Для Т. Г / Двигатель 236 и 238
Для Т.Г / Двигатель 236 и 238
Для двигателя ЯМЗ-238КМ2 установочный угол опережения впрыскивания равен 10º.
Рис. 16. Совмещение рисок:
1 – указатель нижнего люка; 2 – маховик; 3 – картер маховика; А – направление вращения коленчатого вала
Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.
В момент совмещения меток, показанных на рис. 15 и 16, должны совместиться метка на торце муфты 2 (рис. 17) опережения впрыскивания с риской на указателе 8. Если метки не совместились, отвернуть две гайки 11 и поворотом муфты опережения впрыскивания за счет овальных отверстий на приводе совместить указанные на рис. 17 метки.
Не сбивая совмещенного положения меток, затянуть гайки привода и, провернув коленчатый вал, проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.
РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА
Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25-0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы 0,20-0,40 мм.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.
При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:
— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к торцу оси, впускных клапанов — к стопорному кольцу;
Рис. 17. Привод топливного насоса высокого давления:
1 — корпус топливного насоса высокого давления; 2 — муфта опережения впрыскивания; 3, 8 — пластины; 4 — болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 — ведущая полумуфта; 6 — указатель начала подачи топлива; 7 — болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 — гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 — центрирующая пластина; 11 — фланец полумуфты с пластинами; 12 — стяжной болт; 13 — ведомая полумуфта; 14 — болт крепления ведомой полумуфты; а — выступ-метка на фланец полумуфты; б — совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.
— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к стопорному кольцу, впускных клапанов — к торцу оси.
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.
1. Выключить подачу топлива.
2. Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть
120 — 150 Н·м (12 — 15 кгс·м).
4. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.
5. Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 — 0,30 мм.
6. Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 18), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 19). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.
Рис. 18. Отвертывание контргай-
Рис. 19. Регулировка зазоров
ки регулировочного винта
7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/4-1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.
Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке
для двигателя ЯМЗ-236М2:
для двигателя ЯМЗ-238М2:
1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6
1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8
8. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.
9. Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА
Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла не раньше, чем через пять минут после остановки двигателя, установив машину на ровной горизонтальной площадке. Для контроля отвернуть указатель с резьбовой части трубки, протереть его стержень чистой ветошью и вставить в трубку, не ввертывая, после чего вторично вынуть указатель (рис. 3) и проверить уровень масла. Уровень масла должен находиться между верхней «В» и нижней «Н» метками. Если уровень масла находится близко к метке «Н», долить до метки «В» свежее масло той же марки. Не доливать масло выше верхней метки. Излишки масла следует слить или откачать из картера.
Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере и снять крышку маслозаливной горловины предварительно очистив ее от пыли и грязи. После полного слива масла пробку завернуть. Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров. Перед заливкой
очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140…160 Н·м (14…16 кгс·м). Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. Закрыть крышку горловины.
ОБСЛУЖИВАНИЕ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА
1. Отвернуть на 3-4 оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару. Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом.
2. Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 20) фильтра.
3. Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2-3 мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления
с фланцем колпака. Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.
4. Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом.
5. Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу. В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки. Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.
6. Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20 — 40 Н·м (2 — 4 кгс·м).
Рис. 20. Масляный фильтр:
1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — замковая крышка; 4 — фильтрующий элемент; 5 — колпак
7. На работающем двигателе убедитьсявотсутствиитечимасла черезуплотнение колпака. Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.
ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА
1. Отвернуть гайку 13 крепления колпака 11 (рис. 21) и снять колпак.
2. Отвернув гайку 10 крепления ротора, снять упорную шайбу 9 и ротор в сборе.
3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.
4. Удалить из колпака 6 и с ротора 5 осадок и промыть их в дизельном топливе.
5. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладок и сопел ротора. Если необходимо, прокладки заменить, а сопла ротора прочистить.
Рис. 21. Фильтр центробежной очистки масла:
1 — корпус; 2 — прокладка колпака; 3 — сопла; 4 — прокладка ротора; 5 — ротор; 6 — колпак ротора; 7 — шайба; 8 — гайка ротора; 9 — упорная шайба; 10 — гайка крепления ротора; 11 — колпак; 12 — шайба; 13 — гайка крепления колпака
СНЯТИЕ И ПРОМЫВКА КЛАПАНОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
При возможном заедании редукционного клапана основной секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции или дифференциального клапана системы смазки их вывернуть, отогнув предварительно замковую шайбу. Клапан промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место. При неисправностях (поломка пружины и др.) заменить клапан в сборе.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
При правильном и регулярном обслуживании топливная аппаратура двигателя может работать длительный срок без ремонта. Обслуживание топливной аппаратуры производить с максимальной тщательностью и чистотой. После отсоединения топливопроводов штуцерытопливногоиподкачивающегонасосов, форсунок, фильтров и отверстия трубопроводов защитить от попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой. Все детали перед сборкой тщательно очистить и промыть в чистом бензине или дизельном топливе. Топливопроводынизкогодавления присоединяются пустотелыми болтами или накидными гайками через наконечники, закрепленные на концах топливопроводов. Контактные поверхности уплотняются шайбами.
ВНИМАНИЕ! УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ШАЙБЫ ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки придерживать штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверить надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя. Установку и крепление трубопроводов высокого давления и трубопровода дренажной системы к форсункам производить после установки форсунки и затяжки гайки скобы.
С целью предотвращения «разноса» двигателя в зимний период эксплуатации категорически запрещается обливать топливный насос высокого давления перед пуском горячей водой. В течение всего периода эксплуатации запрещается мойка топливного насоса водой под напором. При остановке двигателя
в зимний период эксплуатации скобу кулисы регулятора оставить
в положении выключенной подачи.
После длительной работы на двигателе допускается снижение давления начала впрыскивания форсунок до 18,1 МПа (185 кгс/см 2 ). При обслуживании форсунок, замене хотя бы одной
форсунки, все форсунки отрегулировать на давление начала впрыскивания 22,6 +0,8 МПа (230 +8 кгс/см 2 ).
ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Обслуживание и регулировку топливного насоса высокого давления производить в соответствии с рекомендациями Ярославского завода дизельной аппаратуры в специализирован-
ных мастерских, оборудованных специальными стендами, причем для различных модификаций двигателей устанавливать следующие номинальные подачи (см. табл. 3).
Регулировка зазоров клапанов ЯМЗ 238 своими руками
Регулировка клапанов на двигателе ямз 238 производится по разным причинам. Двигатель работает исправно. В результате трения деталей газораспределительного механизма увеличиваются зазоры. Регулировка позволяет уменьшить зазоры до рабочего состояния. Происходит износ седел и клапанов зазоры уменьшаются.
Поэтому через каждые 10000 – 20000 км необходимо проверять величину тепловых зазоров. Помимо этого случаются поломки двигателя. Снимется головка блока цилиндров. Ремонтируются коромысла. Меняется прокладка головки блока цилиндров. После ремонта так же требуется производить регулировку зазоров в клапанах.
Двигателя ЯМЗ пока они новые кажутся очень надежными, мощными. Создаётся впечатление, что этот двигатель никогда сломаться не может. Но это только первое впечатление. Потом он создаёт одну проблему за другой. Это просевшие гильзы, течь охлаждающей жидкости из под резиновых уплотнений гильз и дугие причины. Их возникает много когда приходится снимать головку блока. По окончании ремонта остаётся проблема регулировки клапанов.
Конечно же, опытные мотористы легко с этим справляются, для них это вообще не проблема. Где взять моториста если машина сломалась в поле или на трассе. Да и отдавать лишние деньги в принципе за незначительную услугу, бывает просто жалко. Поэтому лучше самому раз один раз разобраться и не на кого не рассчитывать.
При регулировке клапанов необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя. Для того чтобы понимать клапана какого цилиндра регулировать следующими.
Причины регулировки клапанов
Когда же следует регулировать клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно, что с такими симптомами в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их.
Стоит также произвести регулировку, если после ремонта пройдена первая тысяча километров или если осуществлялась протяжка головки блока.
Нужно следить за пробегом автомобиля и состоянием всего механизма газораспределения. В случае необходимости, регулировать зазоры клапанов через 10-20 тыс. км и всегда помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.
1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов
Здесь, опишу стандартный метод регулировки клапанов на двигателе ЯМЗ-238. Чтобы выполнить данную операцию,
вам понадобится следующий инструмент
- Ключ на 30 (желательно накидной) с возможностью надеть на него усилитель из трубы;
- Отвертки с широким шлицом;
- Накидной ключ на 17;
- Щуп на 0,25 мм.
Также, желательно иметь канаву для проворачивания коленчатого вала. Однако, если ее нет в наличии, то вполне можно обойтись и без нее, хоть и будет это несколько не удобно.
Контроль величины зазоров тепловых компенсаторов
Согласно рекомендациям завода производителя, регулировка должна производиться при увеличенном размере на 0, 25 мм. Наиболее точный замер зазоров можно произвести в момент такта сжатия. Для этого проворачиваем коленвал. Впускной клапан на первом цилиндре должен закрыться. Торец, который работает в связке с коромыслом примет верхнюю точку. После этого нужно на 120 градусов прокрутить коленвал. Это позволит провести точный замер сразу двух клапанов.
Определение номера цилиндра
Нужно встать перед мотором с передней части автомобиля. Первый цилиндр находится слева. В противоположной стороне находится пятый цилиндр. Коленчатый вал можно прокручивать посредством специального воротка или с помощью накидного ключа. Размер зазора определяется при помощи щупа. Он должен без проблем входить между верхней частью клапана и нижней точкой коромысла. Если щуп, имеющий толщину измерительного листа 0,25 мм помещается свободно, а при размере 0,30 мм протолкнуть измерительный лист не получается, то необходимый зазор выставить не получится.
Перед регулировкой рычаги коромысла должны быть прижаты.
- В цилиндрах с первого по четвертый выпускные клапаны должны быть прижаты к торцу оси.
- Впускные клапаны должны прижаты к упорной шайбе.
- В пятом, шестом, седьмом и восьмом цилиндрах прижимание деталей производится наоборот.
Процесс регулировки клапанов на МАЗе ЯМЗ 238
В случае если размер зазора не соответствует норме, необходимо провести следующие действия.
- Для начала откручиваем гайку на регулировочном винте. Она располагается на коромысле. После этого между закрывающимся клапаном и коромыслом вставляется щуп заданного размера.
- Далее, нужно отверткой провернуть винт до тех пор, пока не будет создан необходимый зазор. Чтобы избежать дальнейшее проворачивание винта, стоит аккуратно зажать гайку.
- Если при проверке величины зазора обнаружится несоответствие размера норме, то необходимо провести вышеописанные действия. Регулировка клапанов имеет свой порядок, который нельзя нарушать. Настройка проводится с пятого цилиндра. Далее, четвертый, второй, шестой, третий, седьмой, восьмой. При этом впускное отверстие цилиндра должно быть закрыто.
- В конце проводится повторная проверка зазоров на каждом цилиндре. Ввиду возможного наличия неточностей размеров деталей на МАЗе, допускается отклонение от нормы не более 0,35 мм.
После проведения настройки клапанов на ЯМЗ-238 рекомендуется произвести запуск силового агрегата. Отсутствие посторонних звуков, вибраций и шумов говорит о правильности настройки. Также важно обратить внимание на состояние прокладки ГБЦ. Если она имеет неудовлетворительное состояние, нужно провести ее замену. Конечной операцией будет установка крышки головки блок на место. При появлении через небольшой период времени посторонних шумов в работе V-образного двигателя ЯМЗ необходимо отрегулировать систему повторно. Она должна проводится в точной последовательности мероприятий, описанных выше.
Работы по настройке ГРМ являются ответственным мероприятием, от которого зависит исправность и надежность работы мотора. Настройку должен проводить специалист, имеющий практические навыки и умения. Неправильная настройка может привести не только к потере мощности двигателя, но и к выходу из строя элементов силового агрегата.
Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238
В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.
Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.
Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе
Подведем итог
Перед проведением работ по настройке ГРМ топливо не должно поступать в двигатель. Насос перекрывается посредством специального рычага. Далее стоит убедиться, что бы оси коромысел были крепко зафиксированы. После этого осуществляем настройку согласно имеющимся правилам:
- Коленвал проворачивается за маховик. Регулировка производится в момент сжатия для каждого цилиндра.
- Щуп должен иметь соответствующий размер и входить между деталями без усилий.
- Для получения необходимого зазора проворачиваем винт.
- Достигнув оптимального зазора производим затяжку гайки.
- Проводим повторную операцию по контролю зазоров тем же методом.
- Чтобы окончательно убедиться в точности настройки механизма, нужно провернуть коленвал и проверить зазоры на нескольких цилиндрах.
- Открываем топливный насос для подачи горючего в цилиндры.
- Запускаем мотор и слушаем его работу. Отсутствие посторонних шумов свидетельствует о правильности настройки.
- Устанавливаем крышку ГБЦ на место.
Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки
Детали мотора ЯМЗ 238, как и узлы любых других двигателей, подвергаются нагреву и, как следствие, упругому расширению. Операция производится с целью обеспечить в разогретом рабочем состоянии плотное прилегание клапана к седлу.
В процессе эксплуатации стоит принимать внимание, что:
- увеличенный тепловой зазор приводит к ухудшению работы камеры сгорания, сокращая ресурс исполнительных органов ГРМ;
- малый зазор не обеспечивает герметичного соединения между клапаном и седлом ГБЦ, что ведет не только к ухудшению показателей мотора, но и приводит к прогару.
Первоначальная задача подготовительного процесса – выключение подачи топлива. Обесточить ТНВД можно поворотом скобы кулисы, расположенной в корпусе регулятора частоты вращения, вниз.
В ранг мероприятий подготовительного плана также включены:
- охлаждение двигателя до температуры 20-30 градусов;
- демонтаж клапанной крышки;
- проверка усилия затяжки осей коромысел ГРМ (заводом-изготовителем предписан диапазон 120-150 Нм).
Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»
Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:
- сфокусировать внимание на первом цилиндре;
- провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
- вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.
Идентифицирование номера цилиндра производится так:
- ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
- левый ближний цилиндр – первый;
- правый ближний цилиндр – пятый;
- дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).
Проворачивать коленвал можно двумя способами:
- спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
- сзади: специальным воротком – за маховик.
Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.
При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:
- на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
- на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.
Резюме
Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):
- вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
- проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
- ослабить гайку подналадочного винта;
- снова смонтировать щуп;
- вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
- зажать гайку;
- вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
- произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
- провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
- пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
- установить крышки ГБЦ.
Зазоры клапанов ЯМЗ 238
Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.
После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.
Подытожим
Перекрываем подачу горючего, снимаем клапанную крышку, проверяем затяжку осей коромысел ГРМ. Затем регулируются впускной и выпускной клапаны мотора в таком диапазоне: 0,25 – 0,3 мм. и такой должен быть порядок регулировки клапанов ЯМЗ 238:
- надо вращать коленвал за маховик или за шкив, в такт сжатия выставить клапана каждого цилиндра;
- для проверки зазора надо вставить щуп между торцом клапана и рычагом, который качается;
- отпустить гайку подналадочного винта;
- затем поставить щуп;
- надо крутить винт, что позволит добиться необходимого показателя тепловой компенсации;
- закрутить гайку;
- снова с помощью щупа проверить величину зазоров, и если надо, то процедуру повторить;
- продолжить наладку в таком порядке: 5-4-2-6-3-7-8;
- прокрутить коленвал и заново проверить величину зазоров, может быть в пределах 0,20 – 0,35 мм.;
- включить мотор и послушать, нет ли стуков;
- поставить на место крышку ГБЦ.
А далее видео про регулировку клапанов ЯМЗ 238:
Регулировка клапанов ЯМЗ 238 не такое уж и сложное дело
Еще в старые добрые 60-е годы начали выпускать на Ярославском заводе 8-ми цилиндровые V-е моторы, которые известны по серии ЯМЗ 238. Конструкция этих моторов довольно простая, поэтому моторы надежные и служат долго без особых проблем. Работают на солярке, их устанавливали в такие грузовики, как МАЗ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. Кстати, буксировка грузовика – не такой простой процесс, поэтому лучше не доводить до поломок во время движения. Сегодня речь пойдет про такой важный момент, как регулировка клапанов ЯМЗ 238.
Регулировка зазоров клапанов в двигателе
Зазор между стержнями клапанов и носками коромысел при холодном двигателе должен быть 0,25—0,30 мм.
Перед регулировкой зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел первого цилиндра двигателя ЗМЗ-66 нужно установить поршень в в. м.т. конца такта сжатия, совместив указатель на картер сцепления с шариком, зачеканенным в маховик.
Для регулировки надо ослабить контргайку регулировочного винта, ввернутого в коромысло, и, поворачивая винт отверткой, установить зазор по щупу; после этого затянуть контргайку и снова проверить зазор.
Зазоры у остальных цилиндров регулируют и последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, поворачивая коленчатый вал при переходе or цилиндра к цилиндру на ¼ оборота.
Для установки поршня первого цилиндра в в. м. т. двигателя ЗИЛ-131 надо повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с меткой «ВМТ» на указателе, расположенном на датчике ограничителя максимального числа оборотов коленчатого вала.
В этом положении регулируют зазоры между стержнями впускного и выпускного клапанов и носками коромысел первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускных клапанов четвертого и пятого цилиндров, впускных клапанов седьмого и восьмого цилиндров.
Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на один оборот.
В двигателях ЯМЗ коленчатый вал поворачивают ключом за болт крепления шкива вентилятора до закрытия впускного клапана первого цилиндра, а затем еще на ¼—⅓ оборота.
В этом положении регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел в первом цилиндре.
Для регулировки зазоров в следующем цилиндре поворачивают коленчатый вал до закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно на ¼—⅓ оборота.
Зазоры регулируют в последовательности работы цилиндров, т. е. 1—4—2—5—3—6 для ЯМЗ-236, 1—5—4—2—6—3—7—8 для ЯМЗ-238 и 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9 для ЯМЗ-240.
Перед регулировкой зазоров в клапанном механизме двигателя ЯМЗ-240 снимают крышки головок цилиндров и крышку смотрового люка, расположенную на задней плоскости картера маховика.
Через смотровой люк видны метки, нанесенные на шестерне привода топливного насоса, и указатель, ввернутый сверху в картер маховика.
Цифры на шестерне указывают номера цилиндров, у которых можно регулировать зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел при совмещении метки с указателем.
При этом оба клапана данного цилиндра будут закрыты.
Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-240 можно поворачивать ломиком, вставляемым в одно из 12 радиальных отверстий маховика, или при помощи механизма поворота, смонтированного на картере маховика с правой стороны двигателя.
На шлицевый вал этого механизма надевают ключ-трещотку, имеющийся в комплекте инструментов, и периодическим покачиванием ключав обе стороны поворачивают коленчатый вал.
По окончании регулировки зазоров в клапанном механизме пускают двигатель и прослушивают его работу.
При появлении стука клапанов двигатель надо остановить и вновь проверить зазоры.
Цель работы
Изучить технологию регулировки тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма и приобрести навыки по ее проведению.
Оснащение рабочего места
Двигатели ЗМЗ-53 и КамАЗ-740, набор щупов, пусковая рукоятка, отвертка, комплект ключей.
Общие сведения
Тепловой зазор обеспечивает герметичную посадку клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.
Для каждой модели двигателя установлена оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах (таблица 1).
Таблица 1 Тепловые зазоры в клапанных механизмах
Впускной клапан
Выпускной клапан
ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107, 412Э
0,35-0,4 – для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров; 0,4-0,45 – для остальных
ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки величина теплового зазора может изменяться, отклоняясь от оптимальных значений. Как увеличение, так и уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе газораспределительного механизма и двигателя в целом. При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности, клапаны перегреваются, что может привести к прогару фасок. Таким образом, регулировка тепловых зазоров клапанов устраняет преждевременный износ деталей газораспределительного механизма, позволяет восстановить фазы газораспределения, повысить наполнение цилиндров, их компрессию и в итоге мощность двигателя.
Зазоры проверяют и при необходимости регулируют периодически во время выполнения технического обслуживания. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме регулируют на холодном (15 – 25 ͦС) двигателе при полностью закрытых впускных и выпускных клапанах. Зазор измеряют плоским щупом. Пластинки щупа, по толщине равные требуемому зазору, должны проходить в зазор при легком нажатии. Если зазор задан допускаемым пределом, щуп, толщина которого равна нижнему значению предела, должен входить в зазор легко, а равный верхнему значению предела – с легким усилием. Перед регулировкой клапанов необходимо проверить крепление головки блока и гаек крепления стоек коромысел.
Рисунок 1 – Механизм газораспределения двигателя КамАЗ-740:
а – устройство механизма: А – тепловой зазор; 1 – распределительный вал; 2 – толкатель;
3 – направляющая толкателя; 4 – штанга; 5 – прокладка крышки; 6 – коромысло; 7 – гайка;
8 – регулировочный винт; 9 – болт крепления крышки головки; 10 – сухарь; 11 – втулка тарелки;
12 – тарелка пружины; 13 и 14 — клапанные пружины; 15 – направляющая клапана; 16 – упорная
шайба; 17 – клапан; б – регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме.
Рисунок 2 – Механизм газораспределения двигателя ВАЗ-2101
а – устройство механизма: 1 – клапан; 2 – направляющая втулка клапана; 3 – уплотнительный
колпачок; 4 и 5 – клапанные пружины; 6 – сухарь; 7 – тарелка пружины; 8 – шпилечная пружина
рычага; 9 – рычаг; 10 – корпус распределительного вала; 11 – кулачок; 12 – крышка клапанного
механизма; 13 – сферическая опора рычага; 14 – регулировочный болт; 15 – контргайка
регулировочного болта; 16 – стальная втулка; 17 – нижняя опорная шайба; 18 – стопорное кольцо;
б – последовательность регулировки тепловых зазоров клапанов: А и Б – метки, при совмещении
которых поршень в четвертом цилиндре достигает в.м.т. в такте сжатия; В – регулировочный болт;