Как выполнить регулировку развала колес
Как выполнить регулировку развала колес
Прежде чем говорить о том, что такое схождение колес, и о том, что даже на такой машине как газель, это можно сделать своими руками, несколько слов о геометрии. Сход-развал колёс на любом авто это во-первых геометрическая задача, а во-вторых задача, решающая практические проблемы. Например – стремление рулевой системы вернуть автомобиль на ровный курс. И заодно уменьшить износ шин. Попутно повысить безопасность движения и облегчить управляемость. Итак, схождение, развал, геометрия и три гаечных ключа, что общего?
Можно ли обеспечить схождение колёс, если у Вас газель и хочется сделать это своими руками?
Правильный ответ – да, можно. Но для этого надо понимать, что схождение гораздо важнее для сохранности шин, чем развал для безопасности движения. И очень важно понимать, что развал – это способность колеса наклонится в сторону поворота так, чтобы после окончания манёвра, оно стремилось вернуться в исходное – прямое положение. Схождение решает противоположную задачу – устойчивость повёрнутой пары колёс в повороте. Эти две задачи – обеспечение правильного угла наклона КАЖДОГО колеса и правильные наклоны колёс по отношению ДРУГ К ДРУГУ и обеспечивают минимальный износ шин, невысокие нагрузки на рулевое управление и повышают безопасность движения.
Кажется, что задача сложная и обеспечить правильное схождение на газели своими руками почти невозможно. Но это не так, и даже система охлаждения (газель 406 хороший пример) потребует куда больше времени и инструментов. Для того, чтобы понимать что делать нужно представить, что Вы смотрите на переднюю пару колёс с водительского места. Они должны стоять не параллельно, а с небольшим углом – передние части колёс должны быть ближе друг к другу, чем нижние. Развал – вертикальная характеристика, и верхние части колёс должны быть ближе друг к другу, чем нижние. Несмотря на сложность описания, это проще чем понять, сколько масла в мосту газели, — поставьте перед собой параллельно две ладони, кончики пальцев соедините, и поверните ладони так, чтобы большие пальцы соприкоснулись. Это и есть правильная конфигурация колес газели. Так что же такое регулировка схождения колёс газель?
Проверка и регулировка углов установки передних колес на ГАЗель
Проверка и регулировка углов установки передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, равномерного износа шин при его эксплуатации.
Проверка и регулировка углов установки передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, угол наклона шкворней назад, развал, боковой наклон шкворней, угол схождения передних колес.
Проверку и регулировку углов установки передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации. Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Замена или ремонт деталей подвески может повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому после проведения этих работ проверка углов установки колес обязательна. Все регулировки должны проводиться на ровной площадке. Давление в шинах колес должно соответствовать норме.
Угол наклона шкворней назад на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, нормальное значение, причины изменения.
Угол наклона шкворней назад предусмотрен конструкцией передней оси и не регулируется. При возрастании нагрузки на автомобиль угол наклона шкворней назад увеличивается за счет прогиба рессор. Для нагруженного автомобиля этот угол равен 3°30’±30′. Разница углов наклона шкворней левого и правого не должна превышать 30′. Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может измениться:
— Из-за прогиба или скручивания балки. — Поломки или значительной осадки передних рессор. — Износа шкворней, втулок. — Другие причины.
Для восстановления нормального угла наклона шкворней назад замените деформированные или изношенные детали. В редких случаях, когда замена деталей полностью не устраняет отклонения значения угла, используйте стальной клин, вкладываемый между подкладкой рессоры и площадкой балки передней оси. В случае использования прокладок необходимо надежно прикрепить их к балке.
Развал передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, нормальное значение, причины изменения.
Развал колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 не регулируют. Он обеспечивается наклоном цапфы поворотного кулака в пределах 1°±15′ к плоскости дороги. Во время эксплуатации автомобиля угол развала может измениться вследствие прогиба балки передней оси или цапфы поворотного кулака. Значение угла развала проверьте приборами.
Если нужных приборов нет, то пользуясь угольником, измерьте расстояние от верхней III и нижней IV точек обода до вертикальной плоскости. Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 4-7 мм. Для восстановления требуемого значения угла развала выясните причину вызвавшую изменение развала. Часто такими причинами являются:
— Износ шкворней и их втулок. — Недостаточная затяжка подшипников ступиц передних колес. — Деформация балки передней оси.
Боковой наклон шкворней передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, нормальное значение, причины изменения.
Боковой наклон шкворней колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 от вертикали равен 8°. В процессе эксплуатации не регулируется. Отклонения от нормального значения этого угла может быть вызваны погнутостью балки передней оси. Для восстановления требуемого угла выправьте балку.
Угол схождения передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, нормальное значение, регулировка.
Угол схождения передних колес на ГАЗель ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 определяется разностью размеров I и II между внутренними краями шин. Измерения проводите в горизонтальной плоскости на уровне оси передних колес. Разность между указанными размерами должна быть в пределах 0-3 мм.
В эксплуатации необходимо периодически проверять схождение передних колес. Для определения схождения передних колес штангой измерьте расстояние между внутренними краями шин примерно на высоте центров колес и отметьте места касания штанги. Затем переместите автомобиль вперед так, чтобы метки оказались сзади на такой же высоте, и снова измерьте расстояние между отмеченными точками.
Разница между первым и вторым замерами и будет схождением передних колес, которое должно быть в пределах 0-3 мм. Регулируйте схождение колес изменением длины поперечной рулевой тяги в следующем порядке:
— Ослабьте болты стяжных хомутов наконечников. — Вращая поперечную рулевую тягу установите нормальное схождение колес.
— По окончании регулировки затяните болты стяжных хомутов наконечников.
Похожие статьи:
- Схемы системы управления инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, схемы жгута проводов, контроллер ЭСУД, датчики, блоки реле и предохранителей ЭСУД.
- Блоки предохранителей и реле на Шевроле Нива ВАЗ-2123, номиналы предохранителей, защищаемые цепи, схема соединений монтажного блока предохранителей и реле.
- Схемы электрооборудования Chevrolet Niva ВАЗ-2123, разъемы и соединительные колодки, жгуты проводов, схема системы управления двигателем.
- Пикап Great Wall Pao, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.
- Land Rover Discovery Sport 2020 года, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.
- SsangYong Korando четвертого поколения, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.
Как сделать схождение на газели правильно
Прежде всего, не стоит бояться этой процедуры. Для того, чтобы всё сделать правильно понадобится прямая штанга, кусок мела, несколько ключей, понимание что надо сделать и возможность приподнять кабину (вместе с колёсами). Начнём с того, что отметим мелом, при помощи штанги положение колёс (отметки лучше делать и на шине и на ободе колеса), после чего надо открутить стопорные гайки (какие именно – можно найти в любом описании ходовой части). Убедится в том, что колесо можно двигать как по вертикали, так и по горизонтали. После этого проверяем затяжку тяг, которые производитель обычно затягивает слева до упора. Откручиваем и выравниваем. Эту операцию после откручивания гаек можно сделать руками – убедившись в равномерном ходе влево – вправо. Тяги фиксируем, и проворачиваем колёса на 180 градусов. Также ставим метки, убеждаемся, что колёса занимают правильное положение (это видно визуально), подтягиваем гайки и снова проворачиваем колёса в исходное положение.
Углы наклонов описаны в руководстве, или их можно найти в интернете, правда тут есть одно замечание – если производилось удлинение рамы «ГАЗель», то необходимо в углы установки колёс внести поправки. Эти поправки в обязательном порядке должна предоставить компания, которая производила модернизацию газели. Если модернизации не было – убеждаемся в том, что углы поставлены правильно, после чего затягиваем все гайки, и едем прокатиться.
После прокатки, во время которой обращаем особое внимание на увод руля, биение колёс и прочие особенности руления, загоняем машину обратно и доводим процедуру до конца. Например, при уводе машины влево, увеличиваем угол развала левого колеса и схода правого. Даже не специалист своими руками может за пару часов правильно выставить необходимые углы схождения и развала, тем самым не только сэкономив резину, но и повысив безопасность управления своей газели.
Регулируем развал-схождение своими руками
Для начала, предлагаем определиться с теми терминами, которые мы будем использовать в статье, а затем, на основе полученной информации, рассмотрим процесс настройки своими руками развала-схождения. Ниже смотрите видео «Как сделать развал схождение» 2 части
Развалом называется угол, образующийся между вертикалью и плоскостью, в которой происходит вращение колеса. Это динамический параметр, который меняется при крене и загруженности машины. От данного угла напрямую зависит эффективность использования машины, в частности, время, в течение которого шины будут изношены.
Под схождением понимают угол, образующийся между вектором, направленным в сторону движения авто, и плоскостью, в которой происходит вращение колеса. Если развал будет выставлен безошибочно, то это обеспечит оптимальный контакт протекторов и дорогой.
Нарушение правильной настройки развала-схождения происходит после большого пробега или постоянных поездок по плохим дорогам. Проявляться это будет в том, что покрышки будут иметь изношенный вид, а сам автомобиль будет значительно терять в устойчивости. Поэтому специалисты советуют, даже после устранения мелких неисправностей ходовой, обязательно выполнять настройку развала-схождения.
Помимо этого, регулировку развала-схождения нужно выполнять после:
Предваряя процесс настройки своими руками развала-схождения, уточним, что вначале следует выполнить диагностику ходовой автомашины. Если ходовая нуждается в устранении неисправностей, выполнение любых настроек развала или схождения будет бесполезной тратой времени. Поэтому вначале устраняют любые неисправности рулевого управления, а также подвески, и только затем приступают к работам по настройке развала и схождения. Вообще специалисты рекомендуют предварительно убедиться:
а) в исправности ходовой автомобиля (подробнее о проверке ходовой); б) в том, что давление в шинах находится в норме; в) что багажник пустой.
Важно! При устранении неисправностей ходовой части автомобиля, обязательно все разбираемые детали помечаете краской (можно использовать и керн), в их первоначальном расположении друг относительно друга. Кроме того, нужно запомнить количество оборотов, которые будут сделаны при откручивании наконечников, расположенных на рулевых тягах. Всё это, в дальнейшем, поможет избежать дополнительных манипуляций, во время настройки развала-схождения.
Поэтапная регулировка развала-схождения на ВАЗ-2109
Процесс регулировки угла развала колес
- Устанавливаем автомобиль на горизонтальной площадке;
- Отмечаем мелом пару меток на колёсном ободе (первую сверху, вторую снизу);
- Далее нужно приложить шнур, к которому подвешен отвес, к крылу.
Цифры, которые нужно знать
Чтобы выставить колеса под правильными углами, необходимо знать эти углы, все логично.
Определения для передних колес
Что такое КАСТЕР.
Нормативный показатель 6 градусов.
Благодаря данному углу, за счет скорости обеспечивается выравнивание колес.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Генератор дает перезаряд на аккумулятор, где искать причины
Угол CAMBER (он же РАЗВАЛ) определяет правильный поперечный наклон колеса.
Благодаря правильно выставленному углу CAMBER за счет массы автомобиля происходит выравнивание колес.
Полезно знать — как делать балансировку колес своими руками.
Регулировка углов установки колёс (развал-схождение)
Возможные ошибки работников на стендах по регулировке углов установки колёс:
1. Неправильный выбор модели машины в программе.
Для машин первого и последнего годов выпуска модель в программе может быть выбрана неправильно — вместо второго поколения могут выбрать RX300 первого поколения, или RX350 третьего поколения.
Для машин 2003 года лучше говорить мастеру, что машина 2004 года, а для 2008 года, что машина 2007 года.
2. Неправильный выбор типа подвески в программе.
Углы развала/схождения для пружинной и пневматической подвесок разные! Нужно выбирать соответствующую подвеску в программе.
3. Отказ регулировать развал на передней оси.
Развал спереди регулируется развальными болтами на нижнем креплении амортизатора, о чём механик может не знать.
Желательно предварительно разработать все места регулировки — всё закисает.
Мне даже пришлось поменять рулевыя тяги и их наконечники именно из-за невозможности их регулировки.
Здесь я выложил оригинальные мануалы с описанием процедуры регулировки углов установки колёс:
— регулировка спереди,
— регулировка сзади.
(Techdoc: Руководство по ремонту -> Передняя подвески -> Регулировка передних колёс -> Регулировка)
Распечатываете, и едете на регулировку подготовленными 😉
Углы установки колёс, пружинная подвеска
Развал спереди:
-0°40′ ± 45′ (от -1°25′ до 0°05′)
Схождение спереди:
0° ± 6′ (от -0°06′ до 0°06′)
Развал сзади:
-0°45′ ± 45′ (от -1°30′ до 0°)
Схождение сзади:
0°07′ ± 5′ (от -0°02′ до 0°12′)
Углы установки колёс, пневмоподвеска
Развал спереди:
-0°40′ ± 45′ (от -1°25′ до 0°05′)
Схождение спереди:
0° ± 6′ (от -0°06′ до 0°06′)
Развал сзади:
-0°58′ ± 45′ (от -1°43′ до -0°13′)
Схождение сзади:
0°09′ ± 6′ (от -0°03′ до 0°15′)
Регулировка
Перед регулировкой обязательно проверяется давление в шинах, и уровень пневмоподвески.
Схождение спереди регулируется наконечниками рулевых тяг.
Тут вопросов обычно не возникает.
Развал спереди регулируется развальными болтами на нижнем креплении амортизатора.
Оба болта — регулировочные:
Болтов 4 размера (на шляпке есть отметка, какой это болт):
90105-17012 — стандарт (type A, без точки на шляпке),
90105-17013 — тоньше (type B, одна точка),
90105-17014 — ещё тоньше (type C, две точки),
90105-17015 — самый тонкий (type D, три точки),
90178-17002 — гайка.
Болт 1 — верхний, болт 2 — нижний.
В зависимости от нужного угла возможно 6 комбинаций:
При поездке на регулировку неплохо бы иметь нужные болты с собой.
Самый простой вариант — купить болты сразу с самым большим диапазоном регулировки (самый тонкий — 90105-17015).
Схождение сзади регулируется болтом с эксцентриком:
Развал сзади регулируется, если я правильно понимаю, только у переднеприводных машин.
У полноприводных машин регулировки не предусмотрено.
В случае сильного ухода углов за допустимые границы, как вариант немного подпилить (расширить) напильником отверстия в стойке.
На свой страх и риск, разумеется.
Регулировка схождения колес
многорычажной подвески
Во время регулировки углов установки колес автомобилей с многорычажной подвеской при определенных условиях может потребоваться замер кривой схождения.
О каких автомобилях идет речь?
Автомобили концерна VW на так называемой B5-платформе, такие как Audi A4, A6, A8, VW Passat, Skoda Superb или Seat Exeo, оснащены многорычажной подвеской. Эта подвеска на двойных поперечных рычагах благодаря отдельному уровню расположения рычагов существенно улучшает ходовые качества автомобиля. При замене деталей или всего лишь ослаблении их крепежа всегда нужно дополнительно проводить работы по проверке и регулированию углов схождения и развала колес. Самой важной особенностью многорычажной подвески является то, что рулевой механизм с очень короткими поперечными тягами находится выше. Благодаря такой конструкции при сжатии или отбое подвески происходит расчетное изменение характеристики схождения. Когда при торможении происходит сжатие подвески, а при ускорении — отбой, величина схождения изменяется в зависимости от величины сжатия/отбоя. Совокупность получаемых значений схождения называют кривой схождения.
Последствия неверной настройки
В случае верной настройки схождение колес увеличивается при отбое, например при ускорении, что стабилизирует автомобиль. При сжатии же, например во время торможения, увеличивается развал, что повышает эффективность торможения. Если кривая схождения настроена неверно, то при ускорении транспортное средство заносит и становится плохоуправляемым. При торможении же автомобиль уводит в сторону, несмотря на равномерную силу торможения.
Автомобили концерна VW на так называемой B5-платформе, такие как Audi A4, A6, A8, VW Passat, Skoda Superb или Seat Exeo, оснащены многорычажной подвеской. Эта подвеска на двойных поперечных рычагах благодаря отдельному уровню расположения рычагов существенно улучшает ходовые качества автомобиля. При замене деталей или всего лишь ослаблении их крепежа всегда нужно дополнительно проводить работы по проверке и регулированию углов схождения и развала колес. Самой важной особенностью многорычажной подвески является то, что рулевой механизм с очень короткими поперечными тягами находится выше. Благодаря такой конструкции при сжатии или отбое подвески происходит расчетное изменение характеристики схождения. Когда при торможении происходит сжатие подвески, а при ускорении — отбой, величина схождения изменяется в зависимости от величины сжатия/отбоя. Совокупность получаемых значений схождения называют кривой схождения.
Последствия неверной настройки
В случае верной настройки схождение колес увеличивается при отбое, например при ускорении, что стабилизирует автомобиль. При сжатии же, например во время торможения, увеличивается развал, что повышает эффективность торможения. Если кривая схождения настроена неверно, то при ускорении транспортное средство заносит и становится плохоуправляемым. При торможении же автомобиль уводит в сторону, несмотря на равномерную силу торможения.
Схождение колес газ 53
Приступая к peгулировке, необходимо осмотреть переднюю ось для выявления причин нарушения регулировки в следующей последовательности: проверить давление в шинах; приподнять колеса автомобиля, проверить отсутствие люфта в подшипниках ступиц, для чего, поджав шину спереди и сзади, руками покачивать колесо вдоль оси цапфы;
проверить излом втулок шкворней, как указано выше;
покачивая оба колеса поворотом рулевого колеса, проверить состояние рулевых тяг и их шарниров:
проверить и, если необходимо, подтянуть болты крепления картера рулевого механизма гайки стремянок крепления рессор;
медленно вращая колесо, проверить его биение; если биение на ободе превышает 3 мм, заменить колесо или установить его на задний мост.
Угол наклона шкворня назад (рис. 125, а, б)обеспечивает автомобилю хорошую устойчивость, особенно на поворотах. Этот угол предусмотрен конструкцией передней оси и не регулируется. Для нагруженного автомобиля угол равен 2°30 ‘ ±0°30 ‘ . Разница углов наклона шкворней левого и правого колес не должна превышать 0°30 ‘ .
Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может измениться из-за прогиба или скручивания балки, поломки или значительной осадки передних рессор, износа шкворней и втулок. Для восстановления нормальной величины
угла необходимо заменить сломанные, изношенные или деформированные детали.
В редких случаях, когда замена деталей полностью не устраняет отклонения величины угла, можно использовать стальной клин, вкладываемый между рессорой и площадкой балки передней оси.
Развал колес также увеличивает устойчивость автомобиля. Угол развала не регулируется, он обеспечивается наклоном цапфы поворотного кулака в пределах 1°±0°15 к плоскости дороги. Эта величина проверяется приборами. Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, замеряют расстояние от верхней В и нижней Г точек обода до вертикальной плоскости (см. рис. 125, а). Разность
этих размеров при правильном угле развала должна быть 6 — 10 мм. Причиной отклонения указанного параметра являются износ шкворней и их втулок, недостаточная затяжка подшипников ступиц, погнутость балки передней оси.
Боковой наклон шкворня повышает способность автомобиля ’’держать” дорогу. Боковой наклон шкворня от вертикали 8°. В процессе эксплуатации этот угол не регулируется. Отклонения от нормальной величины этого угла могут быть вызваны погнутостью
балки. Для восстановления угла бокового наклона шкворня балку надо выправить или заменить.
Угол схождения колес определяется разностью размеров А и Б между внутренними краями шин (рис. 125, в). Измерения производятся в горизонтальной плоскости на уровне передних колес. Разница между указанными размерами должна быть 0 — 3мм. При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять схождение колес. Для этого передние колеса надо поставить в положение, соответствующее движению по прямой, сделать в передней части колес отметки мелом, линейкой произвести замер в этих точках. Затем перекатить автомобиль так, чтобы отмеченные точки оказались сзади балки на том же уровне от пола и произвести замер в этих точках. Для регулировки схождения колес необходимо: расшпдинтовать гайки стяжных хомутов наконечников рулевой тяги, отвернуть гайки болтов хомутов, вращением поперечной рулевой тяги установить нормальную величину схождения колес.
По окончании регулировки необходимо тщательно затянуть и зашплинтовать.
Ранее, для удобства ползания под машиной, приподнял переднюю ось
и между делом за колеса проверил на люфты — левая чуть, правая — по более — думал шкворня, потому как дядя не раз твердил мне про них, когда я спрашивал как отрегулировать рулевую колонку для минимизации ее люфта — в ответ всегда ругань — эта шкворня, подними пошатай и тд… — зашел дружок сосед, вроде как опытный, попросил чтоб посмотрел из чего исходит люфт, и егО опАтный взор вынес вердикт — шкворня…
Переменились с ним, и вот — шкворни в полном порядке и не причем, люфтит ступица.
Для регулировки подшипников ступиц колес переднего моста ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции :
— Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась плоскости опоры, снять колпак 2 (см. рис. 1 и 2), расшплинтовать и ослабить регулировочную гайку 1 на 1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причину тугого вращения.
— Затянуть регулировочную гайку 1 ключом с воротком длиной 200 мм усилием одной руки до тугого вращения колеса. При затяжке гайки колесо необходимо проворачивать для правильного размещения роликов в подшипниках. При затянутых таким образом подшипниках колесо после толчка рукой должно сразу остановиться.
— Отвернуть регулировочную гайку 1 на одну-две прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе поворотного кулака ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Провернуть колесо сильным толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее шести оборотов, не имея заметной осевой игры и качки.
— После регулировки зашплинтовать регулировочную гайку 1 и завернуть колпак 2.
— Опустить колесо. Регулировку подшипников проверить по степени нагрева ступицы колеса. Сильный нагрев ступицы недопустим и должен быть устранен повторной регулировкой. Биение колеса надо проверять при поднятом колесе, медленно вращая его. Если биение на ободе превышает 3 мм, заменить колесо или установить его на задний мост.
Источник
Следует прозапас иметь шплинт, мне пригодилось.
Обслуживание и уход за передней осью заключаются в следующем:
- в регулярной проверке надежности и подтяжке резьбовых соединений;
- в периодической смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг;
- в проверке люфтов в шкворневом соединении и шарнирах рулевых тяг;
- в регулировке зазоров в шарнирах продольной рулевой тяги и регулировке угла схождения и поворота колес.
Особенно тщательно необходимо осматривать и своевременно подтягивать гайки крепления рычагов тяг и клинового штифта, являющегося стопором шкворня.
При ослаблении крепления клинового штифта появляется люфт и последующая быстрая выработка отверстия под шкворень в балке передней оси, а при износе этого отверстия потребуется либо замена дорогостоящей балки, либо сложный ремонт балки с расточкой отверстия, изготовлением втулки с запрессовкой и последующей точной обработкой отверстия под шкворень.
Люфт шкворня во втулках проверяют покачиванием колеса руками в вертикальной плоскости. Колесо при этом не должно касаться земли. При обнаружении значительного люфта во втулках шкворня разобрать шкворневое соединение и повернуть шкворень вокруг оси на угол 90° до второй лыски под стопорный штифт.
При нормальных условиях эксплуатации и своевременной, качественной смазке шкворни повёртывают через 60 — 80 тыс. км пробега, а заменяют втулки и шкворни через 90 — 120 тыс. км пробега.
Одновременно с проверкой люфта во втулках шкворня проверяют люфт поворотной цапфы вдоль оси шкворня. Обнаружить его можно щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой поворотной цапфы и верхним торцом бобышки балки. Зазор величиной более 0,15 мм устраняют путем постановки стальной регулировочной прокладки соответствующей толщины.
Рис .84. Углы установки передних колёс автомобиля ГАЗ-53А
В процессе эксплуатации схождение колес рекомендуется проверять следующим образом.
Поставить автомобиль на горизонтальную ровную поверхность и проверить давление в шинах. Передние колеса поставить в положение, соответствующее движению по прямой. Затем, чтобы выбрать зазоры в соединениях деталей передней оси, автомобиль продвинуть несколько вперед и остановить. После этого замерить угол схождения колёс. Проверять желательно при двух положениях колёс, для чего продвинуть автомобиль на 1 м и повторить замер.
Угол схождения колёс определяют разностью размеров (А — Б) (см. рис. 84) между внутренними краями шин или между ободами колёс, которая должна быть в пределах 1,5 — 3 мм. Измерения производят в горизонтальной плоскости на уровне оси передних колес.
Схождение колес регулируют следующим образом.
- Расшплинтовывают гайки стяжных наконечников поперечной рулевой тяги.
- Отвертывают гайки болтов наконечников.
- Вращением поперечной тяги вокруг своей оси устанавливают нормальную величину (1,5 — 3 мм) схождения колёс.
Величину угла развала колёс проверяют приборами. Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, замеряют расстояние В (см. рис. 84) от верхней и Г от нижней точек обода колеса до вертикальной плоскости. Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 6 — 10 мм. При всех замерах и регулировках автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке, а давление в шинах колёс соответствовать норме.
Люфты в шарнирах рулевых тяг проверяют покачиванием обоих колес одновременно внутрь или наружу. При обнаружении большого люфта в шарнирах продольной тяги устраняют его.
Шаровые пальцы шарниров продольной рулевой тяги должны зажиматься пружинами между сухарями тяги с суммарным осевым зазором от 0,125 до 0,375 мм. Чтобы обеспечить такой зазор в шарнире, необходимо распшлинтовать пробку продольной рулевой тяги, затянуть пробку до отказа, а затем отвернуть её от 1⁄12 до 1⁄4; оборота в в этом положении запшлинтовать. При этом шарнир должен обеспечивать возможность покачивания без заеданий противоположного конца тяги во все стороны от среднего положения на 95 мм.
Пригодность шарнира поперечной рулевой тяги к дальнейшей эксплуатации проверяют покачиванием шарового пальца в шарнире. Для этого снять шарнир с автомобиля и, покачивая шаровой палец рукой, ощутить усилие действия пружины на палец. Малоощутимое усилие на пальце или его отсутствие, а также заедание пальца свидетельствуют о непригодности шарнира к дальнейшей эксплуатации.
При смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг через пресс-масленки смазка должна выходить в зазоры соединений.
Если при полном повороте колес не обеспечивается нормальный радиус поворота автомобиля или шины задевают за что-либо, то проверяют максимальный угол поворота колёс передней оси, который должен быть равен 34° для внутреннего колеса.
Наибольший угол поворота колёс регулируют путем изменения длины болтов, ввертываемых в резьбовые отверстия рычагов поперечной рулевой тяги.