Регулирование следует делать кругленькой шайбой. Толщина шайбочек для регулировочки от 1,60 до 2,14 мм с шажком 0,03 мм. Советуем сделать толщину шайбы меньше для того, чтобы муфту не зажать, после толщину шайбочек умножаем до легкого проворачивания муфты и после устанавливанием демпферы и затягиваем указанным моментом 65 — 75 Нм.

Если неверно отрегулировано, то возможно сломается хвостовик вала «с кулачками» либо неравномерно станет работать ДВС. Дальше необходимо произвести регулирование размеров группы рычагов по вертикали и горизонтали как показано на изображениях 2.8 и 2.9.

Изображение 2.8 -размер по горизонтали 67,3 мм.

Изображение 2.9 -размер по вертикали 135,8 мм.

Размер по горизонтали 67,3 мм — это осевые центры, размер по вертикали 135,8 мм — серединка оси щели — серединка К-платы (части, которая скошена). Эти размеры действительны для каждого регулятора RQV…K, которые устанавливаются на ТНВД размерности Р.

Изображение 2.10 — Регулирование выступа болтика, который скользит.

Дальше ставим втулку направления оси плавающей, пластины стопорные меняем на новенькие из ремонтного набора, момент затягивания болтиков 6 — 8 Нм. Приспособлением 1 682 329 081 (изображение 2.10) необходимо отрегулировать величину выступа болта, который скользит, от каркаса регулятора.

Чертежное изображение приспособления для измерений представлено на данном рисунке 2.11.

Изображение 2.11 -приспособление для измерения.

Нужно добавить, что для насосов топлива, которые устанавливают на движки КАМАЗ, нужен размер L, который равен 41,3 мм. Размеры, которые не указаны, не являются важными, их можно выбрать самому.

Палец стопора и фиксаторы с пружинами нужно менять на новенькие из ремонтного комплекта.

Ставим блок рычага (изображение 2.12). Нужно отметить, что шайбы под стопором с пружинами — регулировочные.

Изображение 2.12 — Готовимся к проверке хода муфты.

Монтаж головки индикатора следует делать, заранее затянув не меньше 15 мм как показано на изображении 2.12. Головку с индикатором применить с ходом замера не меньше 25 мм.

Место реечки фиксируется на отметке 9 мм. Ходы муфточки при разных оборотиках обязаны быть в соответствии с тем, что указаны в табличке 2.2.

Табличка 2.2 — Ходы муфты при разных оборотиках вала «с кулачками»

Число оборотов КВ

Регулирование делается поворачиванием гаечек муфты грузиков. Допустимы выступания гаечки от 0 до 2,5 мм (изображение 2.6).

Большая вероятность монтажа муфты грузиков с «такого же» топливного насоса прежними ремонтниками, есть вероятность просадочки пружинок. Потому сведения измерений нужно делать в обязательном порядке и следить и делать регулировку, чтобы попасть в указанные рамки. Элементы муфты грузиков в запчастях не бывают. Данное регулирование делается со снятой крышечкой регуляторного элемента.

Читайте так же:
Карбюратор cf moto 500 регулировка карбюратора

Дальше ставим ограничитель всей нагрузки. Прежде чем устанавливать ограничитель, нужно сверить номер каталога и номер, который выбит на его каркасе. В табличке 2.3 представлено применение ограничителей на насос для топлива большого давления автомашин КАМАЗ.

Табличка 2.3 — Применение ограничителей всей нагрузки

Номер в каталоге

На изображении 2.13 показан монтаж всей нагрузки. Ставить его нужно так, чтоб при попадании К-платы в место, которое указано справа изображения как положение при n = 900 и 1100 оборотов в минуту, ход реечки составил 12 мм.

Изображение 2.13 — Монтаж ограничителя всей нагрузки.

Затем ставим крышечку регулятора. Сухарь кулисы обязан находиться конической выемкой к верху. Прокладочку крышечки регуляторного элемента нужно поставить новенькую. Дальше поставить ось главных рычажков с моментом затягивания 6-8 Нм, сделать затягивание их заглушечек и винтиков, крепящих крышечки топливного насоса.

Прежде чем дальше делать регулировочку нужно налить двести-триста граммов масла для мотора в картер насоса для топлива.

Чтобы поднять процесс при регулировочке советуем еще сделать такое же изображение внешнего скоростного режима характеристики регуляторного элемента, как представлено на изображение 2.14. Здесь следует нанести действительные места реечки в зависимости от оборотиков вала «с кулачками». На этой схеме показаны места регулирования при положении рычажка для управления регуляторным элементом при самых сильных нагрузках.

Изображение 2.14 — Наружное скоростное свойство регулятора топливного насоса большого давления.

Ставим устройство в таком месте угломера, как представлено слева на изображении 2.15. Справа изображения оно поставлено в положение рычажка управления большой подачи топливной смеси 119 градусов (допускается от 115 до 123).

Изображение 2.15 — устройство для измерения углов для рычажка управления.

При этом расположении рычажка управления, которое задает давление топливной смеси два бар (пользуемся перепускным клапаном 1 417 413 047, который указан в тест-плане) нужно задать количество оборотиков вала «с кулачками» — 1100 оборотов в минуту. Причем ход реечки обязан составлять 12 миллиметров, а величина жидкости для тестов, которая проливается сквозь форсунки стенда — 174 см3/1000 циклов. Причем допустимый разбег подачи топливной смеси по секциям топливного насоса высокого давления бывает не больше 5 см3/1000 циклов.

Когда хождение реечки меньше 12 мм, нужно найти причинку. Или началось действие регулятора и началось выбрасывание реечки, это можете узнать, понизив количество оборотиков вращательных движения вала «с кулачками». Или это К-плата прикасается не там, где большая нагрузка и следует поменять ее угол.

Следует установить количество 1150 обор/в мин., ход реечки снизится до 11 миллиметров, при количестве оборотиков 1230 — 4 миллиметров, при количестве оборотиков 1300 — 0, 5 миллиметров. Дальше поставить положение рычажка управляемости на 71 градусов (допускается от 67 до 75) для регулирования в режиме хода вхолостую. Хождение реечки в режиме хода вхолостую равно 5,3 миллиметров, цикловая подача — 13 см в кубе/100 циклов. Причем допустимый разбег подавания топливной смеси по отсекам топливного насоса — не больше 6 см в кубе/1000 циклов. Дальше сделаем меньше количество оборотиков хождения реечки до двухсот, ход реечки в таком случае увеличится. При увеличении оборотиков ход реечки становится меньше. На таком принципе основана работы регуляторного элемента.

Проконтролируем хождение реечки на разных оборотиках (табличка 2.4). Советуем и на этих показателях делать проверку неравномерности подачи топливной смеси, не глядя на то, что в тест-планах этих советов не имеется.

Как регулировать тнвд мтз

Регулировка количества и равномерности подачи топлива секциями насоса УТН-5 трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л осуществляется на специальном стенде путём поворота гильзы (соответственно, и плунжера) относительно зубчатого венца при ослабленном стяжном винте. Подача топлива увеличивается при повороте гильзы влево, поворот гильзы вправо – подача топлива уменьшается.

Возможно выполнение некоторой подрегулировки часовой производительности насоса при помощи болта номинала (4) [рис. 1]. Максимальная часовая производительность при ввёртывании болта внутрь корпуса увеличивается, при выворачивании болта – уменьшается.

Как регулировать тнвд мтз

Рис. 1. Схема работы регулятора топливного насоса УТН-5.

1) – Промежуточный рычаг;

2) – Основной рычаг;

3) – Бочкообразный ролик;

4) – Болт номинала;

5) – Шток корректора;

6) – Корпус корректора;

7) – Пружина регулятора;

9) – Зубчатая рейка;

10) – Рычаг пружины;

11) – Пружина обогатителя;

12) – Рычаг управления;

13) – Болт максимальных оборотов;

14) – Муфта регулятора;

Следует иметь в виду, что регулировка топливоподачи винтом номинала может повлечь за собой изменение скоростного режима регулятора и величины обогащения подачи при пусковых оборотах. В этой связи по завершении регулировки надлежит проверить и, если необходимо, уточнить регулировку начала действия регулятора и прочих параметров.

Ремонт и эксплуатация МТЗ » ТНВД трактора МТЗ: Устройство, регулировка, советы

Как регулировать тнвд мтз

Особенности устройства ТНВД МТЗ-80, 82. Детальные схемы и полезные рекомендации.

Состоящая из двух баков для топлива, двух фильтров (грубой и тонкой) очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливная система этой марки тракторов достаточно проста и стандартна для большинства как дизельных, так и бензиновых двигателей. Рассматривая ТНВД МТЗ — 80 на схеме далее и зная подробное устройство со всеми составляющими деталями, можно практически не сомневаться в возможности самостоятельного ремонта этой техники. В топливном насосе трактора МТЗ — 80, 82 и его поздних модификациях всего более 70 деталей.Как регулировать тнвд мтз

Читайте так же:
Регулировка свободного хода педали сцепления таврия

Устройство ТНВД для МТЗ — 80, 82

УТН — 5, как называется топливный насос для белорусской марки тракторов, изготавливается из прочного сплава алюминия и выпускается в двух возможных вариантах установки — левом и правом, в зависимости от конструктивных особенностей крепления фланца. По всему корпусу он разделён на две полостные части специальной перегородкой, где в нижней полости находится вал с приводом насоса, а в верхней отдельные секции этого насоса.

Полное детальное устройство топливного насоса высокого давления двигателя Д-240 вы можете прочитать далее

Как регулировать тнвд мтз

Топливный насос с регулятором:

1 — нажимной штуцер; 2 — зажимы; 3 — пружина; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — пробка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — крышка регулятора; 13 — тяга рейки; 14 — рычаг пружины; 15 — пружина регулятора; 16 — пружина обогатителя; 17 — основной рычаг; 18 — корпус корректора; 19 — шток корректора; 20 — винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 — болт номинала; 23 — болт; 24 — корпус регулятора; 25 — ось груза; 26 — пята; 27 — муфта; 28 — ось пяты; 29 — ось рычага; 30 — грузы регулятора; 31 — упорные шарикоподшипники; 32 — спускная пробка; 33 — ступица грузов; 34 — сухарь амортизатора; 35 — шайба; 36 — стакан подшипника; 37 — маслоотражатель; 38 — рычаг управления; 39 — кулачковый вал; 40 — заглушка; 41 — эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 — фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 — регулировочная шайба; 44 — плита крепления; 45 — корпус насоса; 46 — маслоподводящее отверстие; 47 — гайка валика; 48 — шлицевая втулка; 49 — установочный фланец; 50 — толкатель с роликом; 51 — регулировочный болт толкателя; 52 — тарелка пружины (нижняя); 53 — пружина плунжера; 54 — тарелка пружины; 55 — зубчатая рейка; 56 — болт для спуска воздуха; 57 — канал для отвода топлива; 58 — перепускная трубка; 59 — корпус перепускного клапана; 60 — пробка; 61 — шарик-клапан; 62 — отверстие для подвода топлива; 63 — канал для подвода топлива; 64 — отсечное отверстие; 65 — впускное отверстие втулки плунжера; 66 — штифт; 67 — крышка люка; 68 — регулировочный винт; 69 — прокладка; 70 — заливная пробка; 71 — регулировочный винт; 72 — пружина корректора; 73 — стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Как регулировать тнвд мтз

Система питания дизеля (схема):

1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.

В верхней полостной точке УТН — 5 двигателей Д-240 расположены два продольных канала, образующих собой каре, один конец которого к фильтру тонкой очистки топлива, а другой, соответственно, к самой подкачке в насосе, где в штуцере вмонтирован пропускной клапан.

Принцип работы УТН — 5

К корпусу топливного насоса снаружи прикреплён насос подкачки, крепёжная плита с фланцем и регулятор, а к каждому из штуцеров подключён топливопровод высокого давления, через которые к форсунке и подаётся необходимое горючее. Привод насоса осуществляется шестерёнкой коленвала, которая соединяется с промежуточной шестерёнкой и шестерёнкой самого насоса.

Если в насосе когда-либо производился ремонт, то после каждой разборки/сборки необходимо точно выверять угол соединений шестерёнок, ибо при неверном наклоне сбой в работе неизбежен. Градус угла наклона всегда должен соответствовать 22°30″ и проверяться, конечно, желательно мотористами, а не самостоятельно.

Проверка (регулировка) топливного насоса

Прежде, чем осуществить проверку, необходимо убедиться в плотности запирающего конуса клапана нагнетания и в достаточном давлении насосной секции, находящейся в верхней полости. Вращая коленчатый вал, нужно сдвигать регулятор до тех пор, пока стрелка на манометре не остановится на цифре 15 МПа. Двигатель после этого останавливают и отключают подачу горючего регуляторным рычагом. При падении давления на манометре менее, чем за 10 секунд, клапан соответствует исправности и дальнейшему использованию.Как регулировать тнвд мтз

Чтобы отрегулировать точный угол начала поступления горючего вам потребуется вкручивать/выкручивать специальный регулировочный болт. При откручивании болта угол будет увеличиваться, а при обратном вкручивании, соответственно, уменьшаться. Обратите внимание, что один виток (оборот) вкручивания/раскручивания регулирует скорость оборотов двигателя приблизительно на 30-50 оборотов. При раскрутке болта производительность и пропускная способность насоса пропорционально уменьшается, а при закрутке, наоборот, увеличивается.

Читайте так же:
Регулировка клапанов ямз 238 своими руками какие зазоры

Теоретические рекомендации

Вы можете логически вычислить, что при увеличении подачи горючего в мотор увеличивается и его крутящий момент, который, естественно, повышает номинальную мощность двигателя Д-240. К тому же, до пределов своих возможностей повышается и скоростной режим работы.

Замена масла в насосе УТН — 5 необходима только после разборки и ремонта, а в повседневной эксплуатации трактора не нужна. Заливка дизельного масла должна производиться через картер ТНВД в объёме 150-200 мл.

Среди самых востребованных моделей тракторной техники, применяемой в различных сферах, наибольшее распространение получил МТЗ 82. ТНВД данного трактора представляется важным элементом конструкции, который необходим для корректной работы транспортного средства. Периодически он может требовать регулировки или ремонта, которые можно выполнить своими руками.

Характеристика ТНВД

Топливный насос МТЗ относится к категории четырехплунжерных агрегатов, предназначен для обеспечения необходимой циркуляции топлива. В конструкции трактора он расположен в одном блоке с подкачивающим аналогом и центробежным регулятором. Блок расположен с левой части двигателя Д-240, закреплен с помощью болтов на распределительной крышке.

Прежде чем выяснить, как добавить топливо на ТНВД МТЗ, необходимо более подробно ознакомиться с его характеристиками и особенностями. Корректная работа узла обеспечивается за счет действия коленвала, который приводит его в действие посредством шестереночного механизма.

Как регулировать тнвд мтз

К числу наиболее значимых характеристик этого важного элемента целесообразно отнести:

  • завод-изготовитель — Ногинск;
  • номер по каталогу запчастей — 4УТНИ-1111005-20;
  • сфера применения — силовые агрегаты серии Д (с 240 по 248.1 модификацию) для различных моделей МТЗ;
  • тип привода — втулка шлицевая.

Аппаратура топливная МТЗ 82 не является полностью уникальной разработкой, поскольку у неё есть зарубежные аналоги. Примером может служить PP4M9P1g-4201 чешского производства, который практически идентичен по своему техническому устройству и характеристикам.

Устройство

Планируя выполнить ремонт ТНВД МТЗ, следует более подробно ознакомиться с конструкцией подобного элемента. Она отличается минимальным количеством элементов и высокой надежностью, что позволяет существенно упростить процедуру регулировки насоса, а также устранение неисправностей. Основными составными элементами данного агрегата представляются:

  • плунжерные пары;
  • корпус;
  • клапан нагнетательного типа;
  • толкатели;
  • кулачковый вал;
  • приводной механизм плунжеров.

Головка насоса и корпус представляют собой единый элемент, производимый из высокопрочного алюминиевого сплава. Устройство узла предусматривает, что на передней части корпуса размещается специальная плита, используемая для монтажа изделия непосредственно на двигатель. Разбираясь, как снять ТНВД с МТЗ 82, следует отметить, что для этого достаточно демонтировать крепежные болты.

Задняя часть плиты оснащена специальным фланцем, который используется для установки регулятора. Принцип работы изделия крайне прост, предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Кулачковый вал начинает вращение, поднимая с помощью ролика толкатель.
  2. Толкатель вместе с плунжером опускается.
  3. Топливо заполняет пространство в гильзе, освободившееся из-за спуска плунжера.
  4. Во время возвращения элемента в исходное состояние создается давление, за счет которого с помощью клапана порция топлива поступает через форсунки.

Подобный цикл повторяется с определенной периодичностью, что позволяет поддерживать необходимый для корректной работы двигателя уровень топлива.

Как регулировать тнвд мтз

Регулировка топливного насоса

Одним из важнейших мероприятий по обслуживанию топливного насоса трактора МТЗ представляется его регулировка. Если она будет выполнена правильно, владельцу техники удастся избежать поломки насоса и других элементов конструкции. Манипуляции по регулировке осуществляются с помощью специального стенда, а также необходимого инструмента:

  • приборы, позволяющие измерить частоту вращения вала;
  • диск для определения подачи топлива;
  • мерная тара для контроля объемов горючего;
  • привод и вариатор, которые способны на плавное изменение частоты вращения.

Скоростные показатели настраиваются посредством болта, расположенного в корпусе изделия, который отвечает за степень натяжения регуляторной пружины. Вкручивание болта приводит к повышению показателей, а выкручивание против часовой стрелки, напротив, позволит уменьшить частоту оборотов. Регулировка подачи топлива осуществляется с помощью специальной гильзы, которая работает по аналогичному принципу. Для равномерности подачи следует использовать борт номинала, который также расположен на корпусе.

Устранение неисправностей

Существует сразу несколько самых распространенных неисправностей, с которыми чаще всего приходится сталкиваться владельцам тракторов МТЗ. Поскольку цена на топливный насос невысока, мастер при желании может полностью его заменить, однако значительно экономнее будет самостоятельно устранить поломки.

Самая частая поломка — износ пары плунжеров, что обусловлено низким качеством топлива, обилием примесей в нем. Для ремонта потребуется восстановить либо заменить поврежденные элементы. Во избежание поломки следует регулярно очищать и менять топливный фильтр.

Часто к поломкам приводят гидроудары из-за появления воды в системе. При возникновении проблемы потребуется тщательно очистить элемент от остатков влаги, после чего восстановить её герметичность.

Заключение

Топливный насос, используемый на тракторной технике серии МТЗ, отличается простым устройством, длительным сроком службы, ремонтопригодностью. Процедура его регулировки может быть выполнена мастером самостоятельно, а доступная стоимость запчастей делает ремонт насоса малозатратным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector