Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник
Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник
В магазине, офисе и кафе должна соблюдаться пожарная безопасность. За этим следит МЧС. В законах нигде не сказано, кто отвечает за сигнализацию, схемы выхода и огнестойкий ремонт, если помещение в аренде. Арендаторы и собственники часто перекладывают ответственность друг на друга. Но заплатить штраф и ответить за пожар рискуют оба — суды разбирались уже не раз.
Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара
Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.
За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.
Для физлиц | Для директоров ООО | Для ИП | Для ООО |
---|---|---|---|
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ | Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ | Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ | Штраф от 150 000 до 200 000 ₽ |
Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.
За одно нарушение можно получить два штрафа — проверяющим МЧС это разрешили. Сначала штрафуют по результатам проверки и говорят, что сделать. Наказали за отсутствие огнетушителей и узкие двери — надо исправить. Инспекторы обязательно придут с контролем. Если забить и не разобраться, снова оштрафуют по ст. 19.5 КоАП РФ.
Кто должен обеспечить пожарную безопасность в помещении: арендатор или собственник
За пожарную безопасность могут наказать и собственника помещения, и арендатора. Так сказано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Обязанности по ремонту и оборудованию средствами пожаротушения разделяют в договоре аренды. Но часто такого пункта в договоре нет.
Есть пункт о пожарной безопасности
Хлопоты и траты по пожарной безопасности в помещении берёт на себя тот, кого указали в договоре аренды. Это следует из вопроса 14 Обзора ВС РФ от 27.09.2006 г.
В любом случае арендатор заботится о безопасности и отвечает за пожар только в границах своего помещения. За соседские офисы, общие лестницы, выходы, чердаки и подвалы арендатор не отвечает. А вот инструктаж работников полностью лежит на нём.
Нет пункта о пожарной безопасности
Если в договоре аренды о пожарной безопасности ни слова, работают следующие правила.
Арендатор отвечает за первичные меры пожарной безопасности. Это огнетушители, пожарные щиты, локальная сигнализация, план эвакуации, указатели выхода, безопасный косметический ремонт. Оборудование арендатор покупает и монтирует за свои деньги. Перевести стрелки на собственника не получится. Считается, это расходы на содержание имущества по ст. 616 ГК РФ.
Например, сервисный центр оштрафовали на 20 000 ₽. Сотрудники предпринимателя не прошли противопожарный инструктаж. В помещении висели светильники со снятыми колпаками, тут же стояла бутылка бензина. Двери склада сделаны из пожароопасного материала. Не было огнетушителей, сигнализации и вентиляции против дыма.
Арендатор отвечает за любые нарушения, если они появились из-за его работы или перепланировки, которую он сделал.
Например, фирму оштрафовали на 150 000 ₽. Эвакуационные пути здания были заставлены материалами и товаром фирмы.
Собственник помещения отвечает за капитальные пожарные меры и здание в целом по ст. 616 ГК РФ. Например, за ширину эвакуационных выходов, пожарные подъезды, сигнализацию всего здания.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Полезные советы арендатору
Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.
Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.
В договоре пишут примерно так:
«Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.
Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».
Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по установке автоматической пожарной сигнализации, согласно проектов 02/19-ПС2 и 02/19-ПС1, в зданиях административно-бытового корпуса кузнечно-прессового цеха и административно-бытового корпуса №2 литейного цеха.
Выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по установке автоматической пожарной сигнализации, согласно проектов 02/19-ПС2 и 02/19-ПС1, в зданиях административно-бытового корпуса кузнечно-прессового цеха и административно-бытового корпуса №2 литейного цеха.
Ускоренная регистрация за 1 час!
Срок рассмотрения документов для регистрации на ЭТП ГПБ,по регламенту площадки, составляет пять рабочих дней.
Документация процедуры
Нет прикрепленных документов
Сведения об организаторе
Наименование организатора Организатор
Общество с ограниченной ответственностью «Уральский металлургический завод»
Все закупки и тендеры УМЗ
620010, Российская Федерация, Свердловская область, Екатеринбург, пер.Хибиногорский, 33
620010, Российская Федерация, Свердловская область, Екатеринбург, пер.Хибиногорский, 33
Адрес электронной почты
Ф.И.О. контактного лица
Озорнин Юрий Викторович
Место рассмотрения предложений
Комплекс бизнес услуг для поставщика в финансовом супермаркете ЭТП ГПБ!
www.etpfs.ru +7 800 100 66 20 info@etpfs.ru
Список лотов
Выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по установке автоматической пожарной сигнализации, согласно проектов 02/19-ПС2 и 02/19-ПС1, в зданиях административно-бытового корпуса кузнечно-прессового цеха и административно-бытового корпуса №2 литейного цеха.
Этапы закупочной процедуры
Дата и время окончания срока приема заявок
Дата и время вскрытия заявок
Подведение итогов не позднее
Прием заявок на участие
Дата подведения итогов
Цена договора и требования к обеспечению
Выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по установке автоматической пожарной сигнализации, согласно проектов 02/19-ПС2 и 02/19-ПС1, в зданиях административно-бытового корпуса кузнечно-прессового цеха и административно-бытового корпуса №2 литейного цеха.
Цена не указана
Размер обеспечения заявки (в рублях)
Для заключения контракта предоставьте банковскую гарантию
* Если это является обязательным условием
Получите банковскую гарантию с помощью сервиса ЭТП ГПБ
Количество поставляемого товара/объем выполняемых работ/оказываемых услуг
Выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по установке автоматической пожарной сигнализации, согласно проектов 02/19-ПС2 и 02/19-ПС1, в зданиях административно-бытового корпуса кузнечно-прессового цеха и административно-бытового корпуса №2 литейного цеха. Работы выполняются силами и средствами подрядчика под ключ: поставка оборудования/материалов/комплектующих; монтаж систем пожарной сигнализации; составление исполнительной документации; пуско-наладочные работы; сдача в эксплуатацию.
Место поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг
г.Екатеринбург пер.Хибиногорский 33Рассчитать логистику >
Условия оплаты и поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг
Требования к электронной подписи поставщиков
Подавать заявки без использования ЭП
Требования к документации
Официальный сайт, на котором размещена документация
620010, Российская Федерация, Свердловская область, Екатеринбург, пер.Хибиногорский, 33
Технические условия на установку пожарной сигнализации
1. Возможна ли совместная прокладка огнестойких кабелей в одном лотке, разделённом металлическими перегородками (ОКЛ), систем пожарной сигнализации, громкоговорящей связи, сетей связи, видеонаблюдения, автоматики дымоудаления и автоматического пожаротушения (12 В и
220 В на ОЗК) согласно пункту 13.15.14 СП 5.13130.2009?
2. Возможна ли транзитная прокладка огнестойких кабелей питания и управления систем пожарной автоматики через пожароопасное помещение склада от помещения с расположенным в нём щитом управления дымоудалением до помещения оператора согласно пункту 13.15.13 СП 5.13130.2009?
Ответ на вопрос № 1
а) Необходимо руководствоваться более жёстким требованием пункта 4.14 свода правил СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности, который не допускает совместную прокладку кабельных линий и электропроводок систем противопожарной защиты (СПЗ) на одном лотке с другими кабелями и проводами, а именно: «Не допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке«.
б) Совместная прокладка кабельных линий СПЗ на одном лотке с другими линиями СПЗ (групповая прокладка) нормативными требованиями не запрещена — см. пункт 4.5 СП 6.13130.2013, в том числе электропроводок СПЗ напряжением 110 В — при условии их размещения в отдельном отсеке, образованном сплошной продольной перегородкой с пределом огнестойкости 0,25 ч из негорючего материала. — см. второй абзац пункта 13.15.14 свода правил СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
в) Имеющиеся разъяснения ФГБУ ВНИИПО МЧС России (см. информацию по адресу: https://morozofkk.ru/pisma-mchs/id344/) о том, что совместная прокладка слаботочных кабелей системы противопожарной защиты с другими кабелями слаботочных систем в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке пунктом 4.14 СП 6.13130.2013 допускается при использовании кабелей, обеспечивающих недопустимость возникновения их отрицательного влияния друг на друга с точки зрения электромагнитной совместимости (применение экранированных кабелей, кабелей с витыми парами), юридической силы не имеют, поэтому такие проектные решения могут быть не приняты экспертными и надзорными органами при наличии прямого запрета в пункте 4.14 СП 6.13130.2013.
г) В случае необходимости принятия проектного решения о совместной прокладке слаботочных кабелей СПЗ с другими кабелями на одном лотке, представляется целесообразным разработать специальные технические условия, согласно части 2 статьи 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, основываясь на положении пункта 6.8 окончательной редакции проекта нового свода правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электроснабжение и электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
Ответ на вопрос № 2
а) Пункт 15.2 свода правил СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования гласит: «Питание электроприемников следует осуществлять согласно ПУЭ Правила устройства электроустановок с учетом требований 15.3, 15.4».
Пункт 7.4.37 ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 6 гласит: «Через пожароопасные зоны любого класса, а также на расстояниях менее 1 м по горизонтали и вертикали от пожароопасной зоны запрещается прокладывать не относящиеся к данному технологическому процессу (производству) транзитные электропроводки и кабельные линии всех напряжений».
Таким образом, транзитная прокладка кабеля питания систем пожарной автоматики через рассматриваемое пожароопасное помещение не допускается.
б) При осуществлении транзитной прокладки кабеля управления систем пожарной автоматики через пожароопасную зону необходимо руководствоваться требованиями пункта 13.15.13 СП 5.13130.2009.
"Письмо" ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 01.10.2019 N 1653-1-29-11-2 "О разъяснении требований пожарной безопасности"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
ПИСЬМО
от 1 октября 2019 г. N 1653-1-29-11-2
О РАЗЪЯСНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассмотрев по поручению руководства МЧС России обращение, поступившее на сайт МЧС России в электронной форме, направляю мнение специалистов института.
Начальник института
Д.М.ГОРДИЕНКО
Приложение
к письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России
от 01.10.2019 N 1653-1-29-11-2
Мнение специалистов института
Рассмотрев по поручению руководства МЧС России обращение специалистами института подготовлено следующее мнение.
1. По вопросам N 1 и 3.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225) (далее Положение).
Положением установлен перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — Перечень).
Согласно разъяснениям МЧС России (инф. письмо от 28.05.2018 48-2644-19) для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений в рамках вышеуказанной деятельности могут привлекаться организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России. Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений, в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее — Правила противопожарного режима), лицензия МЧС не требуется.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее — Технический регламент) определено, что внутренний противопожарный водопровод и источники наружного противопожарного водоснабжения могут использоваться в качестве источников противопожарного водоснабжения, которые в свою очередь согласно Главе 14 настоящего Федерального закона входят в состав системы противопожарной защиты объекта.
2. По вопросам N 2 и 4.
По мнению специалистов института, для ежегодной перекатки пожарных рукавов в рамках исполнения пункта 57 Правил противопожарного режима лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется.
Также сообщаю, что услуга (работа) по проведению испытаний, ежегодных осмотров наружных пожарных лестниц и ограждений кровли в Перечне не представлена.
Таким образом, для выполнения работ, изложенных в вопросе N 4 обращения, лицензия МЧС не требуется.
3. По вопросу N 5.
При выполнении правообладателем условий соответствия объекта защиты (указанного в обращении) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных частью 3 статьи 6 Технического регламента, должностное лицо органа ГПН при проведении проверки и выявлении нарушений требований сводов правил, в предписании указывает ссылку на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.
Для полноты информации также включаются ссылки на пункты сводов правил.
Кроме того для объектов защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки, к объекту предъявляются требования пожарной безопасности, задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91).
При несоответствии объекта защиты декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа (свода правил), указанного в декларации.
4. По вопросу N 6.
В соответствии со статьями 5, 52 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, составной частью которой является система противопожарной защиты, обеспечивающая защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом, одним из способов указанной защиты является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Согласно пункту 2 части 2 статьи 53 Технического регламента для безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное их движение по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
В настоящее время требования пункта 36 Правил противопожарного режима запрещают загромождать эвакуационные пути и выходы, а также блокировать двери эвакуационных выходов в целях обеспечения свободной эвакуации людей и недопущения ухудшения условий эвакуации из соседних квартир.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25), пунктом 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) при пользовании жилыми помещениями граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов для руководителей организаций и граждан установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Обязанности граждан и организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлены также в статьях 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее — Федеральный закон N 69).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда на основании статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором, а для приватизированных квартир ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на собственников жилья.
Отношения, связанные с самовольной установкой дверей в общих поэтажных коридорах многоквартирного жилого дома, которые в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не являются частью квартиры, а являются имуществом общего пользования проживающих в многоквартирном доме, или могут являться общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, рассматриваются, в первую очередь, как жилищные правоотношения. А препятствия, возникающие с самовольной установкой дверей и осложняющие выход из общих поэтажных коридоров многоквартирного жилого дома, могут являться нарушением жилищных прав проживающих в многоквартирном доме по причине нарушения, связанного, в том числе, с нарушением требований пожарной безопасности.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2013 N 493. При этом, предметом проверки является, в том числе, проверка соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Органы государственного жилищного надзора должны, в том числе обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях.
Для организации эффективного взаимодействия с населением, на жилищный надзор в лице региональной жилищной инспекции возложены обязанности по ведению приема граждан, полному и своевременному рассмотрению поступающих обращений, принятию решения в установленные законом сроки.
Для решения проблемы, указанной в обращении, необходимо обратиться в государственную жилищную инспекцию.
5. По вопросам N 7 и 8 (часть 1).
По мнению специалистов института, под специальными выносными устройствами оповещения, указанными в части 7 статьи 83 Технического регламента, следует понимать органы звуковой сигнализации и световой индикации приборов приемно-контрольных и управления пожарных, а также их компоненты, предназначенные для расширения или дублирования функций звуковой сигнализации и световой индикации данных приборов (выносные панели (блоки) индикации).
Учитывая изложенное, для реализации отдельных положений части 7 статьи 83 Технического регламента, озвученных заявителем в обращении, необходимо руководствоваться пунктом 13.14.5 свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", а именно, организовать круглосуточное дежурство на защищаемом объекте защиты (помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство", с установленными в нем приборами приемно-контрольными и управления пожарными или выносными устройствами световой индикации и звуковой сигнализации), либо в ином месте, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств с объекта защиты в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.
6. По вопросу N 8 (часть 2).
Согласно статье 25 Федерального закона N 69, обучение мерам пожарной безопасности работников является дополнительным профессиональным образованием.
При этом, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.
Более подробная информация представлена в следующих документах: "Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (утв. Министром МЧС России 30.06.2014); "Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год" (утв. МЧС России 20.04.2018).