0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка и контроль ТНВД 773 для установочного угла опережения впрыска топлива на двигателе Д-245

Регулировка и контроль ТНВД 773 для установочного угла опережения впрыска топлива на двигателе Д-245

При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене, установке топливного насоса после проверки на стенде через каждые 120 тыс. км пробега или ремонте дизеляобязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Установочный угол опережения впрыска топлива, градусов поворота коленчатого вала для топливного насоса высокого давления ТНВД 773.1111005-20.05 — 2,5±0,5

Проверку установочного угла опережения впрыска топлива для ТНВД 773 двигателя Д-245 производите в следующей последовательности:

— установите поршень первого цилиндра на такте сжатия за 40-50 до ВМТ;

— установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции ТНВД и вместо неё подсоедините контрольное приспособление, представляющее собой отрезок трубки высокого давления длиной 100. 120 мм с нажимной гайкой на одном конце и вторым концом, отогнутым в сторону на 150…170° в соответствии с рисунком 24;

— заполните топливный насос топливом, удалите воздух из системы низкого давления и создайте избыточное давление насосом ручной прокачки до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;

— медленно вращая коленчатый вал дизеля Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление в головке насоса (прокачивающим насосом), следите за истечением топлива из контрольного приспособления.

— В момент прекращения истечения топлива (допускается каплепадение до 1 капли за 10 секунд) вращение коленчатого вала прекратить;

— выверните в соответствии с рисунком 2 фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее установочному углу опережения впрыска топлива.

Рис.2 — Установка фиксатора в отверстие заднего листа и маховика дизеля Д-245

При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике произведите регулировку ТНВД 773, для чего проделайте следующее:

— снимите в соответствии с рисунком 3 крышку люка;

— совместите фиксатор с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;

— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки крепления шестерни привода топливного насоса;

— при помощи ключа поверните за гайку валик топливного насоса против часовой стрелки до упора шпилек в край паза шестерни привода топливного насоса;

— создайте избыточное давление в головке топливного насоса до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;

— поворачивая вал насоса по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление, следите за истечением топлива из контрольного приспособления;

— в момент прекращения истечения топлива прекратите вращение вала и зафиксируйте его, зажав гайки крепления полумуфты привода к шестерне привода.

Произведите повторную проверку момента начала подачи топлива. Отсоедините контрольное приспособление и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
Заверните в отверстие заднего листа фиксатор.

Рис.3 — Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-245

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – полумуфта привода; 6 – шестерня привода топливного насоса

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Насос масляный МТЗ: характеристики, устройство, схемы, сколько зубов на шестерне привода

Чтобы двигатели тракторов МТЗ не выходили из строя из-за высокого трения деталей, на Белорусах используется продуманная система смазки. Ее ключевым компонентом является масляный насос, который осуществляет принудительную подачу масла к трущимся деталям мотора. Система смазывания обеспечивает смазывание подвижных элементов коленвала, распределительного вала, шестерен топливного насоса и промежутки.

Масляный насос на тракторе МТЗ подает техническую жидкость под давлением путем промывания (клапаны) или разбрызгивания. О его характеристиках и устройстве, схеме и основных компонентах, а также о том, как проверить, снять и заменить, поговорим далее в статье.

Устройство системы смазки двигателя

Масляный насос МТЗ 80 и 82 входит в состав системы смазки двигателя. Ее устройство следующее:

  • центрифуга (выполняет центробежную фильтрацию);
  • непосредственно сам маслонасос;
  • маслоприемник;
  • радиатор;
  • трубки;
  • контрольные приборы.

Агрегат используется для перекачки технической жидкости. Чтобы система смазки функционировала должным образом, технические жидкости нужно подбирать с оптимальными показателями вязкости. Для эксплуатации в зимнее время подойдет М8Г2, а летом стоит использовать М10Г2.

Каждые 480 моточасов моторное масло необходимо заменять, а также промывать или устанавливать новый фильтр.

На схеме устройства системы смазывания масляный насос МТЗ 80 (для двигателя Д-240) обозначен цифрой 6. Остальные элементы системы приведены ниже.

1. радиатор7. редукционный клапан
2. маслопроводы8. клапан для слива
3. манометр9. предохранительный клапан
4. сетка10. упорные кольца
5. центрифуга11. патрубок
6. маслонасос12. маслоприемник

Устройство масляного насоса на МТЗ для двигателей Д-240, 243, 245 и модификаций: схема, характеристики

Поскольку масляный насос на МТЗ используется для смазки мотора, подбирать его необходимо по характеристикам и геометрии двигателя. На Белорусы устанавливаются движки Д-240 и Д-245, а также их всевозможные модификации. Поэтому в характеристиках всегда должно быть обозначено, для какой версии двигателя он предназначен.

Рассмотрим далее схемы и устройство масляного насоса на МТЗ 80, 82 (двигатели Д-240, 242, 243 и другие), а также для МТЗ-100, 102 и других тракторов, на которые ставятся силовые агрегаты серии Д-245.

Читайте так же:
Как регулировать фары на гольфе 3

Масляный насос для Д-240

Он шестеренчатого типа, т.е. НШ, одноступенчатый. Агрегат приводится во вращение от коленвала, он устанавливается на крышке первого коренного подшипника.

Насос двигателя НШ состоит из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • ведущей и приводной шестерен;
  • вала;
  • пальца;
  • ведомой шестерни.

Устройство масляного насоса МТЗ 82 следующее. При вращении шестеренок в зоне всасывания создается пониженное давление. За счет разряжения в этой области моторное масло втягивается в маслозаборник. Внутри оно попадает на зубцы шестерен и таким образом перемещается к трубопроводу. По трубкам жидкость подается к трущимся элементам движка.

Шестерни выточены с высокой точностью, как и корпус. Идеальная геометрия обеспечивает равномерный поток технической жидкости. Точность размеров и подгонки деталей настолько важна, что не допускается даже переставлять крышки с двух масляных насосов МТЗ одной модели.

Характеристики масляного насоса Д-240 (Д-242, Д-243) следующие:

  • пропускная способность 36 л/мин при 2320 об;
  • рабочее давление 0,70-0,75 МПа (7-7,5 кгс/см2).
Схема масляного насоса МТЗ-80/82

Устройство масляного насоса МТЗ для двигателя Д-240 и его различных модификаций изображено на следующей схеме.

1. маслозаборник;6. шестерня привода;
2. корпус;7. штифт;
3. палец ведомой шестерни;8. вал;
4. ведомая шестерня;9. ведущая шестерня;
5. крышка;10. патрубок

Масляный насос для Д-245

На тракторы МТЗ-100, 102 устанавливается масляный насос для Д-245. Это так же агрегат НШ, т.е. шестеренного типа. Во вращение он приводится коленвалом и монтируется на крышке 1-го коренного подшипника.

1. маслозаборник;6. шестерня привода;
2. корпус;7. штифт;
3. палец ведомой шестерни;8. вал;
4. ведомая шестерня;9. ведущая шестерня;
5. крышка;10. патрубок

Шестерня привода масляного насоса МТЗ находится на валу (8). Штифт (7) фиксирует ее и не дает смещаться, оставляя возможность только вращаться в одной плоскости. Также на валу стоит ведущая шестерня, а ведомая находится с ней в зацеплении.

Масло в насос Д-245 поступает из картера через маслозаборник. Там жидкость проходит через фильтр, посредством которого удаляются механические включения и загрязнения. Смазка поступает в пространство между зубьями шестеренок маслонасоса. При их вращении жидкость вытесняется далее в магистраль, а затем – подается к трущимся деталям мотора.

Масляный насос Д-260 и модификаций

Насос масляный для ММЗ Д-260 шестеренного типа, односекционный. Во вращение он приводится от коленвала двигателя, как и в предыдущих случаях. В целом устройство помпы МТЗ 1221, 1523 аналогично рассмотренным выше моделям, различаются только характеристики и габариты.

Насос масляный МТЗ 1221 имеет перепускной клапан. Его рабочие характеристики: 0,7-0,75 МПа.

Если на входе давление увеличивается и становится больше рабочего, техжидкость напрямую подается в полость всасывания. Диапазон давления выставляется на стенде, для регулировки используются соответствующие шайбы.

Масляный насос двигателя МТЗ 1221, 1523 для Д-260 всасывает жидкость через маслоприемник из картера. Далее часть масла проходит через полнопоточный фильтр – и затем впрыскивается к элементам мотора, а другая часть пропускается через центробежный фильтр и после очистки снова поступает в картер.

Если трактор запускается на холодную, фильтр не пропускает вязкое масло. В этом случае срабатывает перепускной клапан: он открывается, и техжидкость напрямую подается в маслопровод. В норме перепускной клапан срабатывает, когда показатели превышают 0,13-0,17 МПа. Отрегулировать его нельзя.

Для поддержания рабочего давления в магистрали на уровне 0,28-0,45 МПа в маслонасосе МТЗ 1221/1523 устанавливается предохранительный клапан. Он срабатывает при превышении рабочего давления в маслопроводе: излишки сливаются напрямую в картер.

Менять моторное масло для двигателей Д-260 рекомендуется каждые 250 моточасов.

Неисправности масляного насоса двигателя

Выход из строя маслонасоса приводит к нарушению циркуляции моторного масла и снижает эффективность охлаждения движка. Игнорирование проблемы может нанести значительный ущерб мотору и привести к более дорогому ремонту.

Чаще всего у шестеренчатых НШ возникают следующие неисправности:

  1. Снижается давление.

Проверить масленый насос нужно сразу же, как только загорится индикаторная лампочка на приборной панели.

  1. Повышается давление.

Увеличение давления масла в системе охлаждения также является проблемой. При незначительном его превышении масло просачивается через уплотнители, места присоединения трубок, сальники и т.д. Это неприятно, но не критично.

При значительном превышении рабочего давления перепускные клапаны будут препятствовать подаче техжидкости в систему охлаждения, и мотор просто не заведется.

  1. Повышается расход масла.

Если вы отмечаете значительное увеличение расхода масла, нужно проверить масляный насос двигателя. Если оно просачивается в полость цилиндров, выхлоп изменит цвет.

Причинами неисправностей являются следующие дефекты:

  • Засорение сетки маслоприемника.

Сеточка необходима для фильтрации жидкости на входе масляного насоса. Она забивается, в результате чего снижается давление в системе или подача техжидкости прекращается. Сеточка забивается сильнее при использовании отработки или после промывки силовой установки.

  • Износ внутренней поверхности корпуса (зеркала).

Износ корпуса возникает обычно при превышении моторесурса насоса. В этом случае меняется агрегат целиком, а иногда – вместе с шестерней коленвала.

  • Износ шестерен.

Шестерни масляного насоса подвержены ускоренному износу при использовании неподходящего масла, отработки или при редкой замене техжидкости, когда она густеет.

  • Низкий уровень масла в картере двигателя.

При недостаточном уровне масла насос работает на пределе, перегревается и может сломаться. Нужно следить за уровнем техжидкости и доливать ее по мере необходимости.

Как проверить масляный насос двигателя МТЗ

Проверить маслонасос можно, не снимая его, что позволит быстро получить базовую информацию о состоянии узла. Рассмотрим основные шаги по диагностике без демонтажа.

  • Проверка давления в системе.

Иногда лампочка давления масла работает некорректно и загорается даже в тех случаях, когда показатели находятся в норме. Проверить масляный насос можно, смонтировав манометр вместо датчика аварийки.

Проверять давление нужно на горячую.

  • Проверка и очистка сетки маслоприемника и фильтра.
Читайте так же:
Регулировка клапанов вайпер спорт

Проверить, не забились ли фильтры, можно без демонтажа масляного насоса. Их засорение является частой причиной неисправностей в работе системы охлаждения. Особое внимание нужно уделить сетке маслоприемника – она засоряется чаще всего.

Замена масляного насоса: можно ли поставить другую модель

Масляный насос трактора МТЗ 80, особенно если речь идет о старых Беларусах с Д-240, может не справляться с нагрузкой, поэтому у многих трактористов возникает вопрос, возможна ли замена насоса на другую модель? Например, при установке насоса с шестернями привода с меньшим числом зубьев получился бы прирост по оборотам.

Замена масляного насоса совсем не обязательно должна выполняться на агрегат той же модели. Обычно есть смысл для Д-240 (а иногда и более поздних версий Д-241, Д-242, Д-243 и т.д.) ставить более мощный масляный насос от Д-245.

Чтобы при замене потребовались минимальные переделки, нужно менять одновременно насос и шестерню коленвала.

Все остальные габариты будут идентичными, поэтому с подсоединением маслозаборника и трубок проблем не возникнет.

Для успешной замены масляного насоса МТЗ, если вы хотите заменить его на аналогичный, нужно:

  • уточнить модификацию движка и посмотреть каталожный номер;
  • посмотреть, сколько зубьев на шестерне привода;
  • выбрать запчасти с такими же каталожными номерами (обязательно нужно уточнить число зубов на шестерне привода, иначе детали не встанут).

Для замены маслонасоса на другую версию нужно:

  • выбрать масляный насос для МТЗ с подходящими характеристиками;
  • уточнить, сколько зубьев на шестерне привода;
  • если число зубов совпадает с количеством зубьев на шестерне коленвала, то можно взять только насос, в противном случае для успешной замены надо заказать и шестерню вала, подходящую к нему.

Сколько зубьев на масляном насосе МТЗ

Если с размерами и характеристиками маслонасосов для МТЗ производитель не мудрил, то число зубов – совсем иное дело. Часто понять, сколько зубьев на шестерне привода, невозможно даже по каталожному номеру. Точно определить параметры деталей под замену можно, осмотрев привод стоящего на тракторе насоса. Самые распространенные варианты – на 28 и 32 зуба. Они встречаются чаще всего, но далеко не единственные.

При подборе шестерни привода можно руководствоваться следующей таблицей.

ТракторДвигательШестерня приводаШестерня насоса
МТЗ 80, 82, 80л, 82лД-24042 зуба32 зуба
МТЗ 80, 82Д-243 (до 1998 года)38 зубьев36 зубьев
МТЗ 80, 82Д-243 (современные модификации)42 зуба32 зуба
МТЗ 82, 952, 100, 102, 890, 892Д-24546 зубов28 зубов
МТЗ 50, 52, 50л, 52лД-5046 зубов28 зубов
МТЗ 1221, 1523Д-26050 зубов27 зубов

Таблица носит ознакомительный характер, в ней собраны самые распространенные варианты шестерней привода. Лучше всего уточнить, сколько зубьев на вашем масляном насосе, чтобы не ошибиться с выбором запчастей.

Топливная аппаратура: насос топливный, регулятор топлива

Топливная аппаратура: насос топливный, регулятор топлива 05 апреля 2012

На двигателе Д-240 устанавливается четырехплунжерный топливный насос высокого давления УТН-5. Насос прикреплен с левой стороны двигателя к щиту распределения и приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни.

Назначение топливного насоса — подавать топливо через форсунки в камеры сгорания под высоким давлением в определенный момент строго дозированными порциями, соответствующими нагрузке двигателя. Топливный насос трактора МТЗ-80 объединен в один агрегат с всережимным центробежным регулятором и подкачивающим насосом.

Для доступа к деталям насоса в корпусе имеется боковой люк, закрываемый крышкой. Осевой люфт кулачкового вала в шарикоподшипниках устанавливайте набором регулировочных прокладок. На передней части кулачкового вала с помощью гайки закреплена шлицевая втулка, через которую вал соединяется с шестерней привода топливного насоса и компрессора.

От разворота в корпусе толкатели фиксируются болтами. В толкатель ввернут болт с контргайкой, служащий для регулировки начала подачи топлива по углу поворота кулачкового вала. Правильное положение втулки плунжера относительно корпуса насоса обеспечивается цилиндрическим штифтом, который от осевого перемещения удерживается крышкой. Поворотная втулка имеет пазы для соединения с хвостовиком плунжера. Количество впрыскиваемого секциями топлива и равномерность подачи регулируется поворотом втулки относительно зубчатого венца.

Для поворота втулки необходимо предварительно ослабить стяжной винт зубчатого венца. При вращении кулачкового вала топливного насоса плунжерам сообщается возвратно-поступательное движение. При движении плунжера вниз под действием пружины топливо под давлением 0,7—1,2 кгс/см2 (0,07—0,12 МПа), создаваемым подкачивающим насосом, поступает в канал корпуса и через впускное отверстие втулки в надплунжерное пространство.

При движении плунжера вверх топливо перепускается в канал до тех пор, пока торцевая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки. При дальнейшем движении плунжера вверх давление возрастает и при значении, равном 175—180 кгс/м2 (17,5—18,0 МПа), начинается впрыск топлива в цилиндр двигателя. Конец нагнетания (отсечка) топлива происходит в момент, когда винтовая кромка плунжера откроет отсечное отверстие во втулке плунжера. Давление топлива в топливопроводе резко падает и нагнетательный клапан под действием пружины садится на седло. При перемещении рейки плунжер поворачивается и регулирующая винтовая кромка открывает отверстие втулки раньше или позже, а следовательно, изменяется и количество подаваемого топлива.

Перепускной клапан установлен в задней части головки топливного насоса и служит для перепуска излишка топлива, подаваемого подкачивающим насосом, и поддержания необходимого давления (0,7—1,2 кгс/см2) в каналах головки топливного насоса УТН-5. Излишек топлива через клапан и трубу поступает в подкачивающий насос. Болт предназначен для удаления воздуха из топливных каналов насоса. Система смазки топливного насоса УТН-5 объединена с регулятором. Заливка масла в насос осуществляется через маслозаливное отверстие корпуса регулятора, закрываемое пробкой, уровень масла контролируется по контрольной пробке; слив масла — через сливное отверстие, закрываемое пробкой. Сливная трубка служит для слива излишков смазки и просочившегося топлива из корпуса насоса. Для вентиляции полостей насоса на крышке регулятора установлен сапун с поропластовым фильтром.

Читайте так же:
Регулировка сцепления юмз схема на снятом двигателе

Регулятор числа оборотов — всережимный, механический, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая заданное водителем число оборотов. Регулятор установлен на заднем торце топливного насоса, имеет корректор подачи топлива и автоматический обогатитель.

В корпусе регулятора на оси установлены основной и промежуточный рычаги регулятора. На промежуточном рычаге расположена опорная пята, корректор топливоподачи и шпилька для крепления пружины обогатителя. Верхняя часть промежуточного рычага соединена тягой с рейкой насоса. Корректор топливоподачи состоит из корпуса, штока, винта, регулировочной прокладки и пружины.

Величина выступания штока корректора регулируется прокладками, а усилие затяжки пружины — винтом. Болт номинала ограничивает перемещение основного рычага в сторону увеличения подачи топлива при частоте вращения двигателя ниже номинальной. Основной и промежуточный рычаги связаны между собою болтом, обеспечивающим необходимый угловой люфт между рычагами. Пружина регулятора одним концом соединена с основным рычагом, другим — посредством серьги с рычагом пружины.

Рычаг пружины жестко установлен на лысках рычага и стопорится клеммовым соединением. В наружный прилив корпуса регулятораввернут винт, ограничивающий угловой поворот рычага и,следовательно, натяжение пружины регулятора. Поворот промежуточного рычага на обогащение осуществляется цилиндрической пружиной. На задний конец кулачкового вала насоса монтируется ведущая шайба привода регулятора, которая от проворачивания фиксируется на лысках вала. Ступица грузов, подсобранная с грузами, упорным подшипником и четырьмя резиновыми сухариками амортизатора, одевается на вал и стопорится пружинным кольцом. При пуске двигателя (положение «А») рычаг управления регулятором поворачивается до упора в винт. При этом натягиваются одновременно пружина регулятора и обогатителя. Пружина регулятора прижимает основной рычаг к головке болта номинала, а пружина обогатителя подает промежуточный рычаг с тягой и рейкой в сторону обогащения подачи топлива.

После пуска двигателя грузы регулятора под действием центробежных сил расходятся и через упорный подшипник, муфту и пяту перемещают промежуточный рычаг, преодолевая сопротивление пружин. Промежуточный рычаг через тягу передвигает рейку до тех пор, пока не устанавливается подача, необходимая для работы двигателя на холостом ходу (положение «Б»). При работе двигателя под нагрузкой (положение «В») требуемый скоростной режим двигателя устанавливается рычагом.

При повороте рычага в сторону винта растягивается пружина. При этом рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива. Обороты двигателя увеличиваются до тех пор, пока не уравновесятся центробежные силы грузов и усилие пружины, т.е. установится заданный водителем скоростной режим работы двигателя, соответствующий имеющейся нагрузке.

В случае кратковременной перегрузки двигателя при неизменном положении рычага управления обороты коленчатого вала уменьшаются. Это вызывает уменьшение центробежных сил грузов и перемещение муфты под действием пружины в сторону насоса. При этом основной рычаг упирается в головку болта, а промежуточный рычаг под действием пружины корректора перемещается в сторону увеличения подачи топлива, что обеспечивает увеличение крутящего момента двигателя и преодоление кратковременной перегрузки. Степень корректирования подачи топлива при временной перегрузке зависит от того, на сколько выступает шток из корпуса корректора, а также от усилия затяжки пружины корректора. Для остановки двигателя (положение «Д») рычаг передвигается вперед по ходу трактора до отказа. При этом полностью сжатая пружина перемещает основной рычаг до упора в винт. Центробежная сила вращающихся грузов передвигает промежуточный рычаг, а вместе с ним и рейку в крайнее положение, отключая подачу топлива.

Технико-экономические значения дизельного двигателя трактора МТЗ-80 напрямую зависят от технического состояния топливоподающей системы. Общая мощность максимально изношенного дизельного двигателя, при хорошо отрегулированной топливной аппаратурой, является на 5-10% ниже от номинальной. Между тем, если топливная аппаратура трактора МТЗ-80 плохо отрегулирована или неисправна, то мощность, даже абсолютно нового двигателя, может упасть на 25, а то и 30 процентов!

Основное назначение дизельной топливной аппаратуры трактора МТЗ-80 заключается в равномерной подачи топлива по цилиндрам, объем которого зависит от степени нагрузки на силовой агрегат. Топливо поступает в цилиндры дизельного двигателя в четко определенное время и под нужным давлением.

В настоящее время выпускается несколько видов топливоподающей аппаратуры: одноплунжерные насосы распределенного типа и рядные топливные насосы. Первый тип топливной аппаратуры значительно превосходит по своим размерам и массе рядные топливные насосы.

Широко распространено применение закрытых форсунок оснащеных многодырчатым распылителем. Принцип работы их отличен от штифтовых форсунок. Форсунки изготавливаются с большой точностью, т.к. зазоры в прецизионных парах очень малы.

В процессе эксплуатации топливной аппаратуры трактора МТЗ-80, необходимо переодически контролировать момент начала впрыска топлива и значение цикловой подачи. Это связано с тем, что элементы насоса изнашиваются неравномерно. При эксплуатации топливной аппаратуры трактора МТЗ-80, могут закоксовываться распыливающие элементы, компоненты распылителя покрываются смолами и утрачивают подвижность, изнашиваются форсунки и регуляторы.

Как только начинает изнашиваться поверхности втулки и плунжера, то понижается давление, создаваемое насосным отделом, происходит увеличение утечки топлива, в корпусе насоса масло становится жидким и нарушается угол подачи топлива. Изношенные детали топливной аппаратуры влияют на равномерность подачи топлива в дизельный двигатель.

На дизельные двигатели оснащаются всережимными регуляторами, которые способны автоматически поддерживать равномерную работу двигателя при любом скоростном режиме, обусловленный в конструкции.

При появлении зазоров в устройстве регулятора происходит нарушение его работы: ослабленная пружина является причиной низкой частоты вращения вала дизельного двигателя, а также уменьшается впрыск топлива при нормальной нагрузке.

Регулятор топливного насоса

Регулятор топливного насоса — центробежный всережимный, автоматически поддерживает заданную водителем частоту вращения коленчатого вала дизеля. Регулятор автоматически изменяет количество топлива которое подается насосом в цилиндры дизеля, при изменении нагрузки на дизель.

Устройство

  • Регулятор топливного насоса смонтирован в корпусе, прикрепленном к корпусу топливного насоса, и приводится в действие кулачковым валом насоса.
  • На граненой части хвостовика кулачкового вала устанавливается приводная шайба с двумя поводками, а на цилиндрической — ступица грузов также с двумя поводками и упорным подшипником.
  • Между поводками приводной шайбы и ступицы грузов уложены резиновые сухари, которые являются упругими элементами привода. Подшипник воспринимает осевые усилия ступицы грузов, возникающие при работе регулятора.
  • От осевого перемещения в противоположном направлении ступица грузов фиксируется стопорным кольцом, установленным в канавке кулачкового вала. На ступице шарнирно крепятся четыре груза.
  • При вращении кулачкового вала грузы расходятся и нажимают лапками на упорный подшипник, передают усилие муфте и ролику промежуточного рычага.
  • Промежуточный рычаг свободно сидит в нижней части корпуса регулятора на оси, а верхним концом с помощью тяги связан с рейкой топливного насоса. Кроме того, промежуточный рычаг соединяется пружиной обогатителя с рычагом, жестко связанным с рычагом управления.
  • На промежуточном рычаге устанавливается корректор подачи топлива, состоящий из корпуса, штока, пружины и регулировочного винта.
  • Кроме промежуточного рычага на оси также свободно сидит основной рычаг. Верхним концом основной рычаг с помощью пружины регулятора и серьги соединен с рычагом, а через него с рычагом управления.
  • Перемещение основного рычага в сторону топливного насоса (в сторону увеличения подачи топлива) ограничивается головкой винта номинала, ввернутого в корпус регулятора, а промежуточного — головкой болта, ввернутого в основной рычаг. Перемещение рычагов в противоположную сторону ограничивается винтом-упором.
Читайте так же:
Синхронизация времени на самсунг

Схема работы регулятора топливного насоса

а — при пуске дизеля; б — при наибольшей частоте вращения; в — при номинальной нагрузке; г — при перегрузке дизеля; д — при остановке дизеля; 1 — промежуточный рычаг; 2 — основной рычаг; 3 — болт; 4 и 13 — винты; 5 — шток; 6 — корпус корректора; 7 и 11 — пружины; 8 — тяга; 9 — рейка; 10 — рычаг пружины; 12 — рычаг управления; 14 — муфта; 15 — грузы.

Принцип работы

При пуске дизеля рычаг управления устанавливают в положение наибольшей подачи топлива до упора в винт, ввернутый в наружный прилив корпуса регулятора.

  • При этом рычаг натягивает одновременно пружину регулятора и пружину обогатителя. Пружина регулятора прижимает основной рычаг к головке винта номинала, а пружина обогатителя подает промежуточный рычаг с тягой и рейку насоса вправо, обеспечивает необходимое для пуска дизеля увеличение цикловой подачи топлива.
  • При увеличении частоты вращения вала насоса, после пуска дизеля, центробежная сила разводит грузы. Лапки грузов нажимают на подшипник и муфту регулятора и перемещают их влево. Поворачивается промежуточный рычаг, и через тягу передвигает рейку в сторону уменьшения подачи топлива.
  • На наибольшей частоте вращения холостого хода рычаг управления упирается в винт. При этом центробежная сила грузов уравновешивается усилием пружины регулятора, а рейка насоса устанавливается в промежуточное положение, при котором подача топлива соответствует заданной наибольшей частоте вращения коленчатого вала дизеля.
  • Шток корректора утоплен, пружина корректора сжата, основной и промежуточный рычаги регулятора прижаты один к другому и работают как один рычаг.
  • При номинальной нагрузке дизеля частота вращения валов дизеля и насоса снижается. Центробежная сила грузов уменьшается, и рычаги под действием пружины регулятора перемещаются вправо, двигая рейку в сторону увеличения подачи топлива. При номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля основной рычаг вплотную подходит к головке винта номинала.
  • Усилие грузов уравновешивается усилием пружины регулятора топливного насоса, и рычаг касается головки болта номинала, упираясь в нее при мгновенном увеличении нагрузки и отрываясь при уменьшении нагрузки. Подача топлива изменяется соответственно колебаниям рычага.
  • При перегрузке дизеля, когда под влиянием внешней нагрузки частота вращения его вала и вала насоса снижается, центробежная сила грузов регулятора уменьшается, и пружина поворачивает основной рычаг вправо до упора в головку винта.
  • Шток корректора, упирается в рычаг, перемещает промежуточный рычаг и соединенную с ним рейку топливного насоса в сторону увеличения подачи топлива, что обеспечивает увеличение крутящего момента дизеля и преодоление перегрузки. Степень корректирования подачи топлива при временной перегрузке зависит от того, насколько выступает шток из корпуса корректора и каково усилие затяжки пружины корректора.

Остановка двигателя

  • Рычаг управления отклоняют вправо вперед по ходу трактора. При этом рычаг через пружину регулятора передвигает основной рычаг к задней стенке корпуса регулятора топливного насоса. Основной рычаг посредством болта увлекает за собой промежуточный рычаг, который перемещает рейку на выключение подачи топлива.
  • При резком выключении подачи из положения максимальной или номинальной частоты вращения промежуточный рычаг с рейкой перемещается энергией грузов.

Различия моделей

Регулятор топливного насоса дизелей Д65Н1 и Д65М1 отличается от регуляторов насосов, устанавливаемых на дизели других марок, в основном массой грузов и размерами пружин, что зависит от частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Смазка

Топливный насос и регулятор смазываются маслом, заливаемым через маслозаливное отверстие в корпусе регулятора.
Уровень масла проверяют по контрольному отверстию в корпусе насоса.

С противоположной стороны контрольного отверстия, установлена трубка для слива излишков масла и топлива, просочившегося в корпус при работе насоса.

Для сообщения полостей насоса и регулятора с атмосферой на крышке регулятора установлен сапун с поропластовым фильтром. Пробка предназначена для слива масла из корпусов насоса и регулятора при его замене.

Клапан перепускной ТНВД: давление топлива — под контролем

Клапан перепускной ТНВД: давление топлива — под контролем

Перепускной клапан ТНВД

Поддержка постоянного давления топлива в ТНВД дизельных двигателей — обязательное условие работы данного агрегата и всей системы питания. Постоянство давления достигается применением перепускных (редукционных) клапанов — все об этих деталях, их типах и конструкции, работе и замене читайте в статье.

Что такое перепускной клапан ТНВД

Перепускной клапан ТНВД (редукционный клапан) — узел топливного насоса высокого давления систем питания дизельных двигателей, регулируемый клапан (гидравлический дроссель) для слива излишков топлива и поддержания необходимого давления топлива в насосе.

Читайте так же:
Регулировка клапанов митсубиси фусо кантер 4м50

Перепускной клапан выполняет несколько функций:

  • Слив избыточного топлива из насоса;
  • Удаление воздуха, попавшего в топливную систему;
  • Поддержка постоянного давления топлива внутри насоса (в каналах насосных секций многосекционных ТНВД и в корпусе распределительных ТНВД).

Редукционный клапан представляет собой автоматический гидравлический дроссель — устройство, создающее сопротивление потоку жидкости и обладающее возможностью изменять интенсивность этого потока в зависимости от гидравлического давления. В определенном диапазоне давлений перепускной клапан закрыт или создает высокое сопротивление потоку жидкости, при превышении некоторого порогового давления клапан открывается и сбрасывает излишки топлива из насоса, предотвращая дальнейший рост давления.

Перепускной клапан входит в состав секции низкого давления ТНВД, он работает автоматически и лишь нуждается в регулировании для установления порога срабатывания.

Типы, конструкция и принцип работы перепускного клапана ТНВД

Конструкция перепускного клапана ТНВД

Конструкция перепускного клапана ТНВД

Прежде всего, следует отметить, что сегодня существует несколько типов клапанов, обеспечивающих перепуск топлива в ТНВД:

  • Перепускной (редукционный) клапан в многосекционных насосах;
  • Перепускной (редукционный) клапан регулирования давления внутри корпуса (на входе в насосную секцию топливоподкачивающего насоса) в ТНВД распределительного типа;
  • Клапан дросселирования перепуска в насосах распределительного типа.

Каждый из клапанов имеет свои конструктивные особенности и занимает определенное место в топливном насосе высокого давления.

Перепускной клапан в многосекционных ТНВД. Данный клапан устанавливается в передней стенке корпуса насоса, он связан с каналами подачи топлива от топливоподкачивающего насоса на нагнетательные секции. Конструктивно клапан очень прост: его основу составляет корпус, внутри которого располагается подпружиненный запорный элемент в виде шарика или диска. Корпус может быть двух типов:

  • Болт. Клапан выполнен в виде болта, внутри которого располагается запорный элемент, а на стенках выполнено два или более отверстий для отвода топлива в обратную магистраль. Болт вворачивается в корпус насоса, он удерживает соединительный ниппель, к которому присоединяется обратная магистраль;
  • Штуцер. Клапан выполнен в виде штуцера, внутри которого располагается запорный элемент. Штуцер вворачивается в корпус насоса, а к наружной резьбе присоединяется обратная магистраль.

Работает перепускной клапан этого типа следующим образом. При низком давлении в подводящей магистрали клапан закрыт за счет усилия пружины — топливо подается к нагнетательным секциям. При изменении режима работы двигателя меняется и работа ТНВД и топливоподкачивающего насоса, в какой-то момент давление топлива в подводящей магистрали повышается, что может затруднять работу нагнетательных секций. При превышении порогового давления (которое лежит на уровне 58-80 кПа) преодолевается усилие пружины и клапан открывается — происходит сброс излишков топлива в бак через обратную магистраль. При падении давления клапан вновь закрывается.

Следует отметить, что в многосекционных насосах редукционный клапан отвечает, в основном, за отвод излишком топлива, а удаление воздуха из системы осуществляется клапаном-жиклером, установленным на фильтре тонкой очистки топлива.

Перепускной клапан распределительных ТНВД. Данный клапан выполняет те же функции, что и перепускной клапан многосекционных насосов. Он устанавливается сразу за топливоподкачивающим насосом и осуществляет сброс излишков топлива при повышении давления. Клапан может выполняться в виде болта или штуцера, также он может встраиваться непосредственно в корпус насоса.

Клапан дросселирования перепуска распределительных ТНВД. Данный узел объединяет в себе две детали — жиклер слива топлива и собственно перепускной клапан. В насосах распределительного типа присутствует сливной жиклер — отверстие малого диаметра, через которое постоянно осуществляется слив топлива в обратную магистраль. Жиклер обеспечивает циркуляцию топлива через насос, за счет чего происходит охлаждение деталей агрегата и удаление из него воздуха. В некоторых насосах жиклер как таковой отсутствует, он объединяется с клапаном дросселирования перепуска, который при низком давлении всегда пропускает некоторое количество топлива, а при росте давления открывается и сбрасывает излишки топлива в обратную магистраль.

Клапан дросселирования перепуска имеет конструкцию, аналогичную обычному перепускному клапану, однако в его корпусе выполнено дополнительное отверстие малого диаметра — жиклер, постоянно соединенный с обратной магистралью. Запорный элемент клапан находится выше жиклера и не закрывает его. При росте давления запорный элемент преодолевает упругость пружины, поднимается и открывает основное сливное отверстие — в этом случае излишки топлива поступают в обратную магистраль. При падении давления запорный элемент возвращается в первоначальное положение и слив топлива происходит только через жиклер.

Клапан дросселирования перепуска обычно выполняется в виде болта, который вворачивается в резьбу на корпусе ТНВД и соединяется с обратной магистралью с помощью ниппеля.

Правильный выбор и замена перепускного клапана ТНВД

Редукционные клапаны имеют крайне простое устройство, однако они постоянно подвергаются высоким нагрузкам и довольно часто выходят из строя. Неисправность клапана проявляется ухудшением работы двигателя — он теряет приемистость и на некоторых режимах заметны ухудшения его характеристик. В этих случаях необходимо демонтировать и проверить клапан, и, если он неисправен — произвести замену.

Для замены необходимо выбирать перепускной клапан того же типа и модели, что установлен на ТНВД производителем — только в этом случае есть гарантии, что клапан имеет необходимые характеристики и обеспечит нормальную работу насоса. Многие клапаны допускают регулировку давления, при котором происходит перепуск топлива — данную регулировку необходимо производить в строгом соответствии с инструкцией по ТО и ремонту автомобиля/трактора. Как правило, регулировка сводится к изменению числа шайб, подкладываемых под головку клапана, хотя здесь есть и исключения — все зависит от конкретного типа устройства.

При верном выборе, замене и регулировке редукционного клапана топливный насос будет эффективно работать на всех режимах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики силового агрегата.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector